ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ В ТВОРЧЕСТВЕ Х.Л. БОРХЕСА




Шульга А.А.

Гуманитарно-педагогический институт

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»,

г. Севастополь, Россия

Русские исследователи творчества аргентинского писателя модерниста Хорхе Луи Борхеса говорят о нем как об одном из интереснейших мыслителей нашего времени, к голосу которого прислушиваются виднейшие умы 20 века, выделяя парадоксализм его мышления, глубокое знание религий, историй и культур всевозможных народов. Некоторые отечественные знатоки Борхеса отмечают значительное влияние аргентинского философа на русскую литературу, имея в виду появления последователей, «борхесианцев» и близость его идей.

Несмотря на знаковость творчества Борхеса, оно до сих пор остаётся недостаточно изученным в современном отечественном литературоведении. Единственное диссертационное исследование было проведено кандидатом философских наук О.П. Чистюхиной. Учёный акцентировала своё внимание на философии культуры, в контексте которой рассматривала прозу Борхеса. Среди литературоведческих можно отметить работы О.С. Чебоненко, В.Д. Култыгина, О.В. Горбатенко, В.О. Платоновой, в которых рассматривались вопросы интертекстуальности и особенности видения мира и времени в произведениях Х.Л. Борхеса.

Отметим, что Борхес активно задействовал в своих произведениях художественный потенциал средств магического реализма. Доминантным в картине мира писателя становится культурологический символ как основа мифопоэтической реальности. Изучение свойств культурологического символа, его выраженности и функций в наследии Борхеса имеет новаторский характер и обладает несомненной актуальностью. Новаторским становится изучение прозы Борхеса в контексте магического реализма.

Цель работы связана с разработкой системы задействованных культурологических символов в творчестве Х.Л. Борхеса, в определении их функций в рассказах «Сюжет», «О культуре текста», «Вавилонская библиотека», «Сад расходящихся тропок». Цель достигается путём решения следующих задач:

1) дать характеристику символу как атрибуту магического реализма;

2) рассмотреть творчество Х.Л. Борхеса в контексте магического реализма;

3) проанализировать функциональную роль культурологических символов в произведениях Х.Л. Борхеса;

4) выявить основные культурологические символы и их смысловую нагрузку в рассказах Х.Л. Борхеса «Сюжет», «О культуре текста», «Вавилонская библиотека», «Сад расходящихся тропок».

Объект исследования: культурологические символы как основа художественного пространства Х.Л.Борхеса.

Предмет исследования: функции культурологических символов в произведениях Х.Л. Борхеса «Сюжет», «О культуре текста», «Вавилонская библиотека», «Сад расходящихся тропок».

Цели и задачи последовательно реализовывались в структуре ВКР, состоящей из двух глав.

В первой − «Символ как основа мифопоэтического пространства произведений магического реализма» − были рассмотрены вопросы специфики формирования мифа в произведениях магического реализма, символа как явления культуры и атрибуте магического реализма, а также творчество Х.Л. Борхеса в контексте магического реализма.

Систематизация данных позволила выявить особое понимание мифа в литературоведении ХХ в. Под пером писателей прошлого столетия миф обрел исторические черты, был воспринят в своей самостоятельности. Обращение к мифу широко раздвигало временные границы произведения. Но помимо этого миф, заполнявший собой все пространство произведения или являвшийся в отдельных напоминаниях давал возможность для бесконечной художественной игры и бесчисленных аналогий и параллелей.

В литературе особое место получают символические выражения мифа. Особенно это характерно для литературы магического реализма, в которой магические элементы включены в реалистическую картину мира. С точки зрения содержания и художественной формы – это определенный способ видения мира, опирающийся на народно-мифологические представления.

Функционально миф и символ во многом схожи, но по главенству в истории европейской культуры миф предшествовал символу. Принципиальное отличие символа от мифа, заключается в том, что миф – это всегда сюжет, это всегда некое внешнее оформление концепции бытия. Символ же надсюжетен и гораздо более размыт, расплывчат, но он может вбирать в себя сюжеты. Поэтому символ становится частью, а порой и базой, мифопоэтической картины мира.

Разнообразные символы, такие как текст, библиотека, каббала, сон, положены в основу игры Борхеса со временем и пространством. Это мы видим в рассказах «Пьер Менар, автор «Дон Кихота»», «Вавилонская библиотека», «Лотерея в Вавилоне», «Смерть и буссоль», «В кругу развалин», «Другой».

Мифологическое пространство Борхеса строится, опираясь на символы, которые являются не просто аллегориями и метафорами, они позволяют увидеть пересечения культур (мир культуры представляется как единое целое) и становятся маркерами художественной коммуникации текста.

Суть и функции культурологических символов становятся предметом анализа второй главы под названием «Смысловое значение культурологических символов в произведениях Х.Л. Борхеса». Глава рассматривает образы-символы исторических личностей в микрорассказе «Сюжет», символ текста в рассказе-эссе «О культе книг»», символ лабиринта и библиотеки в рассказах «Вавилонская библиотека», «Сад расходящихся тропок».

В рассказе «Вавилонская библиотека» символ библиотеки представлен как вселенная и как культура одновременно. Это бесконечное пространство, которое имеет свою цивилизацию. В поведении разных библиотекарей метафорически представлены разные позиции современного человека по отношению к культуре: одни ищут опоры в традиции, другие нигилистически зачеркивают традицию, третьи навязывают цензорский, нормативно-моралистический подход к классическим текстам.

Центральный метафорический образ-символ в прозе Борхеса − это лабиринт. Образ лабиринта − один из сквозных символов для самых разных культур. В рассказе «Сад расходящихся тропок» лабиринтом является бесконечная книга, которую долгое время никто не мог разгадать. Сам Борхес говорил, что идея лабиринта возникла у него из критского лабиринта.

Анализ позволил прийти к следующим выводам: познание Борхесом мира культуры и человека осуществляется именно через смысловое и символическое выражение. Наиболее общей метафорой и парадигмой Борхеса стала парадигма книги, лабиринта и библиотеки. Использование данной символики в рассказах Борхеса носит автобиографическое начало – писатель много лет работал библиотекарем. Все символы являются выразителем общей картины мира Борхеса, в которой он видит проблемы времени и пространства и предлагает свой мир, основанный на постоянном поиске истины, глобального смысла и подвержении сомнению реальности происходящего.

Такое сочетание мифологической картины мира и мира реальности позволяют говорить о принадлежности Х.Л. Борхеса к литературе магического реализма, основывающей общую модель мироздания на культурологических символах.

было



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: