Стерлитамакского филиала ФБГОУ ВО «Башкирский государственный университет»




ПОЛОЖЕНИЕ

О Центре социально-психологической помощи обучающимся и сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Стерлитамакского филиала ФБГОУ ВО «Башкирский государственный университет»

1. Общие положения

1.1. Центр социально-психологической помощи обучающимся и сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета (далее – Центр) является учебно-научным, практико-ориентированным подразделением СФ БашГУ, организованным на базе факультета педагогики и психологии, оказывающим социально-психологическую поддержку обучающимся, преподавателям и сотрудникам университета, населению, а также осуществляющим учебную, научно-исследовательскую, практико-прикладную образовательную деятельность.

1.2. Работа Центра регламентируется:

- Конституцией Российской Федерации;

- общепризнанными нормами и принципами международного права и международного договора;

- Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и иными федеральными законами;

- указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;

- постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;

- Уставом ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»;

- положением о Центре социально-психологической помощи БашГУ;

- настоящим положением.

1.3. Свою деятельность Центр основывает на следующих принципах:

- гуманистический характер образования;

- единство научного и практического аспектов деятельности;

- антропоцентрический подход, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека (здоровье рассматривается как физическое, психическое и социальное благополучие человека);

- принцип субъект-субъектных отношений и взаимодействия;

- принцип общедоступности и личностной ориентированности образования;

- светский характер образования.

1.4. Структура и порядок организации Центра определяются руководством филиала, настоящим положением, спецификой образовательной деятельности, штатным расписанием, правилами внутреннего трудового распорядка.

1.5. Социально-психологическую деятельность осуществляют специалисты, имеющие специальную профессиональную подготовку (преподаватели, аспиранты, соискатели кафедр факультета педагогики и психологии, других кафедр).

1.6. Специалисты Центра оказывают социально-психологическую помощь в области научных исследований, психологического консультирования (индивидуального и группового), коррекционно-развивающей работы, социально-психологической профилактики и просвещения.

 

2. Цель и задачи деятельности Центра

2.1. Цель деятельности Центра – социально-психологическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса, а также сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья СФ БашГУ.

2.2. В соответствии с нормативными документами Центр обеспечивает реализацию следующих задач:

§ психологическое содействие профессиональному становлению обучающихся, формирование их активной жизненной позиции, нравственному развитию современных специалистов;

§ помощь в социально-психологической адаптации студентам СФ БашГУ;

§ оказание социально-психологической помощи обучающимся, преподавателям и сотрудникам в преодолении кризисных ситуаций;

§ формирование культуры здорового образа жизни у обучающихся СФ БашГУ;

§ психологическая помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

§ разработка и реализация программы социально-психологического сопровождения образовательно-воспитательного процесса вуза;

§ создание экспериментальной базы для практической и научно-исследовательской деятельности обучающихся факультета педагогики и психологии, преподавателей университета и специалистов-психологов г. Стерлитамака и близлежащих районной республики Башкортостан;

§ оказание услуг различным категориям населения в психолого-консультационной и психолого-коррекционной сферах;

§ довузовская подготовка и профориентационная работа с абитуриентами из числа лиц, с ограниченными возможностями здоровья;

§ сопровождение обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

§ содействие в создании доступной образовательной среды для обеспечения условий обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В решении обозначенных задач исходить из интересов обучающихся, обеспечения возможностей их полноценного психического развития.

 

3. Направления деятельности Центра

3.1. Научно-исследовательское направление:

§ обобщение отечественного и зарубежного социально-психологического опыта;

§ разработка психодиагностических средств изучения и контроля развития личностных и профессиональных свойств будущих специалистов;

§ разработка психодиагностического инструментария для определения обучающихся «группы риска»;

§ организация и проведение экспериментальных исследований уровня личностного, интеллектуального и нравственного развития обучающихся;

§ разработка программ коррекции и развития личностных и профессионально важных качеств будущих специалистов;

§ разработка и апробация психодиагностических компьютерных программ.

3.2. Практико-прикладное направление реализуется через ряд нижеперечисленных видов деятельности Центра.

3.2.1. Психологическая диагностика:

§ сбор информации об индивидуально-психологических особенностях студентов;

§ диагностика познавательных процессов, мотивации учебной деятельности;

§ диагностика предрасположенности к «группе риска»;

§ диагностика эмоциональной сферы личности обучающихся;

§ определение причин возникновения трудностей в обучении.

3.2.2. Психологическое консультирование:

§ консультирование обучающихся по широкому кругу вопросов, связанных с обучением, развитием, личностным и нравственным самоопределением, профессиональным выбором, взаимоотношениями с родителями и сверстниками и др.;

§ семейное консультирование;

§ консультирование педагогов и сотрудников вуза по работе с обучающимися с ОВЗ;

§ консультирование педагогов образовательных учреждений, родителей (по запросу).

3.2.3. Развивающее и психокоррекционное направление:

§ индивидуальная помощь неуспевающим студентам (коррекция познавательной деятельности);

§ коррекция случаев девиантного поведения студентов;

§ проведение личностно, коммуникативно и профессионально ориентированных тренингов и других форм индивидуальной и групповой работы в соответствии с выявленными в процессе диагностики нарушениями;

§ психологическая помощь студентам в стрессовых и экстремальных ситуациях;

§ индивидуальное коррекционное сопровождение обучающихся с ОВЗ.

3.2.4. Психопрофилактическое направление:

§ своевременное предупреждение возможных нарушений психологического здоровья обучающихся;

§ развитие навыков снятия напряженности, повышенной тревожности и других неблагоприятных состояний, возникающих по причинам умственной или физической перегрузки, учебной дезадаптации, трудностей в общении и т.п.;

§ взаимодействие с органами опеки и попечительства, органами дознания и предварительного следствия, в целях профилактики правонарушений;

§ обучение обучающихся навыкам саморегуляции, разработки индивидуальной траектории личностного роста.

3.2.5. Социально-психологическое просвещение:

§ формирование психологической культуры, потребности в психологических знаниях у обучающихся;

§ формирование у обучающихся потребности в самопознании и саморазвитии;

§ отражение деятельности Центра в СМИ;

§ организация и проведение специальных курсов и семинаров для обучающихся и преподавателей по повышению психологической культуры.

 

4. Структура Центра

4.1. Структура Центра предусматривает административное подчинение. По основным направлениям деятельности Центр подчиняется начальнику управления по воспитательной работе и связям с общественностью СФ БашГУ.

4.2. В состав Центра могут входить следующие специалисты, характер деятельности которых определяется штатным расписанием:

§ руководитель Центра;

§ специалисты (по направлениям деятельности);

§ методист-документовед;

§ инженер по обслуживанию оборудования.

 

5. Права и обязанности сотрудников Центра

 

5.1. В своей профессиональной деятельности сотрудники Центра имеют право:

§ самостоятельно формулировать конкретные задачи работы со обучающимися и педагогами, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов деятельности;

§ самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом специфики запроса и специализации конкретного сотрудника;

§ знакомиться с необходимой документацией, в том числе и других образовательных учреждений;

§ взаимодействовать с вышестоящими инстанциями, с целью создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

§ взаимодействовать со специализированными учреждениями, обращаться к ним с запросами;

§ участвовать с правом совещательного голоса в работе Советов, общественных органов, решающих различные проблемы обучающихся. В случае несогласия специалист Центра имеет право донести свое особое мнение до соответствующих инстанций;

§ участвовать в разработке новых методов психологической диагностики, развития и других видов работ, оценки их эффективности;

§ проводить групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей;

§ выступать с обобщением опыта своей работы на научных мероприятиях;

§ вести психолого-педагогическую просветительскую работу с обучающимися и преподавателями;

§ проводить индивидуальные консультации, групповые развивающие и профилактические тренинги, профориентационные консультации на условиях, не противоречащих законодательству;

§ устанавливать непосредственные связи с аналогичными по функциям подразделениями организаций, находящихся как на территории России, так и за рубежом;

§ использовать современные электронные и другие технические средства, имеющиеся в СФ БашГУ, для диагностики и коррекционной деятельности;

§ в случае необходимости, подготавливать ходатайство в соответствующие органы по вопросам, связанным с помощью обучающимся;

§ вносить на заседания Ученого совета предложения по вопросам, связанным с выполнением стоящих перед центром задач;

§ повышать квалификацию работников Центра не реже одного раза в три года.

5.2. В своей профессиональной деятельности специалист Центра обязан:

§ руководствоваться законодательством Российской Федерации и локальными актами образовательной организации;

§ рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей компетентности;

§ знать современное состояние психологической науки в целом, возрастной, педагогической, практической психологии;

§ применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психопрофилактической работы;

§ постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;

§ препятствовать проведению видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;

§ в решении всех вопросов исходить из интересов личности и задач ее полноценного психического развития;

§ оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу вуза в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития личности, индивидуального подхода к студентам;

§ оказывать необходимую и возможную помощь обучающимся в решении их личных проблем;

§ в решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом безопасного поведения, т.е. принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству;

§ хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта развивающей работы и может нанести ущерб личности или ее окружению;

§ вести запись и регистрацию всех видов работ по установленной форме;

§ отвечать за диагностические выводы, адекватность используемых диагностических, развивающих и психопрофилактических методов и средств, обоснованность разработанных рекомендаций;

§ вести специализированный учет лиц с ограниченными возможностями здоровья на этапах их поступления и обучения в вузе;

§ размещать информацию о наличии условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте СФ БашГУ;

§ осуществлять сбор информации для подготовки отчетности по вопросам учебной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья СФ БашГУ, в частности подготовка необходимого материала для составления отчетов по форме СПО-1, ВПО-1, также отчетов по форме СПО-Мониторинг, по форме № 1-Мониторинг, Мониторинг ОВЗ и др.

§ ежемесячно формировать отчет о сопровождении обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья;

§ отвечать за сохранение протоколов обследований, документации Центра, оформление документов в установленном порядке.

 

6. Финансово-хозяйственная деятельность

 

6.1. Финансирование Центра осуществляется за счет бюджетных средств (оплата труда специалистов, приобретение методического материала и т.п.), внебюджетных средств, получаемых за счет оказания социально-психологических услуг частным лицам и организациям, а также доходов от собственной деятельности, грантов и спонсорской помощи.

6.2. Порядок оплаты труда, материальной помощи и стимулирования труда работников Центра осуществляется в соответствии с действующим законодательством и в установленном в СФ БашГУ порядке.

 

Положение о Центре социально-психологической помощи обучающимся и сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» обсуждено и одобрено на заседании Ученого совета Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», протокол №____ от «___» ___________201__г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: