Методические указания
К выполнению КУРСОВОЙ работы
по дисциплине
«АУДИТ КАЧЕСТВА »
Направление подготовки: 221400 «Управление качеством»
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Форма обучения: очная
Королёв 2013
Привалов В.И. АУДИТ КАЧЕСТВА: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ– Королёв МО: ФТА, 2013 – 16 с.
Рецензент: дтн, профессор Строителев В. Н.
РЕКОМЕНДОВАНО УМС Протокол № от 2013 г. | Методические указания к курсовой и контрольной работе рассмотрены и одобрены на заседании кафедры Управления качеством и стандартизации Протокол № от 2013 г. Заведующий кафедрой Управления качеством и стандартизации д.т.н. профессор Строителев В.Н. Программа утверждена на заседании Совета факультета Протокол № от 2013 г. Декан информационно-технологического факультета К.т.н., доцент Привалов В.И. |
Требования к Курсовой работе
1.1. Цель и тема курсовой работы
Цель выполнения курсовой работы –получение студентами навыков в применении нормативно-технической документации по созданию системы обеспечения качества, контролю ее эффективности и составления рабочих и отчетных документов по результатам аудита систем менеджмента качества.
Тема курсовой работы определяется для каждого студента индивидуально из следующего перечня рекомендованных тем.
1. Разработка Программы аудита организации и процедуры управления программой аудита (на примере конкретной организации).
2. Разработка требований к компетентности аудитора для проверки СМК организации (на примере конкретной организации).
3. Разработка чек-листов и опросных листов по проверке процессов жизненного цикла продукции организации (на примере конкретной организации).
|
4. Разработка чек-листов и опросных листов по проверке соответствия деятельности руководства организации требованиям раздела 5 ГОСТР ИСО 9001-2008 «Ответственность руководства» (на примере конкретной организации).
5. Разработка чек-листов и опросных листов по проверке соответствия деятельности руководства организации требованиям раздела 6 ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Менеджмент ресурсов» (на примере конкретной организации).
6. Разработка чек-листов и опросных листов по проверке соответствия деятельности руководства организации требованиям раздела 8 ГОСТР ИСО 9001-2008 «Измерение, анализ и улучшение» (на примере конкретной организации).
Основные исходные данные и руководящие указания для выполнения курсовой работы оформляются научным руководителем в задании.
Содержание курсовой работы
Курсовая работа должна включать:
- титульный лист (пример оформления приведен в Приложении А),
- введение:
- характеристика объекта исследования;
- анализ требований нормативных документов к функционированию объекта исследования (выполняемым процессам);
- предложения по совершенствованию процедур проведения аудита СМК конкретной организации (ее элементов) и содержанию разрабатываемых документов;
- заключение;
- список использованных источников.
Объем курсовой работы – 20-25 печатных страниц.
Во введении (объемом 2-3 страницы) раскрывается актуальность темы, ее практическая значимость, основные направления исследования, формируются цели и задачи исследования, указываются объект исследования.
|
В качестве объектов исследования в курсовой работе в зависимости от ее темы могут быть:
система менеджмента качества организации;
один или несколько процессов организации;
стандарт организации, отображающий ту или иную процедуру;
документы по планированию и проведению аудита.
При характеристике объекта исследования студент должен продемонстрировать процессный подход: выделить процессы, проанализировать взаимосвязь этих процессов и их систему управления, определить направления совершенствования (исследования) объекта, исходя из сущности выполняемых процессов.
В разделе «анализ требований нормативных документов к функционированию объекта исследования (выполняемым процессам)» должны быть представлены документы (международные, национальные стандарты и стандарты организации), содержащие требования к объекту исследования, дана характеристика этих требований. Особое внимание должно быть уделено анализу требований, содержащихся в стандартах организации.
Предложения по совершенствованию процедур проведения аудита СМК конкретной организации (ее элементов) и содержанию разрабатываемых документов могут включать:
обоснованные рекомендации по улучшению процедур проведения проверок;
проекты документов (стандартов организации) по планированию и методике проведения аудита;
набор чек-листов по проверяемым процессам СМК;
требования к компетентности аудитора в области деятельности конкретной организации.
Заключение должно содержать итоги работы, выводы, полученные в ходе работы, разработку рекомендаций по конкретному использованию результатов курсовой работы. Заключение должно быть кратким. Обстоятельным и соответствовать поставленным целям и задачам.
|
Требования к оформлению курсовой работы
При компьютерном наборе текста следует использовать текстовый редактор Microsoft Word со следующими параметрами: шрифт - Times New Roman, размер шрифта - 14, выравнивание текста - по ширине, междустрочный интервал - полуторный, отступ для первой строки абзаца - 1,25 мм (5 пробелов), поля - левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 25 мм, нижнее – 20мм.
Заголовки структурных частей курсовой работы, «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» печатают прописными буквами в середине.
Заголовки разделов печатают строчными буквами (кроме первой прописной) с абзацного отступа полужирным шрифтом.
В конце заголовков глав, разделов и подразделов точку не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой (точками). В конце заголовка пункта ставят точку.
Каждую структурную часть курсовой работы (проекта) следует начинать с нового листа.
Разделы нумеруют в пределах каждой главы. Номер раздела состоит
из номера главы и порядкового номера раздела, разделенных точкой, например: «2.3» (третий раздел второй главы).
Подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из порядковых номеров главы, раздела, подраздела, разделенных точками, например: «1.3.2» (второй подраздел третьего раздела первой главы).
Нумерация страниц дается арабскими цифрами. Первой страницей курсовой работы (проекта) является титульный лист, который включают в общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы не ставят, на последующих листах номер проставляют в центре нижней части листа без точки в конце.
Нумерация глав, разделов, подразделов, пунктов, рисунков, таблиц, формул, уравнений дается арабскими цифрами без знака «№».
В конце нумерации глав, разделов, подразделов, пунктов, а также их заголовков точку не ставят.
Иллюстрации (фотографии, рисунки, чертежи, схемы, диаграммы,
графики, карты и другое) и таблицы служат для наглядного представления в
курсовой работе (проекте) характеристик объектов исследования, полученных теоретических и (или) экспериментальных данных и выявленных
закономерностей. Не допускается одни и те же результаты представлять в виде иллюстрации и таблицы.
Иллюстрации и таблицы следует располагать в курсовой работе непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые, или отдельно на следующей странице. Они должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота курсовой работы (проекта) или с поворотом по часовой стрелке. Иллюстрации и таблицы, которые расположены на отдельных листах курсовой работы (проекта), включают в общую нумерацию страниц. Если их размеры больше формата А4, их размещают на листе формата A3 и учитывают как одну страницу.
Иллюстрации и таблицы обозначают соответственно словами «рисунок» и «таблица» и нумеруют последовательно в пределах каждой главы. На все таблицы и иллюстрации должны быть ссылки в тексте курсовой работы (проекта). Слово «рисунок» «таблица» в подписях к рисунку, таблице и в ссылках на них не сокращают.
Номер иллюстрации (таблицы) должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации (таблицы), разделенных точкой. Например: «рисунок 1.2» (второй рисунок первой главы), «таблица 2.5» (пятая таблица второй главы). Если в курсовой работе (проекте) приведено лишь по одной иллюстрации (таблице), то их нумеруют последовательно в пределах работы в целом, например: «рисунок 1», «таблица 3».
Иллюстрации должны быть выполнены с помощью компьютерной
техники либо чернилами, тушью или пастой черного цвета на белой
непрозрачной бумаге. Качество иллюстраций должно обеспечивать
возможность их четкого копирования. Допускается использовать в качестве
иллюстраций распечатки с приборов, а также иллюстрации в цветном
исполнении.
Иллюстрации, как правило, имеют наименование и пояснительные
данные (подрисуночный текст), располагаемые по центру страницы.
Пояснительные данные помещают под иллюстрацией, а со следующей строки - слово «Рисунок», номер и наименование иллюстрации. Точку в конце нумерации и наименование иллюстрации не ставят. Не допускается перенос слов в наименовании рисунка.
Список использованных источников может быть составлен по следующим вариантам:
I вариант: список работ указывается по типам источников:
1. Законы, постановления правительства и Государственной думы.
2. Нормативные акты, инструктивные материалы, официальные справочники
3. Специальная литература в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям.
4. Периодические издания с указанием года и месяца журналов и газет
5. Электронный документ
II вариант: список работ указывается в алфавитом порядке
Сведения об источниках следует нумеровать арабскими цифрами и писать с абзацного отступа.
Правила оформления списка использованных источников и примеры оформления представлены в таблице 3.
Таблица 3
Правила оформления списка использованных источников
Источник и правила оформления | Пример оформления |
Нормативно-правовые документы | Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. №184 «О техническом регулировании» |
Учебник, учебное пособие Основное заглавие книги: Сведения, относящиеся к заглавию. - Сведения об издании. - Место издания.: Издательство, год издания. - Объем. | Сугробов Н.П., Фролов В.В. Строительная экология: Учебное пособие. -М.: Изд.центр «Академия», 2004. -416с. |
Книга одного автора Фамилия и инициалы автора. Основное заглавие книги. - Сведения об издании. - Место издания, год издания. – Объем. | Щукин И. Экология для студентов вузов.-. Ростов/нД:Феникс, 2005. – 224с. |
Статья из журнала Фамилия И.О. Название статьи // Название журнала.- год.- номер. – Объем. | Терехов Г. Вторая жизнь полигона "Саларьево"//Чистый город" – 2008 -№44-34.-с.15-17 |
Сетевой электронный ресурс Фамилия И.О. автора (если указаны). Название ресурса.- Место издания: Издательство, год издания (если указаны).- Адрес локального сетевого ресурса (дата просмотра сайта или последняя модификация документа) | Материалы заседание МЦБК «Собрание» 26 марта 2008 г на тему: «Отходы в доходы» (Проблемы альтернативной энергетики) -ГУП «Мосэкострой». - https://www.mosecostroy.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=27&Itemid=51 (15.01.2010) |
Использованные в работе цифровые данные, определения, мысли других авторов в пересказе и цитаты в обязательном порядке должны сопровождаться ссылками на использованные работы.
Ссылки в тексте на первоисточники приводятся в форме указания порядкового номера по списку использованной литературы, выделенного квадратными скобками с указанием страницы при цитировании. Например: [2, с.15] - это значит, что использован второй источник из списка литературы со страницы 15.
Возможен и другой способ оформления ссылок: это, так называемые, постраничные сноски. Они даются внизу отдельных страниц текста. Могут иметь постраничную нумерацию (т.е. начинаться с цифры 1 на каждой странице) или сплошную нумерацию (устанавливается Вставка→ Ссылка →Сноска).
В тексте не допускается:
- сплошного переписывания текста из научной и учебной литературы или лекционного материала;
- применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;
- применять для одного и того же понятия научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
- применять произвольные словообразования;
- применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами, а также установленными в данном документе;
- писать «я предлагаю», «я считаю», «я думаю». Излагать материал следует от первого лица, множественного числа.
Защита курсовой работы
Защита курсовой работы возможна только при наличии рецензии.
Защита курсовой работы включает:
- подготовку доклада и презентации,
- выступление.
Цели выступления:
- демонстрация возможностей и способностей студента по организации доклада в соответствии с современными требованиями и с использованием современных информационных технологий;
- демонстрация в наглядной форме основных положений курсовой работы.
Качество работы оценивается по:
1. Полноте и правильности написания курсовой работы
2. Оформлению презентации в PowerPoint
Подготовка презентации предполагает следующие пошаговые действия:
1. Подготовка текста доклада.
2. Разработка структуры презентации
3. Создание презентации в Power Point
4. Репетиция доклада с использованием презентации
Продолжительность выступления 6-7 минут.
Объем доклада - 3-3,5 стр. (размер шрифта – 12, интервал – полуторный).
В оформлении презентаций выделяют два блока:
- оформление слайдов,
- представление информации на них.
Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков (табл. 4 и 5).
Таблица 4
Оформление слайдов
Стиль | Соблюдайте единый стиль оформления по всей презентации. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. |
Фон | Для фона предпочтительны холодные тона. Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст. Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается). |
Использование цвета | На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: – один для фона, – один для заголовка, – один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). |
Анимационные эффекты | Не увлекайтесь анимацией в презентациях! Лучший вариант – отсутствие анимации. Анимация может быть полезна для выделения на презентации каких-либо ключевых слов и цифр. |
Смена слайдов | Наиболее удобны презентации, в которых смена слайдов происходит по щелчку мыши. |
Нумерация слайдов | Желательно, чтобы все слайды презентации были пронумерованы (нижний правый угол). |
Таблица 5