Реферат
По дисциплине: «Элективные курсы по физической культуре»
На тему: «Тренировочный процесс бегунов на короткие дистанции»
Подготовила студентка 1 курса ОБ-РЛ-12
филологического факультета
Автомонова Валерия
Введение
Под бегом на короткие дистанции подразумеваются бег на дистанции до 400 м и различные виды эстафеты, включающие этапы спринтерского бега. Бег на 100, 200 и 400 м среди мужчин и для женщин включены в программу Олимпийских игр. Бег на дистанции 30, 50, 60 и 300 м можно увидеть только в закрытых помещениях и на соревнованиях юных легкоатлетов. Кроме того, спринтерский бег является составной частью соревнований многоборцев.
В мужском и женском беге на короткие дистанции добиваются успеха спортсмены различного роста и телосложения, хорошо физически развитые, сильные и быстрые. Как в истории бега, так и в современном спринте на высшем уровне наиболее успешны чернокожие представители США и Британии, Карибских стран. Причина кроется в генетической особенности работы мышц этих спортсменов и, конечно, в методиках, школе бега в названных странах, в работе специалистов. Разумеется, это вовсе не значит, что европеец или азиат не имеет шансов в спринте. Примером могут служить успехи китайских спортсменов-спринтеров, олимпийские победы нашего Валерия Борзова и других неафриканцев в коротком беге. Впечатляют также достижения европейских спортсменок на дистанции 400 м.
Тем не менее подвиги Усейна Болта на дистанциях 100 и 200 м поражают настолько, что многим теперь кажется, будто выиграть спринт может только чернокожий представитель Ямайки, в крайнем случае – США. Конечно, это не так. В спорте все меняется, и победу приносят годы упорных тренировок, передовая школа бега, талант тренера и спортсмена.
|
Бег на короткие дистанции характеризуется максимальной интенсивностью бега по всей дистанции в анаэробном режиме. На дистанциях до 200 м спортсмены стремятся за минимальное время набрать максимальную скорость и поддерживать ее до финиша. Тактика бега сведена здесь к минимуму и касается больше старта, чем всей остальной дистанции.
Средства и методы развития скоростно-силовых способностей бегунов на
короткие дистанции юношеского возраста
Специальные упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых
качеств, целесообразно классифицировать по целевой направленности.
· К первой группе надо отнести упражнения, ориентированные на
дальнейшее наращивание потенциала двигательных возможностей спортсмена.
· Ко второй группе относятся упражнения, направленные на реализацию
потенциала двигательных возможностей через оптимизацию режима выполнения движений спортивной специализации.
По величине преодолеваемого сопротивления и интенсивности
специальные упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых качеств можно разделить на три группы:
1) упражнения с преодолением сопротивления, величина которого выше
соревновательного, в силу чего скорость движений уменьшается, а уровень
проявления силы увеличивается;
2) упражнения с преодолением сопротивления, величина которого меньше
соревновательного, а скорость движений больше;
3) упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна
|
соревновательному, скорость движений околопредельная и выше.
Величина утяжеления или облегчения преодолеваемого сопротивления (по
отношению к соревновательной величине) в каждом конкретном случае должна быть предельной, позволяющей сохранить специфическую структуру движений.
Средствами развития скоростно-силовых качеств являются прыжковые
упражнения, метания, ускорения с отягощениями, тренажёрные устройства.
Только прыжковых упражнений можно назвать не один десяток: прыжки с места и с разбега, в длину и в высоту, на скакалке, в глубину, многоскоки,
выпрыгивания, опорные прыжки, тройной, прыжковая имитация лыжников и
конькобежцев.
Подбирая средства скоростно-силовой направленности, нужно постоянно
помнить, что такие упражнения должны приближать специфику работы мышц к условиям соревновательной деятельности. Для определения уровня развития скоростно-силовых способностей используются следующие контрольные упражнения: прыжки через скакалку, подтягивания, отжимания на параллельных брусьях, от пола или от скамейки, поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями, подъем переворотом на высокой перекладине, прыжок в длину с места с двух ног, тройной прыжок с ноги на ногу (вариант – только на правой и только на левой ноге), прыжок вверх со взмахом и без взмаха рук (определяется высота выпрыгивания), метание набивного мяча (1–3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой и т.д.
Критериями оценки скоростно-силовых способностей служат число
подтягиваний, отжиманий, дальность метаний (бросков), прыжков и т.п. По
большинству из этих контрольных испытаний проведены исследования,
составлены нормативы и разработаны уровни (высокий, средний, низкий),
характеризующие разные силовые возможности.