ПОЛОЖЕНИЕ
О Центре социально-психологической помощи обучающимся и сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья
Стерлитамакского филиала ФБГОУ ВО «Башкирский государственный университет»
1. Общие положения
1.1. Центр социально-психологической помощи обучающимся и сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета (далее – Центр) является учебно-научным, практико-ориентированным подразделением СФ БашГУ, организованным на базе факультета педагогики и психологии, оказывающим социально-психологическую поддержку обучающимся, преподавателям и сотрудникам университета, населению, а также осуществляющим учебную, научно-исследовательскую, практико-прикладную образовательную деятельность.
1.2. Работа Центра регламентируется:
- Конституцией Российской Федерации;
- общепризнанными нормами и принципами международного права и международного договора;
- Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и иными федеральными законами;
- указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;
- постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;
- Уставом ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»;
- положением о Центре социально-психологической помощи БашГУ;
- настоящим положением.
1.3. Свою деятельность Центр основывает на следующих принципах:
- гуманистический характер образования;
- единство научного и практического аспектов деятельности;
- антропоцентрический подход, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека (здоровье рассматривается как физическое, психическое и социальное благополучие человека);
|
- принцип субъект-субъектных отношений и взаимодействия;
- принцип общедоступности и личностной ориентированности образования;
- светский характер образования.
1.4. Структура и порядок организации Центра определяются руководством филиала, настоящим положением, спецификой образовательной деятельности, штатным расписанием, правилами внутреннего трудового распорядка.
1.5. Социально-психологическую деятельность осуществляют специалисты, имеющие специальную профессиональную подготовку (преподаватели, аспиранты, соискатели кафедр факультета педагогики и психологии, других кафедр).
1.6. Специалисты Центра оказывают социально-психологическую помощь в области научных исследований, психологического консультирования (индивидуального и группового), коррекционно-развивающей работы, социально-психологической профилактики и просвещения.
2. Цель и задачи деятельности Центра
2.1. Цель деятельности Центра – социально-психологическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса, а также сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья СФ БашГУ.
2.2. В соответствии с нормативными документами Центр обеспечивает реализацию следующих задач:
§ психологическое содействие профессиональному становлению обучающихся, формирование их активной жизненной позиции, нравственному развитию современных специалистов;
§ помощь в социально-психологической адаптации студентам СФ БашГУ;
§ оказание социально-психологической помощи обучающимся, преподавателям и сотрудникам в преодолении кризисных ситуаций;
|
§ формирование культуры здорового образа жизни у обучающихся СФ БашГУ;
§ психологическая помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
§ разработка и реализация программы социально-психологического сопровождения образовательно-воспитательного процесса вуза;
§ создание экспериментальной базы для практической и научно-исследовательской деятельности обучающихся факультета педагогики и психологии, преподавателей университета и специалистов-психологов г. Стерлитамака и близлежащих районной республики Башкортостан;
§ оказание услуг различным категориям населения в психолого-консультационной и психолого-коррекционной сферах;
§ довузовская подготовка и профориентационная работа с абитуриентами из числа лиц, с ограниченными возможностями здоровья;
§ сопровождение обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
§ содействие в создании доступной образовательной среды для обеспечения условий обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В решении обозначенных задач исходить из интересов обучающихся, обеспечения возможностей их полноценного психического развития.
3. Направления деятельности Центра
3.1. Научно-исследовательское направление:
§ обобщение отечественного и зарубежного социально-психологического опыта;
§ разработка психодиагностических средств изучения и контроля развития личностных и профессиональных свойств будущих специалистов;
§ разработка психодиагностического инструментария для определения обучающихся «группы риска»;
|
§ организация и проведение экспериментальных исследований уровня личностного, интеллектуального и нравственного развития обучающихся;
§ разработка программ коррекции и развития личностных и профессионально важных качеств будущих специалистов;
§ разработка и апробация психодиагностических компьютерных программ.
3.2. Практико-прикладное направление реализуется через ряд нижеперечисленных видов деятельности Центра.
3.2.1. Психологическая диагностика:
§ сбор информации об индивидуально-психологических особенностях студентов;
§ диагностика познавательных процессов, мотивации учебной деятельности;
§ диагностика предрасположенности к «группе риска»;
§ диагностика эмоциональной сферы личности обучающихся;
§ определение причин возникновения трудностей в обучении.
3.2.2. Психологическое консультирование:
§ консультирование обучающихся по широкому кругу вопросов, связанных с обучением, развитием, личностным и нравственным самоопределением, профессиональным выбором, взаимоотношениями с родителями и сверстниками и др.;
§ семейное консультирование;
§ консультирование педагогов и сотрудников вуза по работе с обучающимися с ОВЗ;
§ консультирование педагогов образовательных учреждений, родителей (по запросу).
3.2.3. Развивающее и психокоррекционное направление:
§ индивидуальная помощь неуспевающим студентам (коррекция познавательной деятельности);
§ коррекция случаев девиантного поведения студентов;
§ проведение личностно, коммуникативно и профессионально ориентированных тренингов и других форм индивидуальной и групповой работы в соответствии с выявленными в процессе диагностики нарушениями;
§ психологическая помощь студентам в стрессовых и экстремальных ситуациях;
§ индивидуальное коррекционное сопровождение обучающихся с ОВЗ.
3.2.4. Психопрофилактическое направление:
§ своевременное предупреждение возможных нарушений психологического здоровья обучающихся;
§ развитие навыков снятия напряженности, повышенной тревожности и других неблагоприятных состояний, возникающих по причинам умственной или физической перегрузки, учебной дезадаптации, трудностей в общении и т.п.;
§ взаимодействие с органами опеки и попечительства, органами дознания и предварительного следствия, в целях профилактики правонарушений;
§ обучение обучающихся навыкам саморегуляции, разработки индивидуальной траектории личностного роста.
3.2.5. Социально-психологическое просвещение:
§ формирование психологической культуры, потребности в психологических знаниях у обучающихся;
§ формирование у обучающихся потребности в самопознании и саморазвитии;
§ отражение деятельности Центра в СМИ;
§ организация и проведение специальных курсов и семинаров для обучающихся и преподавателей по повышению психологической культуры.
4. Структура Центра
4.1. Структура Центра предусматривает административное подчинение. По основным направлениям деятельности Центр подчиняется начальнику управления по воспитательной работе и связям с общественностью СФ БашГУ.
4.2. В состав Центра могут входить следующие специалисты, характер деятельности которых определяется штатным расписанием:
§ руководитель Центра;
§ специалисты (по направлениям деятельности);
§ методист-документовед;
§ инженер по обслуживанию оборудования.
5. Права и обязанности сотрудников Центра
5.1. В своей профессиональной деятельности сотрудники Центра имеют право:
§ самостоятельно формулировать конкретные задачи работы со обучающимися и педагогами, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов деятельности;
§ самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом специфики запроса и специализации конкретного сотрудника;
§ знакомиться с необходимой документацией, в том числе и других образовательных учреждений;
§ взаимодействовать с вышестоящими инстанциями, с целью создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
§ взаимодействовать со специализированными учреждениями, обращаться к ним с запросами;
§ участвовать с правом совещательного голоса в работе Советов, общественных органов, решающих различные проблемы обучающихся. В случае несогласия специалист Центра имеет право донести свое особое мнение до соответствующих инстанций;
§ участвовать в разработке новых методов психологической диагностики, развития и других видов работ, оценки их эффективности;
§ проводить групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей;
§ выступать с обобщением опыта своей работы на научных мероприятиях;
§ вести психолого-педагогическую просветительскую работу с обучающимися и преподавателями;
§ проводить индивидуальные консультации, групповые развивающие и профилактические тренинги, профориентационные консультации на условиях, не противоречащих законодательству;
§ устанавливать непосредственные связи с аналогичными по функциям подразделениями организаций, находящихся как на территории России, так и за рубежом;
§ использовать современные электронные и другие технические средства, имеющиеся в СФ БашГУ, для диагностики и коррекционной деятельности;
§ в случае необходимости, подготавливать ходатайство в соответствующие органы по вопросам, связанным с помощью обучающимся;
§ вносить на заседания Ученого совета предложения по вопросам, связанным с выполнением стоящих перед центром задач;
§ повышать квалификацию работников Центра не реже одного раза в три года.
5.2. В своей профессиональной деятельности специалист Центра обязан:
§ руководствоваться законодательством Российской Федерации и локальными актами образовательной организации;
§ рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей компетентности;
§ знать современное состояние психологической науки в целом, возрастной, педагогической, практической психологии;
§ применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психопрофилактической работы;
§ постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;
§ препятствовать проведению видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
§ в решении всех вопросов исходить из интересов личности и задач ее полноценного психического развития;
§ оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу вуза в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития личности, индивидуального подхода к студентам;
§ оказывать необходимую и возможную помощь обучающимся в решении их личных проблем;
§ в решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом безопасного поведения, т.е. принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству;
§ хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта развивающей работы и может нанести ущерб личности или ее окружению;
§ вести запись и регистрацию всех видов работ по установленной форме;
§ отвечать за диагностические выводы, адекватность используемых диагностических, развивающих и психопрофилактических методов и средств, обоснованность разработанных рекомендаций;
§ вести специализированный учет лиц с ограниченными возможностями здоровья на этапах их поступления и обучения в вузе;
§ размещать информацию о наличии условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте СФ БашГУ;
§ осуществлять сбор информации для подготовки отчетности по вопросам учебной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья СФ БашГУ, в частности подготовка необходимого материала для составления отчетов по форме СПО-1, ВПО-1, также отчетов по форме СПО-Мониторинг, по форме № 1-Мониторинг, Мониторинг ОВЗ и др.
§ ежемесячно формировать отчет о сопровождении обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья;
§ отвечать за сохранение протоколов обследований, документации Центра, оформление документов в установленном порядке.
6. Финансово-хозяйственная деятельность
6.1. Финансирование Центра осуществляется за счет бюджетных средств (оплата труда специалистов, приобретение методического материала и т.п.), внебюджетных средств, получаемых за счет оказания социально-психологических услуг частным лицам и организациям, а также доходов от собственной деятельности, грантов и спонсорской помощи.
6.2. Порядок оплаты труда, материальной помощи и стимулирования труда работников Центра осуществляется в соответствии с действующим законодательством и в установленном в СФ БашГУ порядке.
Положение о Центре социально-психологической помощи обучающимся и сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» обсуждено и одобрено на заседании Ученого совета Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», протокол №____ от «___» ___________201__г.