В образовательном учреждении




История тьюторского сопровождения

 

(Подбор статей)

Беспалова Галина

Школа №24, г.Брянск

Появление тьюторского сопровождения

в образовательном учреждении

 

«Тьюторское сопровождение» - термин, несмотря на частое употребление, достаточно новый: в отечественной педагогической науке еще только формируется его четкое и однозначное понимание. В обычной педагогической практике словосочетание «тьюторское сопровождение» сразу вызывает ассоциации с английским элитарным образованием, средневековыми университетами и наставниками нерадивых «школяров». В российских школах тьюторы появились совсем недавно – буквально в последние 10-15 лет. Вместе с тем тюторские программы – в том или ином виде – в настоящее время существуют примерно в 30 школах России.

Возникновение тьюторского движения и оформление его как педагогической практики в России тесно связано с именем д.п.н.Ковалевой Татьяны Михайловны, которая создала в г.Томске школу «Эврика-развитие». Именно эта школа стала «рассадником» тьюторства в России. Именно в Томске стали проводиться всероссийские тьюторские конференции. Именно томские педагоги поехали работать в Москву первыми московскими тьюторами.

Как уже было сказано, сейчас школ, реализующих тьюторские программы довольно много, но далеко не все школы, заявившие о своем стремлении использовать тьюторскую технологию, сохранили своих тьюторов, пережили период становления. Тьюторские технологии распространяются в школах России, но довольно медленно. Возникает впечатление, что далеко не в каждом образовательном учреждении тьюторство как технология образования может закрепиться и эффективно действовать.

Какими же признаками (характеристиками) должно обладать образовательное учреждение, чтобы в нем «прижился» тьютор?

В первую очередь, это образовательное учреждение должно быть инновационного типа. Тьютор как особая педагогическая позиция принципиально, качественно отличается от учителя. Главным образом это связано с совершенно иным взглядом тьютора на смысл и результат обучения. Для тьютора важны не конкретные усвоенные знания, а те изменения в отношении к учению, которые появляются у ребенка. Для тьютора важны не сформированные навыки и умения, а овладение учеником обобщенными способами познавательной деятельности. Соответственно, образовательное учреждение должно быть готово на уровне доминирующей педагогической позиции, на уровне концепции школы к «тьюторскому» взгляду на ученика. Хорошо соотносятся с идеями и принципами тьюторского сопровождения компетентностный подход в образовании, личностно-ориентированные модели образования, технологии развивающего обучения. Плохо – традиционная, классическая, советская классно-урочная система обучения. Совсем не обязательно, чтобы все 100% учителей школы разделяли идеи гуманитарного и гуманистического образования, существуют некоторые критические пороги – доля учителей, которая достаточна для развития тьюторства в школе. По нашим наблюдениям – это примерно треть педагогического коллектива. Может быть у кого-то этот порог будет еще ниже. Но совершенно обязательной является «инновационность» администрации образовательного учреждения.

Вторым обязательным условием становления тьюторства в школе является наличие не просто «инновационной» администрации, но администрации профессиональной, эффективной и компетентной, т.к. появление тьютора в школе всегда ведет к обострению управленческих проблем.

В третьих – наличие опыта командной работы. Тьюторы – это всегда команда, которая готова продвигать очень сложный проект «тьюторское сопровождение». Это команда, которая постоянно должна учиться, рефлексировать опыт своей деятельности, взаимодополнять и страховать друг друга.

И четвертое это готовность администрации финансировать обучение тьюторов: отправлять на семинары и конференции, выделять время для внутрикомандных семинаров и индивидуальной самообразовательной деятельности, приглашать консультантов.

Есть еще один очень важный момент. Довольно часто тьюторство возникает как альтернатива традиционного обучения. Далеко не всегда родители, местное сообщество готовы понять ценность новой педагогической технологии. Часто надо время на постепенное «завоевывание своего места под солнцем» – среди образовательных запросов родителей. Поэтому большая школа, в которой учиться порядка тысячи учащихся, имеет дополнительный ресурс для освоения тьюторской технологии: возможность «найти своего ученика». Среди тысячи всегда найдется человек 50 детей и их родителей, с которыми можно начинать и успехи которых станут лучшей рекламой для остальных родителей и ребят.

 

 

Ирина Проскуровская



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: