Методические указания и контрольные задания для студентов заочников
по дисциплине ИОС(геодезия)
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Основы геодезии» предусматривает изучение теоретических основ производства инженерно-геодезических измерений при выполнении строительно-монтажных работ, а также получение практических навыков в работе с основными геодезическими инструментами, ознакомление с современными геодезическими инструментами и методами выполнения геодезических работ, получение навыков в составлении основных геодезических документов и чертежей.
По данной дисциплине предусматривается выполнение одной домашней контрольной работы, охватывающей все разделы примерной учебной программы.
Материал, выносимый на установочные и обзорные занятия, а также перечень выполняемых практических занятий и лабораторных работ определяются учебным заведением, исходя из профиля подготовки выпускника, контингента студентов (работающих и не работающих по избранной специальности) и соответствующего учебного плана, согласованного с УК и УЗ Госстроя России.
На установочных занятиях студентов знакомят с программой дисциплины, методикой работы над учебным материалом и дают разъяснения по выполнению одной домашней контрольной работы.
Варианты домашней контрольной работы составлены применительно к действующей примерной программе по дисциплине.
Обзорные лекции проводятся по сложным для самостоятельного изучения темам программы.
Проведение практических занятий и лабораторных работ предусматривает своей целью закрепление теоретических знаний и приобретение необходимых практических умений, по программе учебной дисциплины.
Выполнение домашней контрольной работы определяет степень усвоения студентами изученного материала и умение применять полученные знания при решении практических задач.
Учебный материал рекомендуется изучать в той последовательности, которая дана в методических указаниях:
ознакомление с примерным тематическим планом и методическими указаниями по темам;
усвоение программного материала по рекомендуемой литературе;
составление ответов на вопросы для самоконтроля, приведенные после каждой темы.
При изложении материала необходимо соблюдать единство терминологии, обозначений, единиц измерения в соответствии с действующими стандартами (СНиПами, ГОСТами).
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
об основных задачах геодезии как науки для обслуживания
строительства; знать:
основные геодезические определения, методы и принципы выполнения топографо-геодезических работ, геодезические приборы; уметь:
читать карту, определять по карте длины и ориентационные углы проектных линий, координаты и высоты; по известным координатам определять положение точки и проектной величины на местности инструментальными методами.
2.Примерный тематический план
№ темы | Разделы и темы |
1.1 1.2 | Раздел1. Общие сведения Понятие о форме и размерах земли Изображение земной поверхности на плоскости |
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 | Раздел 2. Работа с топографическими картами Масштабы Условные знаки Рельеф местности и его изображение на топографических картах и планах Ориентирование направлений Определение прямоугольных координат точек,заданных на топографической карте Прямая и обратная геодезические задачи на плоскости |
3.1 3.2 3.3 | Раздел 3. Гедезические измерения Сущность измерений.Классификация измерений,виды геодезических измерений. Линейные измерения. Угловые измерения |
4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 | РАЗДЕЛ 4.Понятие об опорных геодезических сетях и съёмках Понятие о поаново-высотной геодезической сети Закрепление точек геодезической сети на местности Назначение и виды теодолитных ходов. Порядок работ при проложении теодолитных ходов. Обработка полевых материалов при проложении теодолитных ходов. Методы горизонтальной съёмки и составление плана |
5.1 5.2 5.3 | Раздел 5. Геометрическое нивелирование. Общие сведения о нивелировании Устройство, поверки и исследования нивелиров и нивелирных реек. Назначение, технология производства и камеральная обработка ходов технического нивелирования |
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Р а 3 д е л 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Тема 1.1. Понятие о форме и размерах Земли
При изучении темы следует усвоить основные термины и понятия, уяснить порядок определения положения точек на земной поверхности с помощью различных систем координат, разобраться с системой высот точек.
Для лучшего усвоения материал рекомендуется кратко законспектировать и вычертить сопровождающие схемы.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие основные вопросы изучаются в дисциплине «Основы
геодезии»? '
2. Какова роль геодезии в строительстве?
3. Каким образом можно определить положение точки на зем-
ной поверхности?
4. Что такое отметка точки и превышение?
Те ма 1.2. Изображение земной поверхности на плоскости
Следует усвоить определения: карта, план, порядок вычисления горизонтального проложения и уклона линии, превышения между двумя точками на поверхности земли.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое горизонтальное проложение?
2. Что такое карты и план, каково отличие между ними?
3. Что такое уклон линии и как его подсчитать?
4. Как найти превышение?
Р а 3 д е л 2. РАБОТА С ТОПОГРАФИЧЕСКИМИ ПЛАНАМИ
Т е м а 2.1. Масштабы
Тема 2.2. Условные знаки
Тема 2.3. Рельеф местности и его изображение на топографических картах и планах
При изучении тем 2.1, 2.2, 2.3 следует понять и запомнить определение масштаба и его суть, виды основных масштабов, их точность. Порядок построения линейного и поперечного масштабов и порядок работы с ними.
Усвоить классификацию условных знаков, наиболее распространенные зачертить в конспект.
Усвоить, что такое рельеф, его типовые формы, методы изображения рельефа на чертежах, свойства горизонталей. Начертить соответствующие схемы в конспект.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое масштаб?
2. Виды масштабов и их точность.
3. Виды условных знаков.
4. Что такое рельеф?
5. Какие типовые формы рельефа?
6. Основные методы изображения рельефа.
7. В чем суть изображения рельефа способом горизонталей?
8. Что такое высота сечения, заложение?
9. Как определить отметку точки на плане "в горизонталях?
10. Как определить превышение между двумя точками на плане?
11. Как определить уклон линии на плане?
Тема 2.4. Ориентирование направлений
При изучении темы нужно усвоить смысл ориентирования линии на местности. Этими линиями могут быть оси различных сооружений или коммуникаций, оси проездов, красные линии кварталов и т.п. Для ориентирования этих линий и служат азимуты и румбы. Зная эти углы осей сооружений, можно установить аналитическую связь между данными осями.
Следует уяснить, что дирекционный угол во всех точках будет одинаков, а азимуты — различны, что дирекционные углы и азимуты отличаются между собой на угол сближения меридианов.
Нужно хорошо усвоить формулы вычисления азимутов (дирекци-онных углов) последующих сторон по известным азимутам предыдущих линий и углу между ними.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое азимут линии, какие бывают азимуты?
2. Что какое румб линии?
3. Какая зависимость между азимутами и румбами?
4. Что такое дирекционный угол?
5. Как найти дирекционный угол последующей стороны (линии),
если известен дирекционный угол предыдущей линии и угол между
этими линиями?
6. Что такое буссоль и как с ней работать?
Тема 2.5. Определение прямоугольных координат точек, заданных на топографической карте
Тема 2.6. Прямая и обратная геодезические задачи
При изучении тем 2.5 и 2.6 нужно усвоить, что такое плоские прямоугольные координаты и их приращения, направление осей координат, усвоить методику решения прямой геодезической задачи. Нужно научиться пользоваться таблицами вычисления приращений координат, усвоить методику обработки замкнутого теодолитного хода и разомкнутого хода. Научиться строить план полигона. Уметь контролировать вычисления и построение плана.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем суть плоских прямоугольных координат?
2. Что определяется в результате решения прямой геодезической
задачи и как?
3. Как решается обратная геодезическая задача?
4. Как проверяется правильность вычисления приращений координат и координат точек полигона?
Раздел 3. ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ
Тема 3.1. Сущность измерений. Классификация измерений, виды геодезических измерений
Тема 3.2. Линейные измерения
Тема 3.3. Угловые измерения
Тема 3.4. Государственная система стандартизации и метрологии измерительной техники
При изучении материала раздела нужно уяснить, какие виды измерений встречаются в практике геодезических работ и показатели их точности.
В чем суть линейных измерений, приборы, применяемые для их выполнения. Следует усвоить порядок выполнения измерения расстояний, виды поправок, вносимых в конечный результат.
Особое внимание обратить на изучение устройства и назначение теодолита, порядок его установки, выполнение поверок теодолита и измерение углов.
Следует понять, что умение работать с теодолитом — важный фактор квалификации специалиста-строителя.
Следует уяснить значение системы стандартизации и метрологии.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие измерения встречаются в практике геодезических работ?
2. Приборы, применяемые для измерения расстояний на местности.
3. Как измеряется расстояние?
4. Какие поправки нужно внести при измерении расстояний?
5. Назначение теодолита, его основные части.
6. Установка теодолита.
Как выполнить поверки теодолита и юстировку?
7. Как измерить горизонтальный угол и вести журнал?
8. Как измерить вертикальный угол?
СЕТЯХ И СЪЕМКАХ
Тема 4.1. Понятие о планово-высотной геодезической сети
Тема 4.2. Закрепление точек геодезических сетей на местности
Тема 4.3. Назначение, виды теодолитных ходов. Порядок работ при проложении теодолитных ходов
Тема 4.4. Обработка полевых материалов при проложении теодолитных ходов
Т е м а 4.5. Понятие о методах горизонтальной съемки и составления плана
При изучении материала раздела следует уяснить, что геодезические сети являются опорными для разбивочных работ на стройплощадке. Нужно также обратить внимание на состав полевых работ при проложении теодолитного хода и порядок обработки его материалов, вычисление координат точек хода, построение плана. Внимательно изучить методы горизонтальной съемки.
Вопросы для самоконтроля
1. Виды геодезических сетей.
2. Типы геодезических знаков.
3. Назначение теодолитного хода.
4. Состав полевых работ по теодолитному ходу.
5. Порядок обработки материалов теодолитного хода.
6. Построение плана теодолитного хода.
Основные методы горизонтальной съемки
Раздел 5. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ НИВЕЛИРОВАНИЕ Тема 5.1. Общие сведения о нивелировании Тема 5.2. Устройство, исследования, поверки нивелиров и реек
Тема 5.3. Назначение, технология производства и камеральная обработка хода технического нивелирования
Для достаточно полного изучения раздела нужно хорошо познакомиться с устройством нивелира, с нивелирными рейками, научиться делать отсчеты по рейкам, усвоить методику выполнения основных поверок нивелира и его юстировку. Знать состав работ и порядок их выполнения на станции при выполнении технологического нивелирования. Научиться обрабатывать материалы нивелирования, вычислять отметки точек.
Вопросы для самоконтроля
1. Способы геометрического нивелирования.
2. Назначение и устройство нивелира.
3. Как установить нивелир?
4. Как выполняются поверки нивелира?
5. Как передать отметку в котлован?
6. Как нивелируется трасса?
7. Порядок заполнения журнала нивелирования.
8. Обработка результатов нивелирования.
9. Нивелирные рейки.
Раздел 6. ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫПРИ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛАНИРОВКЕ УЧАСТКА
Тема 6.1. Нивелирование поверхности участка как вид подготовки топографической основы
Тема 6.2. Геодезические расчеты при вертикальной планировке участка
При изучении данного раздела прежде всего следует уяснить, для чего нивелируют поверхность, а также порядок выполнения полевых работ при нивелировании поверхности.
Нужно также усвоить порядок определения проектной отметки площадки из условия нулевого баланса земляных работ; определение рабочих отметок; методику построения картограммы земляных работ и подсчета объема работ при планировке площадки. Для закрепления материала выполнять соответствующее практическое задание.
Вопросы для самоконтроля
1. Зачем нивелируют поверхность?
2. Как готовят площадку к нивелированию?
3. Как выполняют нивелирование площадки?
4. Как подсчитывать черные отметки?
5. Как определить проектную отметку площадки?
6. Как находят рабочие отметки?
7. Как определить положение точек нулевых работ и построить картограмму земляных работ?
8. Как считать объемы земляных работ при планировке площадки?
4 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа состоит из десяти вариантов. Каждый вариант контрольной работы содержит четыре вопроса и одну задачу.
Изучать дисциплину рекомендуется последовательно по темам, в соответствии с примерным тематическим планом и методическими указаниями к ним. Степень усвоения материала проверяется умением ответить на вопросы для самоконтроля, приведенные в конце темы (раздела).
Вариант контрольной работы определяется по последней цифре шифра-номера личного дела студента.
При окончании номера на «О» выполняется вариант №10, при последней цифре «1» — вариант №1 и т.д.
При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать следующие требования:
- в контрольную работу записывать контрольные вопросы и условия задач. После вопроса должен следовать ответ на него. Содержание ответов должно быть четким и кратким;
- решение задач следует сопровождать пояснениями;
- вычислениям должны предшествовать исходные формулы;
- для всех исходных и вычисленных физических величин должны указываться размерности;
- приводятся необходимые эскизы, схемы.
На каждой странице оставляется поле шириною 3—4 см для замечаний проверяющего работу. За ответом на последний вопрос приводится список использованной литературы, указывается методическое пособие, по которому выполнялась работа, ставится подпись исполнителя и оставляется место для рецензии.
На обложке тетради указывают учебный шифр, наименование дисциплины, курс, отделение, индекс учебной группы, фамилию, имя и отчество исполнителя, точный почтовый адрес.
В установленные учебным графиком сроки студент направляет выполненную работу для проверки в учебное заведение.
Домашние контрольные работы оцениваются «зачтено» или «не зачтено».
После получения прорецензированной работы студенту необходимо исправить отмеченные ошибки, выполнить все указания преподавателя, повторить недостаточно усвоенный материал
Не зачтенные контрольные работы подлежат повторному выполнению.
Задания, выполненные не по своему варианту, не засчитывают -ся и возвращаются студенту. В методических указаниях приведены примеры решения задач.