Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.




ГУМАНИЗМ И АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Основные черты и основные направления философии эпохи Возрождения.

Возрождение (от фр. Renaissnce) – это переходный период в западноевропейской философии от Средневековья к Новому времени, когда во всех областях общественной жизни – экономике, политике и культуре – происходили значительные преобразования. Название «возрождение» этот период получил, потому что под этим термином понимается возрождение античной культуры, в том числе философских учений. Эпоха Возрождения начинается в XIV в. в Италии и в XV в. в других европейских странах – Испании, Франции, Англии, Нидерландах, Германии и продолжается вплоть до XVII в. Эта эпоха породила величайших мыслителей и учёных: Николая Коперника, Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Николая Кузанского, Рафаэля, Тициана, Галилео Галилея, Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы и многих, многих других.

Основные черты философии эпохи Возрождения следующие:

· антропоцентризм – в центре мировоззрения стоит человек. Он становится самостоятельным творческим началом, почти равным богу;

· гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей;

· эстетизм – ведущая роль принадлежит искусству, творчеству;

· секуляризм – освобождение от влияния религии.

В философии эпохи Возрождения выделяют три основных направления: гуманистическое, натурфилософское и социально-политическое.

 

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.

 

Важнейшим направлением эпохи Возрождения был гуманизм. Гуманисты провозглашали человека венцом природы, центром мироздания и высшей ценностью, утверждали, что человек обладает безграничными творческими возможностями, что он имеет право на наслаждение, радость и счастье в земной жизни в соответствии со своей человеческой природой. Полагаться ему следует не на Бога, а на свои силы, на самого себя, на собственные знания и умения, волю, целеустремлённость, энергию и практическую хватку. Человек есть часть природы, и его природные потребности вполне законны и нормальны. В эпоху Возрождения человек рассматривался в его земном предназначении, а смысл его жизни связывался с решением земных реальных проблем. Поэтому и общество не продукт божьей воли, а результат деятельности людей. Посредством деятельности, активной и творчески созидательной, человек проявляет свои силы и таланты самоутверждая себя в мире. Реальный образец человека эпохи Возрождения – это художник, творящий земную человеческую красоту как гармонию тела и духа. Определяющим фактором эпохи Возрождения является искусство.

Наибольшее развитие гуманизм получил в Италии, особенно во Флоренции. Отцами итальянского гуманизма были выдающиеся поэты и писатели: Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374), Джованни Боккаччо (1313-1375). В философии наиболее известными представителями итальянского гуманизма были: Лоренцо Валла (1407-1457), Марсилио Фичино (1433-1499), Джованни Пико дела Мирандолла (1463-1494), Пьетро Помпонацци (1462-1524).

Марсилио Фичино выступал против средневекового аскетизма и отшельничества. Он возродил в 1459 г. во Флоренции Платоновскую академию, которая просуществовала до 1521 г., и много сделал для перевода произведений Платона на латинский язык. По его мнению, платонизмэто сущность и вершина человеческой мудрости, ключ к преобразованию христианской религии и созданию «всеобщей религии».

Джованни Пико дела Мирандолла был одним из руководителей флорентийской платоновской академии, владел 22 языками и считался самым энциклопедически образованным человеком своего времени. В своей главной книге «Речи о достоинстве человека» (1486 г.) он подчёркивал, что на земле нет ничего более великого, чем человек, который создан Богом, и самое великое в нём – его ум и душа. Обладая свободой воли и морального выбора, человек может «стать своим собственным скульптором и творцом, или опуститься до низменного животного состояния, или вознестись до ангельского совершенства». Учение о человеческой свободе – центральное место в философии Джованни Пико дела Мирандолла. Он утверждает, что Бог не определил место человеку в мире. Ни его обязанности, ни его особый образ. Он сам должен себя сформировать, он свободный творец самого себя, создающий себя и свою судьбу. «Высшее и восхитительное счастье человека владеть тем, что пожелает и, быть тем, чем хочет». «Венец обещан только тем, кто сражается! Счастлив человек! Победа зависит от его воли», - говорит он.

Николо Макиавелли(1469-1527) был ярким представителем нарождающейся торгово-промышленной буржуазии. В своём известном политическом трактате «Государь» он рассматривает государственную власть не как божественное установление, а как результат человеческой деятельности. Главная задача его теории – создание сильного и независимого национального итальянского государства из разрозненных итальянских княжеств и городов, которые вели между собой постоянные войны. Эта книга содержит ряд правил, практических рекомендаций, как создать такое государство.

Макиавелли рассматривал политику как самостоятельную область человеческой деятельности свободной от богословия и христианской этики. Он выступал против религии, но считал, что государь должен использовать её для того, чтобы держать народ в повиновении. Поступки государей нужно рассматривать не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства. В трактате «Государе» провозглашаются несовместимость политики и морали, оправдывается любое насилие, жестокость, вероломство, пренебрежение моралью и применение любых недозволенных средств для достижения поставленных целей. «Цель – оправдывает средство» - таков принцип макиавеллизма. И неслучайно этот термин стал синонимом политического вероломства.

Томас Мор (1478-1535) в своём произведении «Утопия» и Томмазо Кампанелла (1568-1639) в «Городе Солнца» создали первые коммунистические утопии – идеал бесклассового общественного устройства. Основная причина того, что жизнь одних протекает в благополучии и роскоши, а других – в беспросветной нужде коренится в частной собственности. Устранив её, можно достичь социальной справедливости, равенства. В государстве-утопии собственность является общей, не будет ни богатых, ни бедных, все будут равны. Труд будет обязанностью всех граждан. Свободное время будет использоваться для самосовершенствования человека. Ни один из этих проектов реализован не был, но эти произведения оказали серьёзное влияние на формирование идей коммунизма.

 

О с н о в н ы е п о н я т и я:

 

· антропоцентризм (от греч. anthropos – человек) – мировоззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания;

· гуманизм (от лат. humanus – человечный) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей;

· секуляризм (от позднелат. saecularis –мирской, светский) – освобождение индивидуального и общественного сознания от влияния религии.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

 

  1. Антология мировой философии. В 4-х т. М.Мысль, 1969 (АН СССР. Ин-т философии. Философ. наследие);
  2. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд. Михайлова В.А., 2005. – 288 с.
  3. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 432. стр. 35-43;
  4. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005. -439 с. сир.99-101;
  5. Кохановский В.П. Основы философии: учебник / В.П. Кохановский, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев, Л.В. Жаров; под ред. В.П. Кохановского. – 14-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 232 с. –(Среднее профкссиональное образование);
  6. Макиавелли Никколо. Избранное. – Пер. с итал. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. – 800 с.;
  7. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб и доп.- М.: Центр, 1997.- 272 с.;
  8. Рассел Бертран. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трёх книгах. Издание 3-е, стереотипное. – М.: Академический Проект, 2000. – 768 с.;
  9. Реале Дж., Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. – ТОО ТК «Петрополис», 1994;
  10. Сычёв А.А. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2008. -368с.:ил. Стр.55-59;
  11. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998;
  12. Школьный философский словарь/Т.В. Горбунова, И.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др.; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.Ф. Малышевской. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.-399 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: