Влияние деятельности на психическое развитие ребенка




ГОУ СПО «Находкинский государственный

Гуманитарно-политехнический колледж»

Заочное отделение

Находка, ул. Дзержинского, 9а

 

Курсовая работа

По предмету: Методика математического развития

Тема: Гуманизация процесса обучения элементам математики в дошкольных учреждениях

Студента V курса, группа 851

Специальность: Дошкольное образование

Скубицкая Наталья Юрьевна

С. Фроловка, ул. Лазо, 14-2

Курсовая получена заочным отделением:

«_____»______________________200__г.

Оценка работы: ____________________

Дата проверки: _____________________

Преподаватель: Ким Надежда Михайловна

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

1. Влияние деятельности на психическое развитие ребенка………….7

1.1. Общение и психическое развитие ребенка……………………11

2. Индивидуальный подход к детям на занятиях по

развитию элементарных математических представлений………..14

3. Идеальная цель воспитания………………………………………….26

3.1. Объективный и субъективный характер

цели воспитания………………………………………………..27

3.2. Концепция воспитания дошкольников………………………..29

Заключение………………………………………………………………35

Список используемой литературы……………………………………..37

Приложение.

 

Введение

У дошкольников интенсивно протекают процессы физического развития: рост, изменение пропорций тела, окостенение скелета, нарастание мышечной массы, увеличение массы мозга. Можно от­метить такую закономерность; чем моложе возраст, тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы, интенсивнее протекают все процессы физического развития. Общие возрастные показатели не остаются неизменны­ми — замечается тенденция к их росту. Современные дети в сред­нем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и ум­ственно, нежели их сверстники 15—20 лет назад. Такое явление получило в науке название «акселерация». Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника как в физическом, так и в пси­хическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.

Отличительной возрастной особенностью дошкольников явля­ется также быстрое развитие и большая пластичность нервной системы, что создает благоприятные условия для воспитания и, обучения. Многие знания, которые дети получают в раннем дет­стве, сохраняются у них на всю жизнь.

Педагогические и психологические исследования современных ученых показали, что именно дошкольный возраст характери­зуется огромными потенциальными возможностями для развития сложных форм восприятия, мышления, воображения и что если их не использовать в должной мере, то формированию личности можно нанести огромный ущерб, который трудно восполнить в последующие периоды.

Возьмем, например, такую характерную возрастную особенность дошкольников, как подражание. Она облегчает детям усвоение знаний, овладение навыками и умениями в процессе непосред­ственного восприятия и наблюдения. Если же стремлением детей к подражанию не руководить, это может привести к весьма отри­цательным последствиям.

В целях развития умственных способностей детей очень важно не допускать в детском саду формальных занятий, когда соблю­дается только внешняя форма их проведения: «Все занимаются, с полученным заданием справляются». Необходимо во всех слу­чаях руководствоваться педагогической оценкой, а именно: что занятие дало каждому ребенку в смысле его всестороннего разви­тия? Был ли правильно определен удельный вес заданий в соответ­ствии с возможностями детей? Как осуществлялся индивиду­альный подход к каждому? Как использовались характерные особенности возраста? Но если на занятии давать только готовые образцы, рассказывая подробно о всем процессе работы, несмотря на то что аналогичные занятия уже проводились несколько раз, дети привыкают к обязательному показу, ждут его и не решаются проявить свою инициативу. Активность и творческие способности в таком случае не только не развиваются, но даже подавляются. Впоследствии подражательность может оказать отрицательное влияние на все развитие ребенка.

Дети дошкольного возраста любят слушать по нескольку раз знакомые им рассказы, песни, стихи, играть в одни и те же игры. Это объясняется особенностями детского восприятия. Склонность детей к повторению является ценным качеством, способствующим приобретению и закреплению умений и навыков, но это нужно правильно использовать. Повторение должно сочетаться с по­степенным нарастанием и усложнением материала. Это очень важное и необходимое условие организации педагогического процесса.

Одной из особенностей дошкольников является и то, что они очень любят делиться друг с другом своими знаниями и умениями. В детских садах приходится наблюдать, как дети учат друг друга читать стихи, обучают трудовым умениям, объясняют пра­вила поведения, проявляя при этом большое терпение и такт. Н. К. Крупская объясняла эту особенность активностью детской натуры, а также тем, что в психическом отношении ребенок всегда ближе к другому ребенку, поэтому он может доступнее все объяс­нить, нежели взрослый. Такую особенность возраста необходимо использовать для воспитания чувства коллективизма, дружбы, взаимопомощи.

