Тема 1. Лабораторная работа №13
План выполнения задания.
1) Просмотреть видеоопыты по теме.
2) Выполнить лабораторную работу.
3) Ответить на вопросы.
4) Написать вывод по лабораторной работе.
Свойства белков
1. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне https://youtu.be/Z99YGnegKLw
Цель: обнаружить с помощью качественной реакции присутствие белка
Оборудование: пробирка с мясным бульоном, раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия
Последовательность выполнения работы:
1. В пробирку налейте с мясным бульоном добавьте 2 мл раствора щелочи, а затем несколько капель раствора медного купороса (сульфата меди (II)), слегка встряхните пробирку.
2. Опишите наблюдаемое явление. Записи внесите в таблицу по форме:
Что делали | Что наблюдали | Уравнение реакций |
Вывод
Контрольные вопросы:
1. Какое значение имеют качественные реакции на белки?
2. Исследование способности растворения белков в воде https://youtu.be/_pXRHhVgH-A
Цель: изучить степень растворимости белков в воде
Оборудование: пробирка с белком куриного яйца, пробирка с кератином (хрящ), стакан с водой
Последовательность выполнения работы:
1. В пробирку с белком куриного яйца добавьте 2 мл воды и встряхните.
2. Проделайте аналогичные действия с белком кератином.
3. Опишите наблюдаемое явление. Записи внесите в таблицу по форме:
Что делали | Что наблюдали | Уравнение реакций |
4. Оцените степень растворимости белков и сформулируйте вывод.
Контрольные вопросы:
1. Какое практическое значение имеет знание о растворимости белков в различных растворителях?
3. Исследование процесса денатурации белка куриного яйца под действием спирта, растворов солей тяжелых металлов и нагревания https://youtu.be/HkiTsbGSl7k https://youtu.be/LGXgR_yWYEw
|
Цель: изучить влияние на белок денатурирующих факторов
Оборудование: три пробирки с раствором белка, раствор нитрата свинца, спиртовка, держатель для пробирок
Последовательность выполнения работы:
1. В пробирках №1, 2 и 3 находится раствор белка куриного яйца. Добавьте в пробирку№1 несколько капель спирта, в пробирку №2 – раствор нитрата свинца, белок в пробирке №3 осторожно нагрейте.(СОБЛЮДАЙТЕ ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ!!!).
2. Опишите наблюдаемые явления. Записи внесите в таблицу по форме:
Что делали | Что наблюдали | Уравнение реакций |
Вывод
Контрольные вопросы:
1. Что такое денатурация?
2. Укажите условия денатурации белковых молекул.
Список литературы
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля. М. Издательский центр «Академия». 2017
Тема 2. Практическая работа №4
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.
План выполнения задания.
1) Просмотреть видеоопыты по теме. https://youtu.be/Eg7RhgjPZ7A
2) Изучить теоретичекий материал.
3) Выполнить практическую работу.
4) Ответить на вопросы.
5) Написать вывод по лабораторной работе.
(Это в тетради не пишем! Просто изучаем)
Краткие теоретические сведения
Каждый класс органических веществ можно определить с помощью реакций, которые называются качественными. Такие реакции должны отвечать следующим условиям: быть достаточно простыми с технической точки зрения, безопасными и иметь наглядные признаки (цвет, запах, осадок).
|
соединение | реактив | Наблюдаемая реакция |
алканы | пламя | Горят голубоватым пламенем |
Алкены | Бромная вода р-р КМп04 Горение | Обесцвечивание раствора Обесцвечивание раствора, выпадение бурого осадка Горят-слегка желтоватым пламенем |
Фенол | Бромная вода р-р Na2СО3 FeCI3 | Обесцвечивание, выпадение белого осадка Выделение углекислого газа Фиолетовое окрашивание |
Спирты | Na Горение Черная горячая прокаленная медная проволока | Выделение водорода Горят светлым голубоватым пламенем Восстановление окраски металлической меди |
Многоатомные спирты | Сu(ОН)2 + NaOH | Растворение осадка и образование раствора синего цвета |
Альдегиды | Ag20 Сu(ОН)2 | Реакция серебряного зеркала Выпадение красного осадка Cu20 |
Карбоновые кислоты | Лакмус | Красное окрашивание |
Крахмал | спиртовой раствор йода | Синее окрашивание |
Белки | конц. HNO3 Сu(ОН)2 | Желтое окрашивание, в присутствии щелочи — оранжевое фиолетовое окрашивание |
Представление о качественном анализе веществ помогает в работе не только химикам, но и медикам, экологам, биологам, эпидемиологам, фармацевтам, работникам пищевой промышленности. Эти знания могут помочь и в повседневной жизни.
(Это записываем в тетради)
Практическая работа №4
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.
Цель: закрепить знания о качественных реакциях и их использовании для определения органических веществ.
Оборудование: в пробирках под номерами растворы: крахмала, мыла, глюкозы,глицерина, уксусной кислоты, белка, этиловый спирт; сульфат меди, гидроксид натрия, раствор йода, индикаторная бумага, медная проволока; пустые пробирки, спиртовка, держатель
|
Последовательность выполнения работы:
Внимание: Записи о наблюдаемых явлениях по всем опытам внесите в таблицу по форме:
Что делали | Что наблюдали | Уравнение реакций |
Вывод
Решите следующие экспериментальные задачи:
1. В выданных трех пробирках под номерами 1,2 и 3 находятся крахмал, мыло и глюкоза. Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из веществ.
2. В выданных трех пробирках под номерами 3, 4 и 5 находятся глицерин, уксусная кислота и белок. Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из веществ.
3. В двух пробирках 6 и 7 даны вещества: глицерин и этиловый спирт. Определите каждое из веществ?
Контрольные вопросы:
1.В каких случаях проводятся качественные реакции?
2. О чем свидетельствует образование «серебряного зеркала» в реакции между муравьиной кислотой и оксидом серебра?
Список литературы
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля. М. Издательский центр «Академия». 2017