Билет 13
Требования к усвоению учащимся понятия давления:
· понимание того, что давление является результатом действия силы на поверхность тела;
· понимание причин возникновения давления твердоготела, жидкости и газа;
· понимание того, что давление твердого тела зависит от величины силы давления и площади поверхности опоры;
· понимание того, что давлениеи жидкости зависит от плотности и высоты столба жидкости (глубины погружения);
· понимание того, что давление газа зависит от температуры и средней кинетической энергии поступательного движения молекул;
· умения объяснять давлениегаза с точки зрения МКТ;
· знание формул для высичления давления.
Типичные ошибки в усвоении понятия:
1. Характеризуется недостаточно полным анализом узучения явлений и выделеним таких признаков (или свойств), которые не является существенным для научных понятий, но для учащихся приобретают сигнальным значением в их жизненной практике и в процессе обучения.
Пути предупреждения:
а) решение задач практического характера
б) решение задач-вопросов
в) решение тренировачных задач с целью уточнения единиц измерения величин
2. Характеризуется тем, что из всего комплекса признаков понятия выделяются лишь некоторые, более "сильные" признаки
Пути предупреждения:
Показать зависимость давления от силы давления
3. Характеризуется тем, что одно понятие, которое более усвоенно и понято, над другим понятием, например, сильное влияние понятия силы тяжести над понятием давления
Пути предупреждения: составить с учащимися следующую таблицу
Признаки | Сила тяжести | Сила давления | Давление | ||||
Что характеризует |
|
|
| ||||
определение |
|
|
| ||||
обозначение | Fт | F | p | ||||
формула | Fт = mg | F = pS | p = F/S | ||||
Какая это величина? | Векторная | Векторная | Скалярная | ||||
Единица измерения | Н | Н | Па | ||||
Что принемают за единицу измерения? | Н = кг*м/с2 | Н = кг*м/с2 | Па = Н/м2 | ||||
способы измеренения | Динанометром | Динанометром | Косвенный способ |
Несущественный признак - ориентация в ространстве поверхности, на которую производится давление.
Существенный признак- перпендикулярность направления действия силы к этой поверхности.
Для дифференцировки понятий используются:
а) сравнение и сопоставление, которое можно осуществлять с помощью таблиц: в одном столбце записывать признаки одного понятия, в другом — признаки другого
б) применение метода выборочных ответов, из предлагаемого перечня признаков понятии выделяют признаки указанного понятия.
в) решение вычислительных задач. Так, например, понятия «давление» и «сила давления» сравнительно легко отграничиваются учащимися в результате решения специально подобранной группы задач на определение давления по силе давления и площади опоры и обратных задач — на определение силы давления по давлению и площади опоры.
|
Конкретизация понятий, расширение их объема достигается с помощью:
а) наблюдения за предметами и явлениями, понятие о которых формируется, в окружающей жизни (колющие и режущие инструменты; шипы, зубы, когти, клыки у животных);
б) чтения научно-популярной литературы с целью расширения круга знаний о проявлениях и применениях изучаемых свойств тел и явлений в технике, на производстве, в повседневной жизни;
Ошибки в оперировании понятиями:
- учащиеся знают отдельные понятия: сила, действие силы, деформация, давление, но не могутраскрвть содержание понятия, указатьего существенные признаки, установить причинно-следственные связи между ними из-за неумения логически мыслить
- ученики смешивают видовые признаки понятия, принадлежащие к одному роду, с признааками понятия, принадлежащие к другому роду
- не умеют классифицировать и систематизировать понятия => использование в процессе формирования понятий оптимальное сочетание наглядно-образного, словесно-логического (теоретического) и практически-действенного компонентов мышления
Решение различного рода учебных и практических задач:
- почему на простом табурете сидеть жестко, в то время как на стуле, даже деревянном, нисколько не жестко;
- почему мягко лежать на веревочном гамаке, который сплетен из довольно твердых шнурков, почему не жестко лежать на проволочной сетке, устраиваемой в кроватях взамен пружинных матрацев?
- что делают, чтобы лошади не увязли в болоте?
|
Формирование физических понятий у учащихся старших классов:
- учащиеся X—XI классов уже имеют солидную понятийную базу, полученную в процессе изучения физики и других естественнонаучных дисциплин (биология, химия, математика), которую необходимо учитывать при формировании физических понятий.
- понятие давление уже знакомо учащимся, а на второй ступени происходит его развитие: полнее раскрывается содержание, объем, связь и отношения с другими понятиями.
- большое значение в раскрытии содержания понятия приобретает анализ формул, выражающих связи между давлением и величинами, характеризующими состояние те
(температура, объем, энергия, скорость молекул).
- большее значение приобретают словесно-логический компонент мышления, наряду с наглядно-образным и практически-действенным.
- большое значение имеют ознакомление учащихся с историей введения понятий в науке, раскрытие логики научного познания для формирования диалектического мышления.
- возрастает роль решения задач, в которых уточняется содержание понятий и их существенные признаки. Происходит более глубокое осмысление связей и отношений между понятиями, вырабатывается умение правильно оперировать понятиями в решении задач практического и творческого характера.
- важная роль отводится выполнению заданий по классификации понятий
Решение ряда познавательных, логических задач:
а) находят общий, существенный признак класса объектов, подлежащих классификации, который мог бы служить основанием классификации;
б) выявляют видовые отличия объектов;
в) производят операцию деления объема понятия;
г) выявляют отношения подчинения и соподчинения.
Действия учителя:
- подчеркивать важность запоминания правильных определений понятий;
- знать условия, способствующие усвоению понятий учащимися;
- оптимально сочетать в процессе формирования понятий наглядно-образные (демонстрации опытов, наглядных пособий), словесно-логические (теоретические: обобщение, систематизация,
классификация понятий) и практически-действенные (система самостоятельных, практических работ по овладению понятием)
компоненты мышления.
Практическая часть:
РЕШЕНИЕ:
m = 200 г = 0, 2 кг
x(t) = 0,03cos10t
A = 0,03
W = 10
Ek = mu2 /2 = (mA2 w2 sin2 wt) / 2 = (0,2 * 0.032 * 102 * sin2 10t) /2 = 9*10 -3 sin2 10t (1)
u = -umax sin (w 0 t + j 0) = - umax sinw 0 t
umax = wA
u2 = (- umax) 2 sin 2 w 0 t = A2 w2 sin2 wt
a = -amax cos(w 0 t + j 0) = - w2A2sin2 wt = - (100*0.03) cos10t = -3cos10t (4)
amax = w2A
ОТВЕТ: 14