Дети дошкольного возраста обычно легко запоминают услышанное, часто запоминают механически, не вдумываясь в смысл услышанного, как правило, не понимая его. Эта особенность дошкольников может легко ввести взрослого в заблуждение относительно уровня их умственного развития. Иногда воспитатель незаслуженно восхищается ребенком, который с легкостью повторяет чужие слова, не понимая их смысла, и считает неразвитым и даже отсталым ребенка, который хочет выразить понятое им своими словами, но не может сразу найти подходящие слова.

Поэтому необходимо всегда проверять, понимают ли дети то, о чем они говорят, чтобы не воспитать из них, как говорила Н. К. Крупская, «фразеров и болтунов». Кроме того, выяснение степени понимания детьми своих высказываний способствует развитию у них логического мышления, что является очень важным условием их умственного развития и подготовки к школе.

Детям дошкольного возраста свойственно непроизвольное внимание, они легко отвлекаются и не могут длительное время быть сосредоточенными на каком-либо одном предмете или явлении. Об этой их особенности необходимо помнить и в воспитательной и в учебной работе, использовать различные методы и средств для развития произвольного внимания детей. К. Д. Ушинский считал воспитание внимания совершенно необходимым условием в подготовке детей к школе, к успешному их обучению.

Особенностью дошкольников является также их эмоциональность и впечатлительность. От этого во многом зависит развитие
ряда психических свойств личности ребенка. Н. К. Крупская
подчеркивала влияние эмоций на развитие психических процессов и проявлений, которые имеют большое значение в воспитании
и обучении детей. «Эмоция, - писала она, - определяет направление интереса, интерес обусловливает внимание, внимание - память...»[1].

Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Один
ребенок может быть более эмоциональным, другой — менее. Память, мышление, внимание могут быть самыми различными у разных детей.

 

 

Влияние деятельности на психическое развитие ребенка

 

 

Внешние и внутренние действия. Жизнь ребенка складывается из выполнения разнообразных действий. Малыш четырех-пяти лет значительную часть времени проводит в играх. Он изображает доктора, который лечит больного, пограничника, парикмахера или учителя. Кроме того, он рисует, возводит дворцы из строительно­го материала, слушает сказки и рассказы, дежурит по группе в детском саду, помогает маме накрывать на стол...

Все эти действия можно определенным образом сгруппировать, отнести к разным видам деятельности. Деятельностью на­зывается совокупность действий, отвечающих од­ним и тем же побуждениям. Так, действия ребенка в сюжетно-ролевой игре могут быть очень разными (одно дело — изображать шофера, совсем другое — воспитательницу), но все они служат для разыгрывания той или иной роли и побуж­даются интересом ребенка к жизни взрослых.

Деятельность включает как внешние, практические действия, так и внутренние, психические. Ведь для того, чтобы, например, играть в доктора, недостаточно просто вставлять палочку под мышку кукле. Нужно представлять себе, что кукла — это больной ребенок, а палочка — термометр. Внешние игровые действия реа­лизуют замысел игры, который строится в уме.

Когда ребенок овладевает новым для него видом деятельнос­ти, он постепенно усваивает и те действия, которые для него необходимы. И общий путь такого усвоения состоит в том, что сначала все действия усваиваются во внешней форме, а потом некоторые из них становятся внутренними, психическими. Это легче всего заметить на примере действия с предметами. Наблю­дая за тем, как дети разного возраста выполняют одни и те же задания, можно обнаружить, что внешние действия переходятво внутренние.

