Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Программа технической направленности
«Авиамоделирование»
Возраст обучающихся: 7 – 18 лет.
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Кривых Сергей Иванович, педагог
Дополнительного образования
п.г.т. Мирный
Содержание
1. Основные характеристики программы дополнительного образования 3
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................................................................. 3
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ........................................................................................................... 7
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.................................................................................................................. 8
1.3.1 Учебно-тематический план............................................................................................................................ 8
1.3.2 Содержание программы.............................................................................................................................. 10
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБУЧЕНИЯ.................................................................. 10
2. Организационно-педагогические условия реализации программы
дополнительного образования...................................................................................................................... 11
2.1 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.............................................................................. 11
2.1.1 Материально-техническое обеспечение.................................................................................... 11
2.2 ФОРМЫАТТЕСТАЦИИ.............................................................................................................................. 13
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................................................................. 14
ПРОГРАММА ПО АВИАМОДЕЛИРОВАНИЮ.
Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего
тела к весу мускулов он в 72 раза слабее птицы.
Но я думаю, что он полетит, опираясь не на
силу своих мускулов, а силу своего разума.
Н. Е. Жуковский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За последние десятилетия технический прогресс резко шагнул вперед в различных областях человеческой деятельности. Современная наука и промышленное производство летательных аппаратов впитали в себя всё лучшее и передовое, что накопило и разработало человечество за века своего
существования. Авиация прочно вошла в современную жизнь как самый скоростной и удобный вид транспорта.
Авиамоделизм – один из видов технического творчества. Моделируя летательные аппараты, знакомясь с историей их создания, конструкцией и технологиями изготовления, обучающиеся познают самые современные передовые технические решения. Занятия техническим творчеством развивают у школьников интерес к науке и технике, к исследованиям, помогают сознательно выбрать будущую профессию. Авиамоделизм представляет собой творческий, производительный труд, который способствует развитию интеллектуальных способностей ребёнка, формированию гражданско-патриотических качеств личности.
Программа является актуальной, так как среди технических видов спорта авиамодельный приобретает все большую популярность. Конструируя модель, воспитанник совершенствует своѐ техническое мастерство и мышление, работая над моделью - познаѐт технологические приѐмы работы по металлу, дереву, пластмассам. Участвуя в соревнованиях – формирует волю, закаляется физически.
Занятия авиамоделизмом это, прежде всего и политехническое образование, которое способствует формированию у обучающихся универсальных методов познавательной, ценностно - ориентированной и практической деятельности.
Авиамоделизм это не только конструирование, постройка и запуск моделей: воздушных шаров и змеев, планеров и самолетов, но и спортивный азарт, и поиски исследователя, и дорога в большую авиацию. Авиамодельный спорт относится к объединениям спортивно-технического моделирования,
где техническое творчество тесно переплетается с элементами спорта. Среди технических видов спорта авиамодельный спорт приобрёл большую популярность. Он привлекает в свои ряды тем что, конструируя модель, спортсмен совершенствует своё техническое мастерство и мышление, работая над моделью – познаёт технологические приёмы
работы с различными материалами, а участие в соревнованиях – формирует волю, характер, закаляет физически. Таким образом, занятия
авиамодельным спортом способствуют разностороннему развитию подростков.
Педагогическая целесообразность программы
Воспитанники объединения могут применить свои знания, умения и навыки не только при поступлении в образовательные учреждения технической
направленности, но и в повседневной жизни.
Направленность программы
Данная программа имеет техническую направленность, развивает
конструкторские навыки,ориентирована на получение и освоение первоначальных знаний и навыков в сфере авиастроительства и лётного искусства.
Программа «Авиамоделирование», является модульной.
Программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образовательным программам дополнительного образования детей.
Новизна программы .
1. Использование чертежей собственной разработки 2. Практическое использование современных конструкционных
материалов.
3. Интеграция со школьными программами: математика, физика,
черчение. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.
4. В учебно-тематический план включены новые темы: «Лётная подготовка,
запуск и регулировка модели свободно - летающих и радиоуправляемых моделей». Участие в соревнованиях.
5. При разработке программы использована современная литература по
следующим тематикам: игры с моделями, типы и классы летающих моделей,
правила соревнований согласно Международной федерации авиамодельного
спорта, проектирование, расчет и постройка моделей, медицинская и
психологическая подготовка спортсмена, культура поведения на соревнованиях.
На занятиях по авиамоделизму воспитанники получают необходимые знания и приёмы работы с различными инструментами, сведения о специализированных материалах, учатся работать на станках, занимаются чтением и изготовлением чертежей. При изготовлении моделей воспитанники сталкиваются с решением вопросов аэродинамики и прочности, что способствует выработке инженерного подхода к решению возникающих проблем. Занятия в данном объединении дисциплинируют, развивают терпение, аккуратность, выносливость, силу воли, мобилизуют их творческие способности.
Ведущая идея программы.
Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, раскрыть возможности в техническом творчестве, научить основам коллективного труда,
умению общаться, радоваться за успехи других, помочь найти профессию в соответствии с личными интересами.
Сроки реализации программы и режим занятий.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Обучение проводится с учетом особенностей возраста, индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений.
Режим занятий: 3 ч. в неделю, 108 ч. в год.
Возраст учащихся.
В объединении «Авиамоделирование» занимаются
учащиеся подросткового возраста от 7 до 18 лет. Набор в группы свободный.
Состав в группе постоянный - 10 ч. Учебные группы формируются по возрастному признаку:
1 группа – 7-12 лет, 2 группа – 12-18 лет,
Прогнозируемые результаты.
Учащиеся будут знать:
- технику безопасности при работе с инструментами;
- знать историю авиации, ее практическую значимость в современном мире,
- конструкцию планера, самолета, теорию полета;
- основы черчения;
- регулировку простейших моделей планеров и самолетов.
Учащиеся будут уметь:
- пользоваться рабочими инструментами;
- выполнять чертеж деталей модели планера, самолета;
- изготавливать и отрегулировать схематическую модель планера;
- находить центр тяжести модели;
- самостоятельно изготавливать модели планера, самолета;
- общительность;
- взаимовыручка;
- трудолюбие;
- самостоятельность;
- аккуратность;
- креативность.
Тип занятия
Основными типами занятий по программе «Авиамоделизм» являются:
· Теоретический
· Практический
· Контрольный
· Тренировочный
Формы подведения итогов реализации программы. Методы контроля:
· открытое педагогическое наблюдение;
· оценка продуктов творческой деятельности детей;
· фиксация результативности полетов;
и формы отслеживания результативности обучения и воспитания;
· беседы в конце каждой темы и в конце учебного года; · проверка технической подготовки учащихся осуществляется путем соревнований внутри группы;
· сдача норм на разряды;
· участие в выставках, соревнованиях научно-технических конференциях местного, районного, областного и Всероссийского уровня;
· представление лучших спортсменов на соревнования областного и
всероссийского уровня.
Адресат программы
Программа предназначена для обучающихся 1-11 классов (7-18 лет).
Форма обучения: очная.
Особенности организации учебного процесса:
Занятия проводятся в группах учащихся являющихся основным составом объединения, а также индивидуально. Состав группы – постоянный.
Система работы кружка включает в себя теоретические и практические занятия, ориентирована на большой объем практических творческих работ с использованием компьютера. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.
Режим занятий, периодичность и продолжительность Основная форма организации образовательного процесса дополнительного образования – учебное занятие.
Учебный год в объединении по интересам начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. В период каникул кружок работает по специальному расписанию с переменным составом.
Для учебных занятий в корпусе используются специально предусмотренные распорядком дня часы во второй половине дня.
Продолжительность учебного занятия – 40 минут.
Общее количество часов в год – 108.
Занятия проводятся 2раза в неделю. Продолжительность занятий – 2ч и 1ч.
Цель программы:
Создание условий для раскрытия творческих способностей обучающихся средствами спортивно-технического моделирования, активизации их познавательной деятельности, возможности самореализации и самоопределения.
Задачи:
обучающие:
· ознакомление с историей авиации и авиационной техникой;
· изучение основ авиамоделирования;
· изучение свойств различных материалов и приёмов работы · приобретение навыков работы со специализированным инструментом
для моделизма;
· обучение способам черчения и нанесения разметки деталей модели
самолёта;
· обучение приёмам и технологии изготовления, регулировки и запуска
авиамоделей;
· обучение умению планирования своей работы;
· подготовка спортсменов-авиамоделистов;
развивающие:
· развитие памяти, воображения, внимания, технического и
пространственного мышления;
· развитие интереса к большой авиации, и авиационным видам спорта;
· развитие навыков самостоятельной работы;
· повышение спортивного мастерства и участие в соревнованиях
различного уровня;
воспитательные:
· воспитание уважения к труду и людям труда;
· формирование представления о значении их труда для общества;
· воспитание дисциплинированности, терпения, аккуратности,
выносливости, силы воли;
· формирование гуманистического стиля взаимоотношений с
товарищами, умение договариваться и помогать друг другу;
Методы обучения
· Методы получения новых знаний: стиль преподнесения материала; рассказ, объяснение, беседа, организация наблюдения.
· Методы выработки учебных умений и накопление опыта учебной
деятельности: практическая деятельность, упражнения.
· Методы организации взаимодействия учащихся и накопление социального
опыта: метод эмоционального стимулирования (метод основаны на создании ситуации успеха в обучении).
· Методы развития познавательного интереса: формирование готовности
восприятия учебного материала; метод создания ситуаций творческого поиска.
· Метод развития психических функций, творческих способностей
и личностных качеств учащихся: творческое задание, создание креативного
Учебно-тематический план
№ | ТЕМА | Количество часов | Формы аттестации контроля | ||
Теор. | Практ. | Всего | |||
Модуль 1. Авиамоделирование (12 час.) | |||||
1. | Вводное занятие. | Устный опрос | |||
2. | Материалы и инструменты. Т.Б. | Устный опрос | |||
3. | Метательная модель планера | Результат практикума | |||
Модуль 2. Свободнолетающие модели (45 час.) | |||||
4. | Схематическая модель планера. | Результат практикума | |||
5. | Свободнолетающая модель планера А-1. | Результат практикума | |||
Модуль 3. Радиоуправляемые модели (51 час.) | |||||
6. | Тренировочная радиоуправляемая модель. | Результат практикума | |||
7. | Подготовка к соревнованиям. | Запуски моделей | |||
8. | Подведение итогов. | - | Диагностика | ||
Общее количество часов |
Содержание программы