Эмоциональные Рациональные




План.

1. Экономика и ее основные участники.

2. определения: экономика - 1) совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции.

2) Народное хозяйство данной страны или его часть, включающая определенные отрасли и виды производства.

3) Экономическая наука, изучающая ту или иную отрасль хозяйства, хозяйства региона (экономика промышленности, экономика торговли и др.).

Технология – последовательность операций, необходимых для изготовления какого-либо продукта; способ преобразования чего-либо в процессе изготовления продукции, оказания услуг.

Производительность труда – эффективность труда в процессе производства. Измеряется количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или наоборот.

Производитель – тот, кто участвует в создании товаров или оказании услуг.

Потребитель – тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей. что такое экономика

Приветствие. Доброе утро ребята. Мы начинаем новый раздел учебника «Человек и экономика». И тема нашего сегодняшнего урока «Экономика и её основные участники». Запишите её в тетрадь. План урока

1. Что такое экономика.

2. Зачем нужна экономика.

3. Основные участники экономики. (Формы организации хозяйства)

Какова цель нашего урока? Сформулируйте.

Цель нашего урока выяснить, какие явления и процессы относятся к экономическим; какую роль играет экономика в жизни человека и всего общества; что такое натуральное хозяйство.

Давайте с вами вспомним: Что побуждает человека к деятельности? Каковы глав­ные потребности людей? Какую роль играет труд в жизни общества? Что создается трудом?

Задание на урок: выписать в тетрадь, что относится к проявлениям экономики.

К1: производство

К2: распределение

К3: потребление

К4: обмен

Основные проявления экономики:

· производство

· распределение

· потребление

· обмен.

· 1. Что такое экономика

· Вопрос классу: Что такое экономика?

· С проявлениями экономики ты встречаешься ежеднев­но: слышишь разговоры дома и на улице о ценах на това­ры, узнаешь о размерах зарплаты родителей, читаешь в га­зете о налогах, участвуешь в ремонте школьной мебели, покупаешь в магазине продукты питания. Все эти отдель­ные проявления можно объединить общим понятием «эко­номика».

· Ты уже знаешь из курса 5 класса, что изначально сло­во «экономика» в переводе с древнегреческого означало «хозяйствование по правилам, законам». (Слайд 3) Со временем это понятие получило более широкое толкование. Так, напри­мер, английский писатель Джордж Бернард Шоу (1856— 1950) утверждал: «Экономика — это умение пользоваться жизнью наилучшим образом», а современные ученые сде­лали вывод: «Экономика — это сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения».

· Знакомясь с различными экономическими явлениями или изучая их в курсе истории, географии, ты можешь убе­диться, что это понятие рассматривается в двух значениях:

· экономика как хозяйство и как область знаний. Ты мо­жешь сам предложить свои варианты, как дополнить сле­дующие определения: «Экономика — это знания о...», «Экономика — это умения...».

· Так, автор книги «Экономикс» П. Самуэльсон предлагает, на­пример, следующие определения экономики: экономика — это: 1) виды деятельности, связанные с обменом и денежны­ми сделками между людьми; 2) повседневная деловая жиз­ненная деятельность людей, извлечение ими средств к суще­ствованию и использование этих средств; 3) налаживание и осуществление потребления и производства; 4) богатство. (Слайд 4)

· Возможно обсуждение следующих вопросов: почему ав­тор предлагает различные определения? Как в этих опреде­лениях проявляются различные стороны экономической жиз­ни общества? Какое из определений, с которыми вы позна­комились на уроке, можно считать наиболее полным?

· Мы начали разговор с частных проявлений экономиче­ской жизни человека, но за ними можно увидеть и наибо­лее общие процессы и явления.

· К основным проявлениям экономики относятся: произ­водство, распределение, обмен, потребление. Эти процессы взаимосвязаны и имеют периодически повторяющийся характер, они могут протекать не только строго последовательно, но и одновременно, параллельно. Рассмотрим это на примере удовлетворения одной из важнейших потребностей человека — потребности в употреблении хлеба. Учебник на стр. 89 – 90. Пекарь, используя определенную технологию, выпекает, т. е. производит, хлеб. (Производство.) Хлебозавод поставляет одну часть продукции в детские сады, школы, а другую часть — в магазины. (Распределение.) Продавец магазина продает хлеб, т. е. обменивает на деньги, покупа­телям. (Обмен.) Учащиеся съедают во время школьного за­втрака свежий хлеб. (Потребление.)

· Выполним задание (Слайд 5)

Производство   Распределение   Обмен   Потребление  
               

· Впиши перечисленные виды экономической деятельно­сти в соответствующую графу таблицы: изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение парик­махерской, выплата пособия семьям на детей, исполь­зование освещения в быту, закупка снаряжения для туристического похода.

Внимательно прослушайте произведения и ответьте на вопрос, какие проявления экономики они иллюстрируют?

1. производство

Репка.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!

Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала Жучку кошку: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошка мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянули репку!

 

2. распределение

Апельсин.

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда!!!

Разбегайтесь кто куда!

 

3. потребление

Барабек.

(Как нужно дразнить обжору).

Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек,

И корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу,

Скушал церковь, скушал дом,

И кузницу с кузнецом,

А потом и говорит:

«У меня живот болит!»

 

4. обмен

Сидит белка на тележке,

Продает орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

 

2. формы организации хозяйства.

Экономические продукты создаются с использованием таких форм ведения хозяйства, как натуральное и товарное.

Задание: прочитайте стр. 132-133 учебника и заполните таблицу.

Вопросы

Натуральное хозяйство

Товарное хозяйство

Кто производит?

Производители – члены семьи

Производство с применением наемной рабочей силы

Кто потребляет?

Производство для самих себя

Производится для массового потребления

Как производит?

Традиционными методами, простые технологии, примитивные приемы труда.

Стремление к повышению качества выпускаемой продукции

Какова производительность труда?

Производительность труда обычно не самая высокая

Стремление производителя повышать производительность труда

Далее мы более подробно рассмотрим характеристики основных проявлений экономической жизни. Здесь же по­пробуем определить роль экономики в жизни человека, всего общества. Физкультминутка.

Зачем нужна экономика

Вспомни, как разнообразны потребности человека в пи­ще, одежде, жилье, общении, охране здоровья и др. Поче­му необходимо удовлетворять эти запросы и потребности? Совершенно очевидно — для обеспечения его жизни и дея­тельности. Экономика принимает активное участие в удов­летворении этих потребностей, ее цель — поддержание и продолжение жизни людей. Для этого производятся разно­образные продукты, товары, оказываются услуги.

Экономические продукты, создаются с использованием таких форм организации или ведения хозяйства, как нату­ральное и товарное.

Вопрос классу: Вспомните, что такое натуральное хозяйство?

Натуральное хозяйство — это способ организации жиз­ни людей, при котором все необходимое для жизнедеятель­ности производится ими самими и только для собственно­го потребления. (Слайд 6). Это наиболее древняя форма хозяйства с использованием в основном примитивных орудий произ­водства, простых технологий. В натуральном хозяйстве нет торговли, обмена продуктами и услугами, что затрудняет возможность повышения жизненного уровня людей.

Вопрос классу: Как вы думаете, в чём недостаток такой формы хозяйствования?

Главный недостаток этой формы хозяйствования — низ­кая производительность труда, позволяющая обеспечить лишь самые минимальные условия для выживания. Образ жизни, основанный на натуральном хозяйстве, хотя и крайне тяжелый, хорошо известен жителям российской де­ревни.

Вопрос классу: Вспомните, что такое товарное хозяйство?

Товарное хозяйство — способ организации экономи­ческой жизни общества, при котором люди, специализи­руясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом. (Слайд 6).

Вопрос классу: Почему товарное хозяйство лучше натурального?

Эта форма ведения хозяйства в большей степени от­вечает целям экономики — максимально удовлетворять потребности людей. Все произведенные продукты стано­вятся товаром, предназначенным для обмена. Произво­дители стремятся увеличить производительность труда и улучшить качество товаров для совершения выгодного обмена. Осознание людьми преимуществ такого образа жизни привело к тому, что товарное хозяйство, сменив натуральное, стало преобладающим в экономической жизни общества.

Натуральное хозяйство — низкоэффективная форма хозяйствования и ее сохранение в экономике, как пра­вило, является тормозом социально-экономического развития общества, отдельной страны, фактором снижения уровня жиз­ни населения. Развитие общества привело к появлению более эффективной и совершенной формы — товарному хозяйству, которое позволяет лучше удовлетворять потребности людей.

3. 3. Основные участники экономики.

Читаем текст учебника с объяснением учителя, стр.93.

Для закрепления выполняем задания: (Слайд 7).

1. Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обслу­живания (например, в «Макдоналдсе»). Примените к данной ситуации понятия «товар», «производитель», «потребитель», «обмен».

Особого внимания заслуживает вывод о взаимосвязи и взаимозависимости целей и результатов экономической деятельности ее основных участников. Глубже понять и усво­ить его поможет обсуждение следующих вопросов: как по­требление товаров и услуг влияет на производство? Зависит ли уровень потребления от уровня производства?

Домашнее задание: § 8,

на «4» и «5» вопрос № 2, 4 из рубрики «в классе и дома» на стр. 96. (Слайд 8)

При наличии свободного времени:

Вопрос классу: Скажите, пожалуйста, а приходилось вам покупать товары? А вы задумывались, почему вы совершаете ту или иную покупку?

Читаем вслух рубрику: Знания на каждый день, стр. 94. (Слайд 9).

Задание: Вспомни покупку тобой или членами твоей семьи любых трех товаров. Используя материал рубрики «Знания на каждый день», проанализируй, какие потре­бительские мотивы повлияли на выбор того или иного то­вара, и определи, насколько рациональным был выбор. Подумай, нужно ли тебе что-то изменить в своей страте­гии покупателя. Если да, то что?

Название товара   Потребительские мотивы   Выводы  
    эмоциональные   рациональные      
               
               
               

 

Спасибо за урок! До свидания.

участники экономики.

Приходилось ли вам приобретать товары? А вы задумывались, почему совершаете ту или иную покупку?

Покупке какой-либо вещи предшествуют наши эмоции. Я хочу! Реже рациональные расчеты. Таким образом, покупательские мотивы делятся на эмоциональные и рациональные. Что характеризует эти мотивы?

Потребительские мотивы

 

Эмоциональные Рациональные

Чувство превосходства, желание отличаться экономия, качество.

от других, чувство комфорта, развлечение,

благосостояние семьи, потребность просто

поторговаться.

Какие мотивы преобладают у вас при покупке? Как вы думаете, на какие мотивы необходимо опираться при покупке? Что влияет на ваши решения при покупке? Могут ли повлиять на ваши решения реклама, уровень вашего дохода?

Вывод: опираясь на рациональные мотивы, человек получает возможность извлечь из покупки максимальную пользу. Такое поведение основных участников экономики позволяет бережно и разумно использовать имеющие ресурсы (материальные, финансовые, трудовые).

 

3. Рефлексия и закрепление изученного материала.

Какая форма организации хозяйства присуща современной России? Может ли существовать в чистом виде какая-либо форма ведения хозяйства? Если твоя семья использует продукты, выращенные своим трудом, можно ли утверждать, что у вас натуральное хозяйство? О какой форме организации хозяйства идет речь, когда человек покупает овощи на рынке?

На каких уроках вы знакомитесь с различными экономическими явлениями? История, география, обществознание, литература, иностранный язык. Что такое экономика? Что относится к основным проявлениям экономики? Что такое технология? Как вы понимаете безграничность потребностей? Почему ресурсы человечества ограничены? Какой тип хозяйства был господствующий в государствах Древнего мира и Средних веков? Какую роль играет экономика в жизни человека и всего общества?

 

Д/з: & 12. зад 3, 5 письменно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: