этап. Видимый результат.




Педагогическая импровизация.

 

Педагогическая импровизация — что это? И как ее применять в своей практике? Раскроет эту тему подробно наш замечательный эксперт Ксения Нестерова.

План лекции:

1. Импровизация и импровизационность.

2. 3 фактора импровизации.

3. Общая структура импровизации.

4. Импровизация в педагогике.

5. Импровизация в танце.

Импровизация - очень мощный инструмент в деятельности педагога. Страх выйти за шаблоны, за стереотипное поведение дает большую нагрузку на нервную систему учителя и создает массу других проблем. Дети — изменяющиеся структура, настроение, характеры их на столько разнообразны, что действовать в рамках шаблона не всегда можно успешно.

Получая профессию в ВУЗе, учат определенным стереотипам в поведении в школе на занятиях, стандартным решениям задач. Этот опыт нужен, но он работает не всегда. Детей много, ситуации разные необходимо постоянно перестраиваться для того, чтобы более успешно протекала деятельность педагога.

Во избежание рутинности, выгорания, как здоровье-сберегающая технология импровизация и импровизационность очень эффективны. Для того чтобы сберечь себя, развить творческий потенциал, чтоб реагировать по-разному на разных людей в различных ситуациях, для эффективной, результативной работы и в то же время педагог оставался здоровым, полон сил и энергии.

Любая секция, кружок, школа предполагают взаимодействие с большим количеством людей. Педагог может качественно подготовится к уроку, расписать заранее весь ход событий, этапы, методы и приемы, возможные ответы учеников. Но подготовка не гарантирует отсутствие внезапных ситуации на уроках.

Поэтому вариатативность (возможность подобрать множество вариантов в одной ситуации) и предполагает способность к импровизации, умению найтись в нужной ситуации. Развитие навыка импровизационности, умение импровизировать является большой помощью в профессии педагога. Умение управлять постоянно меняющимися структурами — норма в профессии педагога.

Импровизация — первотворчество, особый акт, связанный с деятельностью головного мозга. В хаосе различных впечатлений, эмоции человек меняет за короткую единицу времени и в моменте каким-то образом себя проявляет. Элементы импровизации можно встретить в любом творчестве. А творчеством можно называть любую деятельность педагога. Импровизационность — стереотипность поведения и введения урока. Умение импровизировать — показатель творческости педагога. Но не каждое отступление от шаблона можно назвать импровизацией. Импровизацией называется то, в результате чего появился новый продукт. Как правило, происходит спонтанно и при зрителе. Импровизация — целый процесс, создающий от начала до конца что-то новое.

3 фактора импровизации:

  • спонтанность
  • публичность
  • наличие на выходе нового

Совпадение всех трех факторов говорит о том, что импровизация произошла. Импровизация — деятельность мозга, значит мозг должен быть готов к тому, чтоб импровизировать.

Для того, чтобы создать новое, нужно освобождать «чердак» от старого.

Мозг нуждается в отдыхе, чтоб лишнее, ненужное постепенно уходило.

 

Общая структура импровизации:

1 этап. Инсайт.

Импровизация характеризуется появлением озарения. Смена обстановки, дает выброс в мозг какой-то идеи, случается озарение - инсайт.

2 этап. Логика.

Внутренний, быстрый анализ, протекающий практически незаметно для человека. Происходит интуитивно-логическое осмысление идеи. Этот процесс происходит мгновенно, что человек не способен анализировать. Мозг выбирает способ решения внутри этой идеи.

этап. Видимый результат.

Публичная реакция на идею.

Некоторые ученые признают нулевой этап. В него входит труд, интеллектуальная деятельность, интеллектуальная готовность, запас багажа знаний и тд.

Чтоб импровизировать целый урок или импровизационно проявлять себя в моментах урока необходимо, чтоб в голове был запас материала, который позволит это делать.

Интеллектуальная готовность, когда в голове достаточно много знаний из разных плоскостей и в зависимости от типа темперамента, уровня чувства юмора, общего интеллектуального уровня, ты можешь эти знания применить. Желательно не только в своей профессии развиваться, но и захватывать смежные. Для хореографов — это театр, цирк, кинематограф и другие виды искусства. А так же области, которые интересуют лично педагога, но никакого отношения к основному виду деятельности не имеют отношения. Это все позволяет учителю наживать багаж, который в нужный момент при нужном стечении обстоятельств и при определенном опыте даст возможность среагировать быстро и качественно. Очень важно педагогу наполнять себя знаниями и опытом.

Импровизация в педагогике.

Овладеть стереотипными навыками обязанность любого педагога. Молодой и неопытный учитель в первый год практики должен вести свою работу в рамках стереотипов и научится с конкретной ситуацией работать профессионально. Готовиться максимально качественно. Без наработки базы, фундамента сложно импровизировать. Баланс между стереотипностью и инновациями очень важен.

Импровизация в танце.

Импровизация — мощный инструмент нахождения новой лексики и индивидуальности исполнителя. Импровизация в процессе танца — перфоманс. Определенная степень свободы и высокая степень творчества, как процесс, который можно наблюдать со стороны. Прелесть этого процесса — неповторимость. Перфоманс, как один из самый действенных способов для поиска индивидуальности танцоров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: