Тьютор как персонаж английского образования




 

Англия – страна персонажей, которые любят учить. Страна нонсенса. Говоря о литературе, или образовании, или английском характере, все равно приходишь к такому определению. Хотя бы потому, что смотришь и говоришь из другой культуры. В системе образования этой страны, подчиненной идее прагматизма, есть уникальный персонаж – тьютор

 

В "Оксбридже" каждый студент обучается по индивидуальному плану, здесь создана уникальная система, именуемая тьюторство. Тьютор - буквально - наставник. Каждый, кто выдержал вступительные экзамены, попадает в руки наставника. Тьютор - средневековое изобретение, он не следит, аккуратно ли застелена студенческая постель, подобающим ли образом студент одет. Его дело - помочь составить рабочий план, подобрать литературу, выбрать тему реферата (курсовой работы по-нашему), проконсультировать - короче, помочь учиться. И в сущности, учеба в "Оксбридже" - это самоподготовка, ежедневная самостоятельная организация студентом всей своей жизни. Тьюторы не только консультанты. Они читают студентам лекции, от которых многие профессора стремятся отлынить. Потому что в "Оксбридже" профессор - скорее не преподаватель, а своего рода заведующий научной лабораторией. Ведь, как ни странно, "Оксбридж" - прежде всего научно-исследовательское заведение.

Человек, ответственный за ответственность. Своеобразный двойник английского ученика. Какой sense кроется в тьюторе? Зачем он, собственно, нужен? Ответим на эти вопросы, на время заглянув в пространство щепетильной британской школы. Помощником в знакомстве будет прямая речь Максима ЛУГАНСКОГО, несколько лет назад покинувшего стены одной из частных школ.

ВСТРЕЧА
Начнем с того, где тьютора можно встретить. Для российских школьников встреча с ним неизбежна на ступенях британского образования, которые представляют собой стартовую площадку для разбега, к высшим учебным заведениям. Чаще всего такой площадкой становятся последние три года неполной средней школы и «Sixth Form» («Шестой класс») – заключительные два года полной средней. (Есть тьюторы и на подготовительных Foundation, и в университетах, но там их роль не так всеобъемлюща. Если хотите, менее заметна – сводится в основном к проверке успеваемости.)

Максим: – Я учился в обычной квакерской школе, которая терпимо относится к выходцам из разных культур. В отличие от более консервативных католических или протестантских учебных заведений. Учеников в нашей школе было примерно 500. Преподавателей – человек пятьдесят. Поскольку у нас каждый преподаватель выполнял роль тьютора, к каждому оказалось прикреплено около десяти подопечных.

Напомним, что общеобразовательная английская школа делится на три слагаемых. Первое, вполне самостоятельное, – начальная школа (возраст учащихся 5 – 11 лет), она часто даже географически отделена от средних учебных заведений. С первых классов наши соотечественники, как правило, учиться не начинают. Слишком накладно получается. Второе – неполная средняя школа. Она предполагает пятилетнее обучение (с 11 до 16 лет). Именно последние три года этой ступени рассматриваются как весьма привлекательные для иностранцев, решивших «взять» британское образование. Это время выбора. Помимо десяти обязательных предметов в конце третьего года «неполной» поток учеников начинает течь в двух направлениях: академическом (с профильным набором предметов) и облегченном (без оных). Облегченное направление завершает обязательное среднее образование, академический поток – готовит к «вышке». Именно конец третьего года годится для внедрения 14-летнего подростка в английскую систему. У него появляется возможность не только освоиться в чужой «картине мира», но и определиться насчет профессионального высшего будущего, изучая те предметы, которыми будут заполнены два последних года «Шестого класса». Здесь наш человек впервые встречает тьютора.

Максим: – Как только я приехал в школу, меня сразу познакомили с преподавателем, который затем четыре года следил за моим академическим и личным развитием. Звали его Тим. Он был не приходящим тьютором (бывают и такие), то есть жил в школьном общежитии.

Таким образом ученик приближается к Sixth Form, завершающему среднее образование. Два года обучения в «Шестом классе» – достаточно узкий мост, перекинутый на университетский берег. На этом мосту британским образованием вам также назначена встреча с ответственным двойником.

Максим: – Тим преподавал в нашей школе дизайн и технологию. В мой набор предметов этот курс не входил, поэтому в академическом процессе мы никогда не сталкивались. Я изучал математику, хотя Тим часто говорил мне: «Максим, для тебя этот предмет – не такой важный, ты, в сущности, гуманитарий».

ДЛЯ ЧЕГО?
Кто он такой, этот тьютор? Заглянем для верности в англо-русский словарь. Как существительное tutor – домашний учитель; репетитор; руководитель группы студентов; опекун. Как глагол tutor существует в значении – обучать, давать уроки; наставлять. Эта семантика точно передает образ. Он или она (соответственно – tutoress) назначаются новичку сразу по прибытии в школу. С этого момента жизнь становится неизбежно совместной. Тьютор не только следит за успеваемостью, но и выполняет все сопутствующие роли матери-квочки воспитательные маневры. С этим российскому ребенку бывает трудно смириться.

Максим: – Помимо того, что Тим вел мою академическую успеваемость в нужном направлении, он помогал мне разрешать конфликты, которые первое время достаточно часто возникали. И вот почему. Я был в первой волне российских подростков, попавших в британское среднее образование. Первым мальчиком из России, появившимся в этой школе в 1995 году. До меня, на год раньше, в школе учился наш человек, к сожалению, немного полоумный. Однажды он вылил синильную кислоту в аквариум. Погибли рыбки, которых учитель химии выращивал в течение 15 лет. Потом мальчик перешел в другую школу, потом в специальную школу. Потом к специальному учителю. Но память о его странностях осталась. Поэтому ко мне было, мягко говоря, неадекватное отношение.

Мало того, что за пределы пространства школы не выйдешь, не попросив разрешения, даже в выходной день. Нельзя рассчитывать на равнодушие, такое спасительное для нашего школьника в нашей общеобразовательной системе. Тьютору известно, что твой возраст – переходный. Ему известно, что, как правило, даже у нордических подростков период адаптации к чужой жизни вызывает неминуемую депрессию. Еще бы, курить нельзя (а кто не пробовал в этом революционном возрасте?), смотреть фильмы с ограничением «по возрасту», включая детского для российской ментальности «Терминатора», нельзя, влюбленности, переходящей в действие, – строжайшее нет. В одной из британских школ это «нет» превратилось в «пищалку» – пропускные ворота, реагирующие на тепло человеческого тела. Идея пришла в голову хаус-мастеру, тьютору в масштабе общежития. Ровно в 22.00, когда вход на половину девочек закрыт уставом школы, он лично ее подключает. Само собой, «пищалка» исправно выдает нарушителей. Местом встречи учеников и учениц, как правило, служит рекреация. На девичью половину до пограничного времени забегать не возбраняется только за книжкой.

Максим: – Я решал свои проблемы сам. Иногда с помощью кулаков. Тим, узнав об этом, обсуждал со мной ситуацию, помогая разобраться в мотивации поступков, приводящих к конфликту: почему тот или иной ученик так себя ведет, как избежать кулачных отношений. По сути, он в то время заменил мне родителей. Тем более, сразу так сложилось, что друзей в английской школе у меня было немного. Еще он помогал мне ладить с учителями.

Наркотики и алкоголь, что говорить, категорически запрещены. К такому пригляду российский ученик непривычен вовсе. И ведь, что интересно, не увернешься. Если школьника один раз застукали за курением, пусть вне школьных стен, покоя ему не видать как мамы с папой. За тобой все время будет наблюдать недремлющее тьюторское око. Это у них называется «повышенное внимание к каждому ученику». Тьютор списывается с родителями ученика на предмет получения у них письменного разрешения буквально на каждый шаг несовершеннолетнего подопечного. Родители шлют в школу письма, разрешающие: выходить из школы в субботу и воскресенье, самостоятельно ехать в аэропорт и обратно и так далее. Но все-таки «двойник» – не надзиратель, как может с непривычки показаться российскому подростку, это, скорее, классический наставник, такой вот сдержанный английский друг, с которым ученик может поделиться практически любой проблемой, будучи в полной уверенности, что тьютор ее разделит. У него работа такая.

Максим: – На уроках математики я часто плевал в потолок, так как уровень английской математики четвертого-пятого классов, как известно, упрощенный, если сравнить его с нашим уровнем. У меня были хорошие оценки, но учителю мое скучающее лицо не нравилось. «Не надо скучающего лица, Максим, надо уважать его работу», – говорил Тим.

Во всех случаях неформального поведения тьютор, выносливый и подготовленный к подростковым колкостям, будет беседовать с тобой, терпеливо объясняя, что так нельзя. Если слово не возымеет действия, определит форму наказания. Система наказаний в британских школах отличается от нашей характером. Наказанный ученик так или иначе осознает, что сам усложнил себе иноземное существование. На него никто не воздействует высокими обертонами. Не называет «дураком» и морали не читает. Наказывают по-английски. Например, за непозволительный проступок могут отправить на каникулы на неделю раньше или попросить приехать с каникул на неделю позже. Казалось бы, вот лафа-то. Наши подрастающие соотечественники по первости так и размышляют, шибко пакуя чемоданы. Но когда возвращаются «с родины» в учебный процесс, очень скоро понимают, что радоваться, оказывается, особенно нечему. Нагонять приходится пропущенную учебную неделю за счет свободных часов и выходных дней. Причем как минимум месяц. Кстати, чтобы ребенка исключили из школы, ему надо весьма постараться: английская школа изо всех сил ищет в ученике хоть какие-нибудь способности. И, как правило, находит.

Максим: – Была еще одна проблема, с которой тьютор помог справиться. Это языковая адаптация. Он научил меня, например, выдерживать правильную интонацию в общении. Моя размеренная (на самом-то деле просто неуверенная) интонация часто принималась англичанами за агрессивный тон. Тим, следя за моей речью, говорил: «Максим, вот ты сказал так, а это звучит агрессивно». Согласитесь, это очень важный момент, когда рядом с тобой носитель языка, внимательный к твоей речи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: