ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОТ ДОШКОЛЬНЫХ ДО ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ




А.М. Тихонов

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОТ ДОШКОЛЬНЫХ ДО ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

Аннотация. В статье представлены теории и концепции, которые легли в основу технологии развития субъекта физкультурной деятельности, охватывающей занятия физической культурой на всех ступенях обучения: от дошкольных до вузовских образовательных учреждений.

Ключевые слова: физическая культура; деятельностный подход; технология; философские, психологические, дидактические, предметные, физиологические теории.

 

Развивающее обучение в дошкольных учреждениях, системно-деятельностный подход в общеобразовательной школе (начальной, основной и средней), компетентностный подход в высших профессиональных учебных заведениях объединяет то, что акценты в образовании сместились со знаний (не умоляя их значимости) на способы действий. Это означает освоение умений применения знаний на практике или получение их в процессе деятельности. Смена образовательного подхода предполагает и изменение цели, следовательно, и результата образования; содержания, методов, что, в свою очередь, должно привести и к изменениям во взаимодействиях участников образовательного процесса. Всё это вызывает необходимость уточнения и пересмотра сложившихся в физической культуре понятий и на их основе построение, отличных от прежних, методик и технологий.

Деятельностный подход в образовании вызывает необходимость отойти от принятого в теории физической культуры аксиологического подхода к понятию «культура» и обратиться к этому понятию с позиций деятельностного подхода, и уже от этого общего понятия определиться с конкретным понятием «физическая культура». С точки зрения Э.С. Маркаряна, культура – это «система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе» [5]. Другими словами, культура выступает как способ деятельности, технологический контекст деятельности. Эти механизмы, или способы деятельности, и будут тем интегративным (системообразующим) фактором, который и объединит в единое целое биологическое, разумное, социальное и духовное в человеке.

Тогда в логике вышесказанного, физическая культура – это физкультурная деятельность как система последовательных и взаимосвязанных действий автора по созданию физического упражнения, его исполнению, дозированию, контролированию, рефлексированию воздействия, которое оно оказывает на него. А целью физической культуры в образовательных учреждениях должно стать освоение учащимися системы способов физкультурной деятельности, обеспечивающих самостоятельное применение физических упражнений для удовлетворения своих потребностей (в здоровье, развитии двигательных качеств, красоте телосложения, проведении досуга и др.). Следовательно, предметом преподавания будет освоение основ физкультурной деятельности.

Физическая культура с позиций деятельностного подхода основывается на философских, психологических, дидактических, предметных и физиологических теориях и концепциях.

Философские теории и концепции:

– философия русского космизма (Л.Н. Толстой, Н.Ф. Фёдоров, Вл.С. Соловьёв, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Н.А. Бердяев, А.Л. Чижевский; тезис: идея вселения человека во внешний мир посредством деятельности, обеспечивающей создание им продуктов, адекватных познаваемым сферам внешнего мира);

– диалектико-материалистическая философия и диалектическая логика (Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин; тезис: в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо);

– теория энергоэволюционизма (М. Веллер; тезис: энергопреобразование – есть сущность Бытия. Человек разумный есть верхняя точка антиэнтропийной эволюции планеты, в принципе – самый совершенный энергетический запал всей окружающей энергии. Стремясь к ощущениям, человек стремится к действиям, сумма которых в общем максимальна для индивида в течение жизни);

– концепция поисковой активности (разработана В.С. Ротенбергом и доказанная им в многочисленных экспериментах совместно с физиологом В.В. Аршавским; тезис: потребность в поиске относится к базальным потребностям человека);

– культурология, деятельностный подход к пониманию культуры (Э. Маркарян В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, З. Файнбург; о данном подходе сказано выше).

Психологические основы: общая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.В. Давыдов); теория учебной деятельности (Д.Б. Эльконин; тезис: личность развивается в деятельности).

Дидактические основы: в основу положены принципы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова; тезис: обучение идёт в зоне ближайшего развития.

Предметные основы ( субъектность деятельности, самоконтроль и самооценка; умение действовать по инструкции, составление инструкций, осмысленность действия, осознание ошибок осознание ощущений и чувств как основа рефлексии, формирование образа действия, создание условий для развития творческих способностей).

Физиологические основы: теория физиологии активности Н.А. Бернштейна; тезис: коррекции вносятся в моторные импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения.

Основываясь на эти теории, и была разработана технология развития субъекта физкультурной деятельности. Весь период обучения в рамках этой технологии делится на отдельные стадии, не количественно, а качественно друг от друга отличающиеся (связь качественно различного – это и есть подлинная диалектика развития). Деление на отдельные стадии обусловлено типом ведущей деятельности, соответствующей каждому возрасту (игровая деятельность, учебная, общественно значимая, учебно-профессиональная деятельность) [2].

Старшие дошкольники в игровой деятельности успешно осваивают действия контроля, оценки и самооценки техники двигательных действий [6], ученики начальной школы осваивают универсальные учебные действия (личностные, метапредметные и предметные) [4], ученики основной школы овладевают навыками общения в процессе проектной деятельности (подготовка к соревнованиям и установлению личных рекордов), ученики средней школы уже в состоянии работать над собственными проблемами, связанными со здоровьем, красотой телосложения, развитием физических качеств [3]. Мотивы занятий в рамках такой деятельности у учащихся выше, чем при занятиях с тренировочной направленностью Это же относится и к величине внутренней нагрузки на уроках [1].

Владение авторскими умениями, особенно умениями контролировать технику двигательных действий, интенсивность их выполнения, определять величину внутренней нагрузки на уроке, знание границ своих возможностей поможет, с нашей точки, зрения избежать гибель учеников на уроках физической культуры, связанных с неадекватной их состоянию нагрузкой (О.В. Васильева, министр образования и науки сообщила, что за 2016-2017 учебный год на уроках физкультуры погибло 211 человек).

А период вузовского обучения может стать стадией самореализации в сфере физкультурной деятельности. Или, в набирающей силу, спортивной деятельности – без негативных для здоровья последствий.

 

Список литературы

1. Гончаров К.В. Образовательные уроки физической культуры: мотив и величина внутренней нагрузки // Физическая культура, спорт, туризм: науч.-метод. сопровождение: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 44-48.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 554 с.

3. Кадыков Б.Ф. Формирование двигательных навыков у школьников на уроке физической культуры: дисс.... канд. пед. наук. / Б.Ф. Кадыков. - Пермь, 2004. – 153 с.

4. Кечкин Д.Д. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в процессе освоения физкультурной деятельности: дисс.... канд. пед. наук / Д.Д. Кечкин, Тульский гос. ун-т –Тула.,2013. – 149 с.

5. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. – С. 117.

6. Суханова Е.В. Влияние поисковой активности на формирование оценки, самооценки и техники двигательного действия / Е.В. Суханова // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. – С. 163 - 170.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: