Методические рекомендации по формированию в школьном курсе физики понятия «давление».




Билет 13

Требования к усвоению учащимся понятия давления:

· понимание того, что давление является результатом действия силы на поверхность тела;

· понимание причин возникновения давления твердоготела, жидкости и газа;

· понимание того, что давление твердого тела зависит от величины силы давления и площади поверхности опоры;

· понимание того, что давлениеи жидкости зависит от плотности и высоты столба жидкости (глубины погружения);

· понимание того, что давление газа зависит от температуры и средней кинетической энергии поступательного движения молекул;

· умения объяснять давлениегаза с точки зрения МКТ;

· знание формул для высичления давления.

 

Типичные ошибки в усвоении понятия:

1. Характеризуется недостаточно полным анализом узучения явлений и выделеним таких признаков (или свойств), которые не является существенным для научных понятий, но для учащихся приобретают сигнальным значением в их жизненной практике и в процессе обучения.

Пути предупреждения:

а) решение задач практического характера

б) решение задач-вопросов

в) решение тренировачных задач с целью уточнения единиц измерения величин

2. Характеризуется тем, что из всего комплекса признаков понятия выделяются лишь некоторые, более "сильные" признаки

Пути предупреждения:

Показать зависимость давления от силы давления

3. Характеризуется тем, что одно понятие, которое более усвоенно и понято, над другим понятием, например, сильное влияние понятия силы тяжести над понятием давления

Пути предупреждения: составить с учащимися следующую таблицу

 

Признаки Сила тяжести Сила давления Давление
Что характеризует  
Степень (меру) притяжения тел к Земле

 

 
Степень (меру) воздействия на тело

 

 
Результат действия силы

 

определение  
Сила тяжести- это физическая величина, характеризующая меру притяжения тел к Земле

 

 
Сила давления– физическая величина, являющаяся мерой воздействия одного тела на другое

 

   
Давление– это физическая величина, численно равная отношение силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности

 

обозначение F p
формула Fт = mg F = pS p = F/S
Какая это величина? Векторная Векторная Скалярная
Единица измерения Н Н Па
Что принемают за единицу измерения? Н = кг*м/с2 Н = кг*м/с2 Па = Н/м2
способы измеренения Динанометром Динанометром Косвенный способ

 

Несущественный признак - ориентация в ространстве поверхности, на которую производится давление.

 

Существенный признак- перпендикулярность направления действия силы к этой поверхности.

 

Для дифференцировки понятий используются:

а) сравнение и сопоставление, которое можно осуществлять с помощью таблиц: в одном столбце записывать признаки одного понятия, в другом — признаки другого

б) применение метода выборочных ответов, из предлагаемого перечня признаков понятии выделяют признаки указанного понятия.

в) решение вычислительных задач. Так, например, понятия «давление» и «сила давления» сравнительно легко отграничиваются учащимися в результате решения специально подобранной группы задач на определение давления по силе давления и площади опоры и обратных задач — на определение силы давления по давлению и площади опоры.

 

Конкретизация понятий, расширение их объема достигается с помощью:

а) наблюдения за предметами и явлениями, понятие о которых формируется, в окружающей жизни (колющие и режущие инструменты; шипы, зубы, когти, клыки у животных);

б) чтения научно-популярной литературы с целью расширения круга знаний о проявлениях и применениях изучаемых свойств тел и явлений в технике, на производстве, в повседневной жизни;

 

Ошибки в оперировании понятиями:

- учащиеся знают отдельные понятия: сила, действие силы, деформация, давление, но не могутраскрвть содержание понятия, указатьего существенные признаки, установить причинно-следственные связи между ними из-за неумения логически мыслить

- ученики смешивают видовые признаки понятия, принадлежащие к одному роду, с признааками понятия, принадлежащие к другому роду

- не умеют классифицировать и систематизировать понятия => использование в процессе формирования понятий оптимальное сочетание наглядно-образного, словесно-логического (теоретического) и практически-действенного компонентов мышления

Решение различного рода учебных и практических задач:

- почему на простом табурете сидеть жестко, в то время как на стуле, даже деревянном, нисколько не жестко;

- почему мягко лежать на веревочном гамаке, который сплетен из довольно твердых шнурков, почему не жестко лежать на проволочной сетке, устраиваемой в кроватях взамен пружинных матрацев?

- что делают, чтобы лошади не увязли в болоте?

Формирование физических понятий у учащихся старших классов:

- учащиеся X—XI классов уже имеют солидную понятийную базу, полученную в процессе изучения физики и других естественнонаучных дисциплин (биология, химия, математика), которую необходимо учитывать при формировании физических понятий.

- понятие давление уже знакомо учащимся, а на второй ступени происходит его развитие: полнее раскрывается содержание, объем, связь и отношения с другими понятиями.

- большое значение в раскрытии содержания понятия приобретает анализ формул, выражающих связи между давлением и величинами, характеризующими состояние те

(температура, объем, энергия, скорость молекул).

- большее значение приобретают словесно-логический компонент мышления, наряду с наглядно-образным и практически-действенным.

- большое значение имеют ознакомление учащихся с историей введения понятий в науке, раскрытие логики научного познания для формирования диалектического мышления.

- возрастает роль решения задач, в которых уточняется содержание понятий и их существенные признаки. Происходит более глубокое осмысление связей и отношений между понятиями, вырабатывается умение правильно оперировать понятиями в решении задач практического и творческого характера.

- важная роль отводится выполнению заданий по классификации понятий

 

Решение ряда познавательных, логических задач:

а) находят общий, существенный признак класса объектов, подлежащих классификации, который мог бы служить основанием классификации;

б) выявляют видовые отличия объектов;

в) производят операцию деления объема понятия;

г) выявляют отношения подчинения и соподчинения.

 

Действия учителя:

- подчеркивать важность запоминания правильных определений понятий;

- знать условия, способствующие усвоению понятий учащимися;

- оптимально сочетать в процессе формирования понятий наглядно-образные (демонстрации опытов, наглядных пособий), словесно-логические (теоретические: обобщение, систематизация,

классификация понятий) и практически-действенные (система самостоятельных, практических работ по овладению понятием)

компоненты мышления.

 

 

Практическая часть:

РЕШЕНИЕ:

m = 200 г = 0, 2 кг

x(t) = 0,03cos10t

A = 0,03

W = 10

 

Ek = mu2 /2 = (mA2 w2 sin2 wt) / 2 = (0,2 * 0.032 * 102 * sin2 10t) /2 = 9*10 -3 sin2 10t (1)

 

u = -umax sin (w 0 t + j 0) = - umax sinw 0 t

 

umax = wA

 

u2 = (- umax) 2 sin 2 w 0 t = A2 w2 sin2 wt

 

a = -amax cos(w 0 t + j 0) = - w2A2sin2 wt = - (100*0.03) cos10t = -3cos10t (4)

 

amax = w2A

 

ОТВЕТ: 14



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: