Методическая разработка интерактивной игры
«Хранители Воды»
Пояснительная записка
На первый взгляд может показаться, что для России проблема нехватки питьевой воды не очень актуальна. Ведь наша страна по запасам водных ресурсов находится на втором месте в мире после Бразилии. На территории России насчитывается 2,5 млн. рек и 2,7 млн. озер, в которых сосредоточено 26,5 тыс. км3 пресных вод. В одном только озере Байкал содержится 20% мировых запасов пресной воды. Кроме того, в нашей стране создано 2290 крупных и средних водохранилищ. Общая вместимость водохранилищ, которые призваны обеспечивать потребность в воде объектов экономики и населения, а также предотвращать наводнения, составляет 800 км3.
Конечно, у нас есть отдельные маловодные регионы – Калмыкия, юг Урала и Сибири, Северный Кавказ. Но все-таки основная проблема для России – не недостаток воды, а ее качество, которое оставляет желать лучшего. Мы используем только 2% своих запасов воды, но при этом загрязняем неочищенными стоками большинство водных объектов. И если не принимать мер, то качество воды в ближайшем будущем будет продолжать ухудшаться – из-за роста промышленного производства, недостатка очистных сооружений, нарушений экологических требований.
Цель: Привлечение внимания учащихся к проблеме сохранения и освоения водных ресурсов.
Задачи:
· Расширить знания детей о водных ресурсах планеты.
· Привить навыки экономного расходования воды в домашних условиях.
· Показать, насколько дорого стоят природные водные ресурсы.
· Развивать познавательный интерес учащихся к современным проблемам охраны водных ресурсов.
· Развивать творческие способности детей.
|
· Воспитывать соревновательный дух, умение поддерживать друг друга.
Общее время прохождения:
2 мин. – Вступление, вводный инструктаж по ходу мероприятия.
40 мин. – Прохождение командами этапов (по 8-9 мин. на каждый).
Этап 1. Интеллектуальное игровое задание «Вода – наше богатство»
Этап 2. Практическое задание «Эксперименты с водой»
Этап 3. Мастер-класс изготовление коллажа «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»
Этап 4. Демонстрационный стол. Наглядная демонстрация распределения водных ресурсов «Вода на планете Земля»
3 мин. – подведение итогов.
Учащихся необходимо разделить на команды.
Время выполнения заданий на этапе и оценивания работы команды – около 9 минут.
1.Этап Интеллектуальное игровое задание «Вода- наше богатство»
В данной разработке представлено несколько вариантов проведения данной станции. Варианты проведения приведены ниже.
Викторина
Оборудование:
· Распечатанные вопросы викторины
· При возможности включить мультимедийную презентацию – компьютер с подключенной электронной доской или проектором и установленной программой Microsoft Power Point.
· Листок для записи баллов команд.
Вопросы викторины:
1. Назовите материк, на котором содержится 80% пресной воды нашей планеты.
Правильный ответ: Антарктида.
Ледниковый покров в Антарктиде содержит около 80 % всех пресных вод планеты; если он полностью растает, уровень Мирового океана повысится почти на 60 метров.
2. Как называется природное явление, когда горячая подземная вода вырывается на поверхность высоким фонтаном?
|
Правильный ответ: гейзер.
Гейзеры — замечательное и своеобразное явление природы. Это кипящие источники, в которых через определенные промежутки времени происходят извержения кипятка. Со взрывом и грохотом огромный столб кипящей воды, окутанный густыми клубами пара, взлетает вверх большим фонтаном, рассыпаясь на высоте иногда до 80 м. Фонтан бьет некоторое время, затем вода исчезает, клубы пара рассеиваются, и наступает состояние покоя.
3. Отгадайте загадку: Без досок, без топоров через речку мост готов.
Правильный ответ: лёд, ледостав.
Ледостав – это и сам процесс образования льда на водоеме, и период, в течение которого этот ледяной покров не тает. Продолжительность ледостава, толщина ледяного покрова и скорость его образования зависят от ландшафта, особенностей реки и погодных условий (температуры воздуха, силы ветра и так далее). Чем меньше река и чем слабее ее течение, тем быстрее она замерзнет.
Бурные и быстрые горные реки не имеют сплошного ледостава. Но даже и в равнинных реках могут оставаться участки, где вода не замерзает. Такие места называют полыньями, а образуются они там, куда попадают более теплые воды или где течение самое быстрое. В России ледостав на реках начинается в конце ноября; окончательно замерзает лед к середине декабря, а начинает таять уже в апреле.
4. Кто на реке ветки носит, глину роет, плотину строит?
Правильный ответ: бобры.
Бобры обитают только вблизи рек или озер. Бобровая плотина — это уникальное сооружение, которое не в силах больше построить ни одно животное. В этом деле они настоящие мастера! Самая длинная плотина, построенная бобрами, составляла 850 метров в длину.
|
5. У какого водоема бывают рукава?
Правильный ответ: река.
Рукав реки - это сформировавшееся отдельное русло реки, обычно вновь впадающее в ту же реку ниже по течению. Река может разделяться на несколько рукавов, которые ниже по течению могут вновь соединяться и разъединяться.
6. Как называется самое соленое озеро?
Правильный ответ: Мёртвое море.
На самом деле это вовсе не море, а большое внутреннее озеро, которое питается водами реки Иордан, впадающей в его северную часть. Содержание солей в воде Мертвого моря составляет около 30%, в 9 раз больше, чем в любом море или океане, такая соленая вода непригодна для жизни организмов.
7. Какого цвета моря нет в данных названиях: Чёрное, Красное, Фиолетовое, Белое, Жёлтое)?
Правильный ответ: Фиолетовое. Моря с таким названием не существует в природе.
8. Тело какого животного состоит из воды почти полностью, на 95 %? Правильный ответ: медуза.
Тело медузы не имеет скелета, оно на 98% состоит из воды. Выброшенная на берег, медуза не способна передвигаться и мгновенно высыхает. По консистенции она напоминает желе, поэтому англичане назвали ее “желейной рыбой”.
9.Почему трудно хлопать в ладоши под водой?
Правильный ответ: из-за плотности воды.
Вода – более плотное вещество по сравнению с воздухом. Именно поэтому под водой так тяжело ударить рукой о другую руку.
10.Почему после дождя цветы пахнут сильнее?
Правильный ответ: Это связано с испарением.
Влажный воздух впитывает в себя все ароматы, а поднимаясь вверх, переносит с собой эти запахи.
11.Отгадайте загадку: «Не море, не земля – корабли не плавают, и ходить нельзя». О чем идет речь?
Правильный ответ: болото.
Болотами называют участки земли, где наблюдается высокая влажность, повышенная кислотность и низкая плодородность грунта. Болота – это естественные хранилища влаги. Причина избыточной влажности кроется в низменном расположении заболоченных территорий и отсутствии стоков для проточной воды.
12. Назовите самое древнее и самое глубокое озеро в мире, которое вмещает пятую часть всех запасов пресной воды на планете.
Правильный ответ: Байкал.
Возраст озера Байкал – около 30 миллионов лет. В течение этого периода формирование Байкала сопровождалось землетрясениями, поднятиями и опусканиями огромных участков земной поверхности. Байкал — самое глубокое озеро на Земле. Современное значение максимальной глубины озера — 1642 м.
Оценивание:
3 балла – 9-12 правильных ответов.
2 балла – 5-8 правильных ответов.
1 балл – четыре правильных ответа и меньше.
Игра «Вода, вода, кругом вода»
Задание: Назвать как можно больше произведений (мультфильмов, сказок, стихотворений и т.д.) связанных с упоминанием воды (в любом агрегатном состоянии), водных объектов, водных растений и животных.
Оценивание:
3 балла – больше десяти ответов.
2 балла – от шести до десяти ответов.
1 балл – пять ответов и меньше.
Игра в слова»
Оборудование:
· Распечатанное исходное слово, положенное на стол или размещенное на доске
· Листы для записей слов участниками
Участникам дается исходное слово, например:
ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ
ВОДОПРОВОД
ГИДРОЛОГИЯ