Если ребенку двух лет дать доску с двумя вырезами — квад­ратным и круглым — и два вкладыша такой же формы и пока­зать, как вкладыши вставляются в отверстия, он обычно, подра­жая взрослому, берет первый попавшийся вкладыш и пытается втиснуть его в любой вырез. Если вкладыш не лезет, ребенок нередко начинает его вколачивать и только после дополнительно­го указания взрослого переносит к другому отверстию и, наконец, вкладывает. Ребенок немного постарше — года в два с половиной— действует несколько иначе. Он тоже берет вкладыш без выбора и подносит его к одному из отверстий. Однако теперь уже не вколачивает то, что не влезет, а сразу обнаруживает ошибку и без дополнительной помощи исправляет. Он научился сначала пробовать, потом делать. Ребенок трех лет уже не нуждается в пробах, а, только посмотрев на отверстия и вкладыши, размещает их верно. Это значит, что сравнение формы отверстий и вклады­шей он теперь выполняет в уме. Откуда появилось это внутреннее действие, которым еще полгода назад малыш не владел? Его ис­точником стали те пробы, которые раньше ребенок делал руками. Продолжим опыт, предложив тому же трехлетке другую, несколь­ко более сложную задачу. Перед ним размещается простейший рычаг. На гвоздик, вбитый в стол, надета линейка с дырочкой посередине. Один конец линейки повернут к ребенку, сидящему за столом, и он его может достать. На другом конце укреплена привлекательная картинка. Взрослый сразу бы понял, что линей­ка поворачивается вокруг гвоздика и, для того чтобы достать картинку, нужно ближний конец оттолкнуть от себя. Но трехлетка, оказывается, этого не понимает. Он пытается тащить доступный конец линейки к себе и, только убедившись в том, что картинка при этом не приближается, меняет направление движения.

Для ребенка четырех лет такая задача уже вполне доступна: он проделывает нужную пробу в уме и сразу толкает ближний конец линейки от себя. Но это вовсе не означает, что теперь он может решать в уме любые задачи. Дадим ему несколько пало­чек и попросим посчитать, сколько будет 2 + 3. Скорее всего, ребе­нок (конечно, если он умеет складывать) сначала отсчитает и отложит в сторону 2 палочки, потом отдельно еще 3, затем сдвинет их все вместе и заново пересчитает. Безусловно, в конце кон­цов, наступит день, когда ребенок начнет считать в уме, без внеш­них перемещений палочек, но еще и тогда будет помогать себе, загибал пальцы...

Из этих примеров видно, что на протяжении дошкольного дет­ства образуются новые, все более сложные внутренние действия. Но чтобы такое образование происходило, перед ребенком долж­ны возникать все более сложные задачи и он должен учиться их решать. Так и получается в действительности.

Новые задачи все время ставит перед ребенком сама деятель­ность, которая его привлекает и которой он стремится заниматься. Он учится делать все более красочные и подробные рисунки, все более разнообразные постройки, изображать в играх все более широкий круг событий окружающей жизни.

Каждый вид деятельности вносит свой вклад в психическое развитие, но эти вклады неравноценны. Установлено, что в каж­дом возрасте один из видов деятельности становится главным, ведущим.Именно он наиболее важен для психического развития ребенка. В период от рождения малыша до поступления в школу сменяются три вида ведущей деятельности.

Сначала это — эмоциональное общение со взрослыми, потом — предметная деятельность, наконец, сюжетно-ролевая игра. Каж­дый новый вид ведущей деятельности зарождается внутри преды­дущего в виде отдельных действий, но эти действия превращаются в новую целостную деятельность, когда у ребенка появляют­ся новые побуждения. Совсем маленький ребенок полностью зависит от взрослого. Самое важное и интересное для него — именно взрослый человек. Даже на яркие, привлекательные игрушки он вначале обращает внимание только в том случае, если их показывает ему взрослый. Обучившись простейшим действиям с предметами, младенец использует эти действия для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого, пообщаться с ним.

Затем происходит перелом — предметы начинают интересо­вать, привлекать ребенка уже сами по себе, а взрослый становит­ся его сотрудником и помощником в овладении ими, открывает ему тайны употребления предметов. Это значит, что у малыша сложилась новая ведущая деятельность — предметная.

Овладевая действиями с предметами, ребенок под руковод­ством взрослых осваивает и некоторые действия, которые потом станут игровыми (например, укрывает куклу одеяльцем). Но до известного момента такие действия не имеют для ребенка игро­вого смысла (он не представляет себе при этом, что укладывает спать ребенка). Чтобы возникла новая ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра, интересы ребенка должны переместиться с предметов на действия взрослых людей, которые он начинает изображать, пользуясь игрушками.

Хотя в ходе развития ребенка один вид ведущей деятельности сменяется другим, это совсем не значит, что та деятельность, ко­торая раньше была ведущей, исчезает. Она сохраняется и продол­жает развиваться, но отходит на второй план. И общение, и пред­метная деятельность, и игра существуют у взрослого человека, но принимают другие формы.

Ведущая деятельность привлекает ребенка больше других видов деятельности, и поэтому в ней ребенок обнаруживает свои максимальные возможности. Так, в игре дошкольник может сде­лать многое из того, что для него непосильно в других усло­виях.

В одном психологическом исследовании изучалось, в каких условиях ребенок может дольше стоять неподвижно — по прямой просьбе взрослого или исполняя в игре роль часового. В другом исследовании сравнивали количество слов, которое может запом­нить дошкольник в игре (он был «покупателем», который прихо­дит в «магазин» и перечисляет заказанные ему покупки) и вне игры. В обоих случаях оказалось, что в игре результаты значи­тельно выше.

Значение, которое имеет игра для ребенка-дошкольника, учи­тывается при разработке форм и методов дошкольного воспита­ния. Любое задание дети принимает и выполняют лучше, если оно дается им в игровой форме.

 

1.1. Общение и психическое развитие ребенка

 

Ребенок с момента рождения окружен близкими ему людьми. Он не мог бы прожить и нескольких дней без постоянного ухода и внимания со стороны взрослых. И важно не только то, что взрослые кормят, моют, пеленают младенца. Не меньшее значе­ние для его нормального развития и даже для сохранения самой его жизни с самого начала имеет общение. Взрослый склоняется над ребенком, улыбается ему, берет его на руки, разговаривает (не беда, что малыш еще не понимает слов) и этим вызывает у самого ребенка уже в полтора-два месяца улыбку, двигатель­ное оживление, ответные звуки. Так начинает складываться первая деятельность ребенка—деятельность эмоционального об­щения.

Младенцы, с которыми взрослые мало общаются, резко отста­ют в развитии и нередко даже погибают. Это обнаружилось в годы первой и второй мировых войн, когда много маленьких детей, лишившись родителей, оказались в приютах, Домах ребен­ка, где не хватало персонала. Несмотря на то что дети были обес­печены нормальным питанием и необходимыми санитарно-гигиеническими условиями, процент детской смертности был очень высок, а те, которые выживали, развивались плохо — они вовремя не садились, не начинали ходить и говорить, оставались безучастными ко всему окружающему. Налаживание общения оказалось единственным средством, которое помогало преодолеть эту отста­лость в развитии.

Общение и в дальнейшем остается источником психического развития ребенка. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая сама становится важнейшим средством общения и играет огромную роль в деятельности ре­бенка и в познании им окружающего мира.

Общаясь со взрослыми, ребенок усваивает, для чего нужны предметы, как с ними следует обращаться, сам начинает овладе­вать разнообразными действиями. В играх он, пользуясь сведе­ниями, полученными от взрослых, изображает еще недоступные ему действия людей, их отношения между собой. Мы уже говори­ли о том, как влияет на психическое развитие ребенка его дея­тельность. Но эта деятельность сама не могла бы развиваться, если бы взрослые не общались с ребенком, не передавали бы ему разными путями опыт, накопленный человечеством.

Основным путем передачи этого опыта является обучение общение взрослого с детьми, специально направленное на то, что­бы развить их деятельность, дать им необходимые для выполне­ния деятельности знания, умения и навыки.

Один из главных вопросов, которые решает психология,— воп­рос о взаимосвязи обучения и психического разви­тия.

Ведущая роль обучения. Что «идет впереди» — обучение или психическое развитие ребенка? На первый взгляд представляется, что развитие: ведь для того, чтобы обучать ребенка чему-то, нуж­но, чтобы он был к этому подготовлен: мог понять, усвоить то, чему его учат, т. е. был достаточно для этого развит. Чем младше ребенок, тем более просты доступные ему знания и умения. Было бы странно пытаться показывать двухлетнему ребенку, как пи­шутся буквы, или объяснять четырех-шестилетнему устройство атомного реактора.

На каждой ступени развития обучение должно учитывать, что может усвоить ребенок. Но достаточно задать вопрос, откуда- воз­ник тот уровень развития, которого он уже достиг, чтобы стало ясно: это — результат предшествующего обучения. Да, двухлетний ребенок еще не готов к тому, чтобы научиться писать буквы, но его вполне можно научить, например, правильно держать ложку или узнавать изображенную на картинке собаку. И можно только потому, что до этого он учился более простым действиям, и при этом у него развились движения, восприятие, речь.

Обучение всегда опережаетразвитие. Это опережение выра­жается в том, что в процессе обучения — под руководством взрос­лого, вместе с ним — ребенок всегда может сделать больше, чем самостоятельно.

Опираясь на уже имеющиеся возможности ребенка, обучение каждый раз создает новые возможности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: