Наиболее распространенным видом связей между педагогом и детьми является взаимодействие — особый вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения.
Процесс взаимодействия педагога и детей в педагогическом процессе может быть организован как:
· процесс воздействия;
· процесс бездействия;
· процесс содействия.
Взаимодействие как воздействие более характерно для авторитарного подхода и выражается в стремлении педагога сформировать личность ребенка в соответствии с некой идеальной моделью.
Эффективность педагогических воздействий и успешность развития детей оцениваются по степени приближения к этому идеалу. Для такого типа взаимодействия характерна уровневая дифференциация детей с низкими, средними и высокими показателями. Педагог сам выбирает способы и формы взаимодействия, направленные на повышение уровня развития воспитанников. Данный тип взаимодействия часто встречается в практике дошкольного образования. Его преимущества связаны с легкостью организации, однако при воздействии педагога на детей право ребенка на индивидуально-уникальную линию развития не обеспечивается.
Взаимодействие как бездействие характерно для педагогов либерального или формального типа. Формальная организация педагогического процесса, жизнедеятельности детей проявляется в том, что педагог лишь номинально выполняет возложенные на него функции. Способы и формы взаимодействия носят обобщенный характер, рассчитанный на «среднего» ребенка, педагог не вникает в детские проблемы, поверхностно решает задачи педагогического процесса. Такой тип взаимодействия, пожалуй, наиболее опасен и, к сожалению, в силу целого ряда причин, присутствует в практике детского сада.
|
Организация взаимодействия как процесса содействия присуща личностно ориентированному подходу и предполагает максимально возможный учет субъектных позиций участников педагогического процесса, т.е. субъект-субъектные отношения педагога и детей.
При таком типе взаимодействия педагог использует способы и формы, учитывающие индивидуальные интересы, отношения, склонности детей и предлагающие широкую «палитру» ролевых взаимоотношений и сотрудничества. Процесс содействия наиболее сложен в практической реализации, поскольку педагог не только определяет задачи собственной деятельности, но и проектирует задачи деятельности ребенка таким образом, чтобы он воспринимал их как свои собственные.
Особое отношение педагога к ребенку. Педагог воспринимает ребенка как уникального целостного человека. Педагогические задачи связаны с постижением мира ребенка, изучением его внутреннего потенциала, обогащением индивидуального социокультурного опыта. Принципиально важным является позитивное отношение педагога к детским проявлениям. Каждый ребенок по-своему уникален и талантлив. «Разгадка» этой уникальности и таланта — проявления истинного педагогического мастерства. Поступки и продукты деятельности ребенка оцениваются по «формуле успеха» с точки зрения достижений. В этом случае процесс развития ребенка становится процессом обретения все новых и новых высот и открытий, а не процессом исправления имеющихся недостатков.
Организация педагогического взаимодействия способами поддержки и сопровождения, что предполагает ( О. С. Газман):
|
· рассмотрение педагогического процесса как процесса, основанного на принципах внутренней свободы ребенка и педагога, творчества, гуманизма взаимоотношений;
· отношение к ребенку как к субъекту свободного выбора и деятельности;
· оказание педагогической помощи ребенку в познании себя и своих возможностей в ситуациях затруднения и переживания успехов.
Смысл способов поддержки и сопровождения заключается в поддержании педагогом того уникально неповторимого, индивидуально-единичного качества, которое заложено в каждом конкретном человеке и развивается им.
Межсубъектное взаимодействие в ДОУ призвано прежде всего обеспечить эмоциональное благополучие ребенка. Во взаимодействии с детьми дошкольного возраста, воспитатель проявляет материнскую функцию. Она связана с заботой о детях. Воспитатель должен уметь успокоить, приласкать, понять радости и огорчения ребенка, сопереживать. Во взаимодействии с детьми важен телесный контакт.
Воспитатель обеспечивает процессы жизнедеятельности детей (питание, одевание, посещение туалета, сон). Воспитатель должен обеспечивать эмоциональное благополучие детей в связи с разрешением детских конфликтов. Должен уметь предвидеть поступки детей, останавливать нежелательные проявления.
