Содержание:
1. Основные направления и проблемы построения ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России. 2. Общая структура ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России. 3. Сеть передачи данных. 4. Управление ВИТС. 5. Задачи и состав центра управления ВИТС. 6. Перспективы использования в таможенных органах возможностей сети Internet.
Развитие ЕАИС ФТС России невозможно без создания и совершенствования транспортной среды ЕАИС - ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) ФТС России.
ВИТС представляет собой совокупность технических и программных средств передачи и обработки данных, которая совместно с каналами передачи данных позволяет организовать интегрированную передачу разнородного мультимедийного трафика, включая передачу данных, голоса и видеоинформации. ВИТС создается на базе существующей в ФТС России ведомственной сети связи и передачи данных.
До конца 90-х гг. формирование ведомственных сетей связи и передачи данных велось по различным не коррелированным между собой программам без должной научно-технической и экономической проработки. В результате проведенной специалистами
УСТАТТ, ГНИВЦ и региональных таможенных управлений работы была подготовлена и в январе 2001 г. утверждена Концепция построения ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России. Основной целью Концепции является формирование технической политики таможенных органов по созданию телекоммуникационной сети, основные направления ее развития на период 2000-2005 гг., формирование научно-технического, правового, экономического и организационного механизмов ее реализации.
Концепция во многих аспектах ориентирована на ЕАИС 2-й очереди. Вместе с тем заложенные технические решения обеспечивают перспективу ее использования на 10-15 лет, возможность развития, модернизации, в том числе с применением новых технологий передачи информации. В ходе реализации Концепции предусмотрены следующие основные мероприятия:
- проведение системного проектирования ВИТС;
- концентрация финансовых средств, выделяемых на централизованную закупку телекоммуникационного оборудования, капитальное строительство ВИТС, на реализацию целевых программ, решений коллегий ФТС России, развитие инфраструктуры РТУ, особенно в отношении таможен, характеризующихся высокими показателями оперативности работы и доходности;
- разработка системы управления и создание центра управления сетью;
- проведение системного проектирования региональных ВИТС;
- проведение НИР по сетям подвижной радиосвязи и спутниковому фрагменту ВИТС, начало их практической реализации.
Развитие ведомственной сети связи в направлении создания интегрированной телекоммуникационной сети начато еще до разработки системного проекта, в частности, цифровизация каналов до РТУ, отдельных таможен, перехода на цифровые технологии передачи информации в центральной зоне ФТС России.
Разработанный в 2002 году ОАО «Роснет» системный проект дал четкие ориентиры создания ВИТС, этапность организации работ, позволяет обоснованно планировать использование финансовых средств.
Тем не менее, в настоящее время темпы создания ВИТС отстают от реальных потребностей ЕАИС в развитии транспортной базы системы.
В связи с наращиванием каналов цифровой связи, внедрением технологий их интегрированного использования, разветвлением ВИТС, увеличением на сети количества коммуникационного и налогобразующего оборудования необходимо развитие системы управления сетью и, в частности, создание центрального и региональных центров управления.
Требуется создание единой транспортной среды и адресного пространства ЕАИС. При этом должно учитываться, что использованием только возможностей ведомственной сети ФТС России данную задачу до конца решить сложно из-за частой передислокации таможенных органов, расположения их на арендованных площадях и других причин. Необходима разработка приложений для работы по резервным каналам, в том числе в сети общего пользования.
Учитывая низкую оснащенность сетевой связью низовых подразделений таможенных органов - таможенных постов и пунктов пропуска (особенно в приграничных таможнях), а также низкие темпы цифровизации магистральных и особенно внутризоновых каналов сетей общего пользования, требуется шире использовать возможности всех операторов регионов.
Обеспечение правоохранительных и оперативных подразделений ФТС России передачей данных с мобильных объектов требует переоснащения существующих сетей радиоподвижной связи для внедрения современных цифровых стандартов связи.
Анализ содержания планов капитального строительства ВИТС показывает, что в последние годы основное внимание строительства ВИТС направлено на оснащение связью и ЛВС РТУ и таможен. Выделяемые на строительство ВИТС финансовые средства составляют лишь порядка 3% от средств, вкладываемых в развитие таможенной инфраструктуры.
Зачастую проекты не охватывают всей инфраструктуры таможни либо из-за недостатка финансовых средств реализуется не в полном объеме, в ущерб интересам таможенных постов и пунктов пропуска. Часто реализация включения этих элементов в ВИТС планируется традиционными методами организации привязок, что, учитывая во многих случаях большую удаленность от таможен, просто не может быть реализовано из-за больших капитальных затрат. Это требует поиска иных технических решений, в частности использование спутниковых каналов связи для регионов со слаборазвитой инфраструктурой связи.
ФТС России имеет следующую иерархическую организационную структуру:
центральный аппарат ФТС России; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты и таможенные переходы.
В некоторых случаях добавляется нижний уровень иерархии - автомобильные, железнодорожные, морские, воздушные, речные пункты пропуска.
Общее количество объектов ФТС России, которое должно быть охвачено ВИТС, составляет около 800.
С учетом организационной структуры ФТС России Техническим заданием определена следующая четырехуровневая структура ВИТС:
- первый уровень - центральный узел связи, объединяющий основные объекты центральной зоны ФТС (практически, объекты ФТС в г. Москве и Московской области);
- второй уровень - магистральная сеть, объединяющая региональные таможенные управления и таможни прямого подчинения с центральным узлом связи;
- третий уровень - региональная сеть, объединяющая подчиненные таможни с региональными таможенными управлениями;
- четвертый уровень - сети таможен, объединяющие таможенные посты и таможенные переходы с таможнями.
Современная ВИТС создается на базе существующей ведомственной сети связи и передачи данных. Основу ВИТС составляет базовая первичная сеть связи, построенная на собственных и арендованных каналах связи различной физической природы (проводных, оптических, радио). В составе ВИТС функционируют сеть передачи данных и ведомственная телефонная сеть.
Сеть передачи данных создавалась с начала 90-х гг. в рамках 1-й очереди ЕАИС ФТС России. В настоящее время сеть передачи данных построена, главным образом, на технологиях и оборудовании компании Cisco Catalyst.
Всего в составе ВИТС насчитывается более двухсот маршрутизаторов производства этой компании, основная поставка была произведена в 1996-1997 годах. Основной парк устройств составляют маршрутизаторы Cisco серии 2500. Эти маршрутизаторы в настоящее время уже сняты с производства, но осуществляется их сервисная поддержка.
В Московской зоне функционирует Мультисервисная сеть ФТС, в состав оборудования которой входят коммутаторы Cisco Catalyst 8540 и Catalyst 3500, маршрутизаторы Cisco серий 7206 VXR. и 3640, устройства доступа AS 5300. В ЦТУ установлен маршрутизатор Cisco 7513, планируется установка маршрутизатора Cisco 7206. В таможнях используются преимущественно маршрутизаторы С1зсо серии 3600, 4500 и 2500, на таможенных постах - Cisco серии 1600 и 1700. На базе коммутаторов Cisco Catalyst 8540 в г. Москве построено кольцо АТМ с пропускной способностью до 622 Мбит/с.
Система управления (СУ) ВИТС используется для управления и мониторинга состояния активных сетевых устройств и телефонных станций, а при необходимости -и оконечных устройств, например таких, как серверы и рабочие станции. СУ взаимодействует с указанными устройствами дистанционно, с помощью специальных протоколов управления. СУ ВИТС организационно представляет собой совокупность центров управления отдельными сегментами сети. При этом выделяются Центр управления сегментом ВИТС центрального региона ФТС России (далее - Центр управления сетью, ЦУС) и центры управления региональных таможенных управлений (РТУ).
ЦУС осуществляет управление сегментом ВИТС, в который входят:
- Центральное таможенное управление с подчиненными ему структурными подразделениями ФТС (таможнями и таможенными постами);
- объекты Московской зоны ФТС;
- таможни центрального подчинения.
Под Центром управления сегментом ВИТС понимается совокупность следующих элементов:
- программно-аппаратных средств управления оборудованием сегмента ВИТС;
- организационно-штатной структуры центра;
- технологий управления;
- помещения, в котором находятся средства управления.
Центры управления региональными сегментами ВИТС располагаются в региональных центрах управления ФТС.
Система управления ВИТС включает в себя систему управления сетью передачи данных и систему управления ведомственной телефонной сетью.
В настоящее время в ФТС России используется программа управления сетью, разработанная ФГУП ЦНИИ «ЦЕНТР».
Программа в первую очередь разрабатывалась для удобства управления сегментом сети ФТС России, находящимся под управлением ФГУП ЦНИИ «ЦЕНТР» и относится к так называемым «точечным» продуктам. Она ориентирована на решение конкретных задач, возникших в процессе эксплуатации сети, и позволяет осуществлять контроль за объемом и распределением трафика в сети, анализ трафика в отдельных участках сети, контроль за работой каналов передачи данных в реальном режиме времени и сбор различного рода сетевой статистики, генерацию отчетов о работе сети с возможностью управления IP-адресами пользователей, анализ LOG-файлов сетевых устройств.
Осуществляя мониторинг сетевого трафика, программа позволяет выявлять тенденции его изменения и анализ событий в целях упреждающего решения проблем, связанных с недостатком пропускной способности (упреждающее, или профилактическое, администрирование, proactive management), следить за информационной безопасностью и решать ряд других задач.
Программа использует традиционную методологию администрирования, которая основана на использовании правил. Последние предписывают системе администрирования предпринять определенные действия (например, выдать предупреждающее сообщение на управляющую консоль) в случае наступления определенных событий.
Появление несанкционированного трафика или превышение интенсивности трафика заранее определенного порогового значения вызывает передачу почтового сообщения на указанный сетевой адрес администратора. Программа постоянно развивается, ее структура предусматривает развитие функций, в том числе и реактивного администрирования (возможно увеличение набора событий, заложена возможность передачи SMS-сообщения на мобильный телефон), при обработке LOG-файлов, предусмотрено ведение справочной базы и базы данных накопленного опыта по устранению возникающих сетевых проблем.
Программа разработана для работы в среде ОС UNIX и Windows NT 4.0/2000 на языке СИ при максимально возможном использовании современных \Web-технологий.
Консоль администратора имеет удобный интуитивный \Web-интерфейс.
Программа может использоваться как в автономном режиме, так и быть интегрирована с платформой сетевого управления НР Open View.
Таким образом, имеющиеся в ГНИВЦ средства позволяют осуществлять ряд функций управления фрагментами ВИТС.
Центр управления ВИТС предназначен для обеспечения контроля за надежной, оперативной и защищенной передачей информации между подразделениями ФТС, контроля доступности и непрерывности работы ключевых технических и программных ресурсов ВИТС, анализа и планирования ее производительности. В связи с тем, что ВИТС представляет собой сложную пространственно-распределенную сеть, управление ею из одного центра (централизованное управление) представляется достаточно сложной задачей. Более целесообразным является такой вариант построения системы управления (СУ), когда сеть разбивается на несколько сегментов, каждый из которых имеет собственный центр управления (децентрализованное управление). Такими сегментами для ВИТС являются региональные сети с центрами управления, расположенными в региональных таможенных управлениях, и сеть центрального региона с центром управления, расположенным в ГНИВЦ. На последний, в случае необходимости, могут быть возложены также и функции централизованного управления всей сетью ФТС. Таким образом, для «управления ВИТС создаются Центр управления сетью (ЦУС) ФТС России, расположенный в г. Москве и осуществляющий на начальном этапе функции управления сетью центрального региона, и центры управления сетями региональных таможенных управлений (ЦУС РТУ), автономно осуществляющие функции управления региональными сегментами ВИТС.
ЦУС ФТС России осуществляет управление сегментом ВИТС центрального региона, в который входят сеть Центрального таможенного управления, Московская зона ФТС и таможни центрального подчинения. В связи с тем, что между ЦУС ФТС России и ЦУС РТУ в настоящее время используются каналы Е1 (2,048 Мбит/сек), на начальном этапе построения сети от ЦУС РТУ в ЦУС ФТС России поступает только наиболее важная управляющая информация ограниченного объема. Впоследствии при увеличении пропускной способности каналов между ЦУС возможно увеличение объемов управляющей информации.
Центр управления ВИТС должен обеспечивать решение определенных групп задач.
1. Задачи собственно сетевого управления, в число которых входят:
управление конфигурацией, включающее:
регистрацию устройств сети, их сетевых адресов и идентификаторов; определение конфигурации 1Р-устройств сети; определение типа и версии сетевой операционной системы; описание протоколов сетевых взаимодействий; построение топологической карты физических соединений сети - по уровням ответственности администраторов сети;
управление сбоями, включающее:
наблюдение за трафиком; мониторинг сетевых устройств; обнаружение чрезмерного числа конфликтов и повторных передач данных; предупреждение и профилактику ошибок путем анализа работы сети;
управление производительностью, включающее:
сбор и анализ статистических данных о функционировании сети; анализ трафика; анализ сетевых протоколов и оценку эффективности использования ресурсов сети; управление приоритетами пользователей и приложений; определение потребности в ресурсах для развития сети;
управление безопасностью СУ ВИТС, включающее:
управление доступом к ресурсам СУ ВИТС; управление доступом и полномочиями администраторов ЦУС; обеспечение защиты от несанкционированного доступа к управляющей информации и интерфейсам СУ ВИТС; регистрацию попыток несанкционированного доступа к средствам системы управления.
2. Задачи управления распределенными приложениями ВИТС, включающие мониторинг использования приложениями сетевых и локальных ресурсов и возможность изменения управляемых параметров работы этих приложений.
3. Задачи мониторинга текущего состояния системно-технического обеспечения ВИТС, ведение визуализированной базы данных, содержащей информацию о технических и учетных параметрах технического и программного обеспечения.
4. Задачи поддержки принятия решений по модернизации технического и программного обеспечения ВИТС и управления самой модернизацией, включающие контроль и управление установкой нового технического и программного обеспечения и оптимизацию этого процесса.
5. Задачи инвентаризации сети, в число которых входят:
учет объектов инвентаризации - системных ресурсов, оборудования и программного обеспечения (ПО); техническое обслуживание объектов инвентаризации, включающее планирование технического обслуживания аппаратно-программных комплексов и учет проводимых работ по гарантийным обязательствам и сопровождению; регистрацию лицензий и учет использования программных средств; учет конфигурационных параметров объектов сети; предоставление оперативно-технической информации.
6. Задачи обеспечения информационной безопасности, а именно:
обеспечение целостности передаваемой посредством сети информации на уровне технологии передачи данных, реализуемой в оборудовании 1Р-сети; обеспечение защиты от несанкционированного доступа к ресурсам сети; регистрацию попыток несанкционированного доступа со стороны каналов связи к объектам информационной защиты; разграничение прав доступа пользователей и приложений; обеспечение комиссионности доступа к наиболее критичным с точки зрения работоспособности сети функциям конфигурирования элементов сети.
7. Задачи моделирования работы существующих сетей, включая анализ нагрузок на отдельные их участки и поддержку принятия решений по перепланированию.
В условиях финансово-экономического кризиса одной из приоритетных задач становится разъяснение участникам внешнеэкономической деятельности позиции ФТС России, доведение до них оперативной и достоверной информации об особенностях деятельности таможенных органов в сложившейся ситуации. Сегодня решение этой задачи существенно осложняется тем, что по ряду объективных причин ограничен выпуск периодических изданий ФТС России, а организация конструктивного взаимодействия со средствами массовой информации требует значительных усилий и не всегда приводит к желаемому результату.
В связи с этим игнорирование возможностей международной сети «Интернет» является стратегической ошибкой. Сегодня Internet в России является реальной и одной из наиболее эффективных массовых информационных систем. Практически все информационно-аналитические службы используют информацию из этой системы, а простота доступа к ресурсам сети безотносительно их расположения выводит ее на ведущие позиции наряду с телерадиовещанием.
В то же время необходимо однозначно понимать, что Internet представляет собой абсолютно открытую систему, основным принципом развития которой является максимальная доступность всех информационных ресурсов. Поэтому все аспекты применения Internet - технологий в таможенных органах должны быть отделены от реализации функций таможенного контроля и оформления. Автоматизация этих функций должна выполняться только в рамках ЕАИС таможенных органов, доступ к ресурсам которой должен быть строго регламентирован. Что же касается применения Internet-технологий, то оно должно быть ориентировано на создание дополнительного информационного пространства, помогающего участникам внешнеэкономической деятельности лучше понимать процедуры таможенного оформления, содержащего справочную информацию о деятельности таможенной службы. В общих чертах, применение Internet-технологий должно быть направлено на обеспечение достоверной информацией о различных сторонах таможенного дела любого, кто бы ни пожелал этой информацией воспользоваться.
Предоставление доступа к достоверной информации о деятельности таможенной системы может и должно создать предпосылки к снижению числа правонарушений среди сотрудников таможенных органов и структур, предоставляющих услуги в области таможенного оформления. Однако создание таких предпосылок возможно лишь в том случае, когда на официальных WWW-серверах таможенных органов будет помещаться информация не только обзорного характера, но и детальная информация о правовой основе таможенного дела в РФ (электронные тексты Таможенного кодекса, законов, постановлений Правительства РФ, приказов и распоряжений ФТС России), об особенностях таможенного оформления в том или ином регионе и т. д. Естественно, что в общедоступную базу данных должна помещаться только та информация, которая не может классифицироваться как конфиденциальная (например, не подлежат раскрытию данные о личной идентификационной информации таможенных инспекторов и ряд специальных разделов базы нормативно-справочной информации).
Здесь необходимо сделать очень важное в методологическом плане замечание. Создание информационных ресурсов ФТС России и предоставление к ним прямого доступа через Internet преследует две взаимосвязанные цели.
Во-первых, обеспечивается пропаганда деятельности таможенной службы, аргументированная демонстрация вклада таможенных органов в формирование доходной части федерального бюджета, в пресечение и профилактику таможенных правонарушений,
и на этой основе формируется позитивное общественное мнение о людях в таможенной форме, о таможенной службе в целом.
Во-вторых, реализуется принцип целенаправленного распространения ведомственной документальной информации, обеспечивающий единство понимания и интерпретации государственной политики таможенного регулирования, направлений развития таможенной службы.
Различие в достижении этих целей заключается, прежде всего, в том, что пропаганда деятельности таможенных органов основывается на изложении фактов правильного применения таможенного законодательства, сопровождаемого комментариями специалистов, на компактном и доходчивом разъяснении особенностей различных режимов таможенного оформления и так далее. В то же время достижение второй цели предполагает формирование базы данных исходных документов без каких-либо комментариев и толкований. При этом, если решение задач популяризации деятельности таможенных органов может быть поручено специалистам пресс-службы ФТС России, имеющим большой опыт во взаимодействии со средствами массовой информации и общественными организациями, то к формированию базы данных исходных документов необходимо привлекать специалистов ряда целевых управлений центрального аппарата и, прежде всего, Правового управления.
Возможность такого разделения информации заложена в самой технологии формирования информационных страниц WWW-сервера. При этом большое значение может иметь размещение на серверах электронных версий специализированных изданий ФТС России и региональных таможенных управлений. Эффективность такой формы распространения информации можно многократно увеличить, если воспользоваться свойствами технологии гипертекста и предоставить пользователям при прочтении электронных вариантов журнальных или газетных публикаций возможность вызывать на монитор компьютера тексты исходных документов, ссылки на которые встречаются по тексту.
Создание общедоступных информационных ресурсов ФТС России - очень важный и ответственный шаг на пути к открытому
информационному обществу. Поэтому, прежде всего, необходимо определить единые принципы формирования WWW-серверов, порядок и методики ведения информационных страниц и разделов документационных баз данных. Вполне логичной представляется иерархическая система WWW-серверов: главный сервер ФТС России, серверы региональных таможенных управлений, серверы крупных таможен.
Главный сервер ФТС России должен содержать ссылки на все информационные ресурсы, содержащие сведения о таможенных службах России, стран СНГ, дальнего зарубежья. Кроме того, этот сервер должен содержать наиболее полную информацию об общих правилах таможенного оформления в РФ, базу данных нормативно-правовых документов, а также методические рекомендации по формированию и ведению WWW-серверов региональных таможенных управлений и таможен. Сегодня основа такого сервера создана в Главном научно-информационном вычислительном центре ФТС России.
Серверы региональных таможенных управлений могут содержать информацию о статистике внешней торговли своего региона, об особенностях таможенного оформления в регионе, о режиме работы таможен региона, а также содержать базу данных исходных документов, включая приказы и распоряжения, издаваемые начальником регионального управления. Кроме того, серверы региональных управлений могут содержать информационные страницы таможен региона, которые будут освещать деятельность каждой конкретной таможни.
В то же время наполнение этих серверов существенно различается как по объемам информации, так и по ее содержанию.
Литература.
1. Азаров Ю. Ф. Основы таможенного дела. Учебное пособие под общей редакцией М.: РИО РТА 2005 г
2. Афонин П.Н., Глебов В.Е., Талюкин Ю.А. Планирование таможенной деятельности: технологии и решения // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала РТА, 2003. № 1 (20). С. 107-111.
3. Афонин П.Н., Фетисов В.А.Введение в проектирование правовых и экономических баз данных: Учеб. пособие. СПб.: СПб. им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 2001. 104 с.
4. Афонин П.Н., Фетисов В.А. Программа дисциплины «Информационные таможенные технологии». Специальность: 350900. СПб.: РИО СПб. им. Бобкова филиала РТА, 2003. 12 с.
5. Афонин П.Н., Фетисов В.А. Разработка методики создания программного обеспечения учебного назначения // Материалы VII межд. конф. «Современные технологии обучения "СТО-2002"». СПб., 24 апреля 2002 г. СПб., 2001. С. 193-194.
6. Белоножкин ЮН. Модель таможни как основа исследования ее деятельности // Исследование проблем таможенного дела: Сб. научн. тр. М.: РИО РТА, 2000. С. 126-131.
7. Бобков В.Б. Формирование информационной системы управления таможенной деятельностью. СПб.: СПб. филиал РТА, 1996.
8. Ершов А.Д., Копанева П.С. Информационное обеспечение в таможенной системе: Монография. СПб.: Знание, 2002. 232 с.
9. Карпова Т. Базы данных: модели, разработка, реализация. СПб.: Питер, 2001. 304 с.
10. Коренеев В.В., Гарев А.Ф., Васютин СВ., РайхВ.В. Базы данных. Интеллектуальная обработка информации. М.: Нолидж, 2000. 325 с.
11. ЛозбенкоЛ.А. Конвенциальное регулирование внешнеэкономической деятельности: Монография. М.: РИО РТА, 2000.
12. Макрусев В.В. Проблемные направления и задачи автоматизации процессов управления таможенной службой России // Проблемы теории и практики таможенного дела: Сб. науч. тр.: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Н.М. Блинова. М.: РИО РТА, 1997. С. 282-295.
13. Малышенко Ю.В. Информационные технологии в таможенном деле: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч. 1. Владивосток: ВФ РТА, 2003. 265 с.
14. Чеботов Ю.А. Автоматизация деятельности таможенных органов России. М.: РИО РТА, 1998.