Личные качества воспитателя: мягкость, внимательность, настойчивость, терпение, спокойствие и чувство юмора, оптимизм.
Дети младшего дошкольного возраста ценят больше всего доброту и ласку. Начиная со среднего возраста ценят способность к сотрудничеству (воспитатель играет с детьми, читает, рассказывает что-либо, радуется вместе с детьми). В старшем возрасте дети ценят эрудицию, начинают видеть в воспитателе учителя, ценят справедливость, доверие. В зависимости от взрослых, воспитатель меняет форму общения с детьми. В раннем и младшем возраста – непосредственно эмоциональное и деловое общение. Деловое общение помогает осваивать разные виды деятельности. К концу младшего возраста – познавательная форма общения (воспитатель должен удивляться вместе с детьми, испытывать радость от нового знания). Воспитатель должен инициировать вопросы детей. В раннем и младшем возрасте общение преимущественно индивидуальное. Ср. возраст – деловое, познавательное общение. В старшем возрасте воспитатель использует и личностную форму общения (обсуждение проблем, связанных с переживаниями, мечтами, рассказы воспитателя о себе). Воспитатель использует гибкую тактику, т.е. в зависимости от поставленной цели может занимать по отношению к ребенку:
|
- позицию передачи социального опыта (во время занятий воспитатель обучает);
- позицию равного партнерства – косвенное воздействие на ребенка. Воспитатель действует используя игровых персонажей;
- позицию опекаемого – воспитатель открыто демонстрирует детям свои ошибки, рассуждения, вызывая у детей активность, сотрудничество.
Все позиции используются начиная с раннего и младшего дошкольного возраста.
Системность и процессуальность (деятельностный характер) педагогического процесса. Педагогический процесс ДОУ представляет собой пример системного объекта — совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Для педагогического процесса как системы характерны следующие признаки.
Целостность, проявляющаяся во взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов педагогического процесса. Изменение или исчезновение одной из составляющих педагогического процесса изменяет весь характер его протекания.
Структурность. Структура педагогического процесса включает целевой, содержательный, технологический, результативный, ресурсный компоненты.
Открытость. Педагогический процесс детского сада — открытая для социокультурного пространства система, интегрирующаяся в систему непрерывного образования человека.
Множественность описания. Педагогический процесс может быть описан с точки зрения разных аспектов, в зависимости от того, с каких позиций проводится анализ данной системы.
Системное рассмотрение педагогического процесса позволяет увидеть его структурные компоненты в статичном, пространственном изображении.
Если же говорить о реальной практике организации педагогического процесса, то в этом случае можно отметить такую его важную характеристику, как процессуальность или осуществление во времени. В данном контексте педагогический процесс представляет собой деятельность последовательно сменяющих друг друга и требующих решения разнообразных и разноплановых задач. Сама же педагогическая задача, как результат осознания педагогом целей развития и воспитания ребенка, а также условий и способов их реализации на практике, является единицей или «кирпичиком» педагогического процесса, в ходе организации которого педагог решает задачи разные по содержанию, уровню сложности и масштабности результатов. Это и задачи, которые заранее проектируются по результатам развития ребенка, и задачи, которые возникают ситуативно в ежедневной жизнедеятельности детей.
Процессуальность педагогического процесса детского сада представляет собой решение воспитателем разнообразных, педагогических,последовательно сменяющих друг друга задач. Воспитатель знает цели и задачи развития ребенка, но цели и задачи каждый раз решаются по-разному в зависимости от данных диагностики, интересов детей, их желания. Нужно создать условия для реализации выбранной стратегии взаимодействия с детьми в практической деятельности. Воспитатель решает стратегические, тактические и оперативные задачи. Стратегические задачи представляют цель, которая заложена в программе. Тактические задачи решаются в определенной возрастной группе. Оперативные задачи – элементы тактических задач. Это задачи конкретного занятия, дидактических игр, совместной деятельности с ребенком. Движение педагогического процесса детского сада осуществляется как переход от одной задачи к другой. Задача может быть спонтанно-возникшая или спроектированная.