Требования к знаниям и умениям.




ТАРАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

« УТВЕРЖДАЮ»

Декан педагогического факультета

к.п.н.,доцент Оспанбаева М.П.

 

 

«____»__________________2014г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА \SILLABUS\ СТУДЕНТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА И МЕТОДИКА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

 

 

Кафедра: «Общая педагогика и психология»

Учебный год: 2014-2015 учебный год

Количество кредитов: 2

Код дисциплины:

Форма обучения: очная

Курс: 3-4

Лекции: 15 часов.

Семинарские: 15 часов

СРОП 15 часов.

СРО 15 часов.

Ф.И.О. преподавателя: Азимбекова Р.С., Жумагалиев Р.А.

Расписание: еженедельно по 2 занятия по 50 минут

Часы консультаций: в соответствии с графиком

Экзамен: 5,7 семестр

 

Тараз 2014 г.

Рабочая учебная программа разработана ст. преподавателями Азимбековой Р.С. и Жумагалиевым Р.А. на основании Государственного общеобязательного стандарта образования и типовой программы по курсу «Теория и методика воспитательной работы в школе», разработанной кафедрой педагогики КазГосЖенПи им. Абая, утвержденной учебно-методическим объединением института. - Г.Алматы, 2006.- 62с

 

Общая педагогика и психология»

«31» 08.2014 г. Протокол № 1

 

 

Заведующий кафедрой___________ Бузаубакова К.Ж.

 

Одобрен методическим бюро педагогического факультета
«» 0 9. 2014 г. Протокол №1

Председатель комитета _____________ к.п.н., и.о. доцента Елубаева М.С.

(Ф.И.О., уч. степень, уч. звание)

 

Актуальность и необходимость изучения курса

В настоящее время многообразие и сложность задач формирования нового человека предполагает создание условий для подготовки высококвалифицированных, компетентных специалистов с инновационным, творческим мышлением способных решать сложные профессиональные задачи, поэтому изучение дисциплины «Теории и методики воспитательной работы» является необходимым и актуальным.

Изменения, происходящие во всех сферах социальной жизни затрагивает широкий спектр отношений общества и личности. Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности участников целостного педагогиче­ского процесса не только имеющимися традиционными;, но и нетрадицион­ными средствами и способами. Роль классного руководителя заключается в создании таких условий, которые помогли бы учащимся найти себя и свое место в школьном коллективе; свою ношу в социальной жизни.

Программа ориентирует на решение в единстве задач, содержания, форм и методов воспитательной работы и нетрадиционных форм и методов работы с детьми.

Курс «теория и методика воспитательной работы» является логичным продолже­нием раздела «Теория воспитания» курса «Педагогика» в органически связы­вается с педагогической практикой. Ее основное назначение - расширение и углубление знаний и умений студентов в области теории, методики и техно­логии воспитательной работы; формирование умений творчески решать кон­кретные воспитательные задачи.

Цель и задачи дисциплины

2.1. Цель дисциплины:

-формирование профессионально-педагогической компетентности будущих учителей, связанной с организацией воспитательной деятельности и технологии её реализации.

2.2.Задачи дисциплины:

- расширение и укрепление знаний по теории воспитания;

- формирование у студентов общепедагогических и специальных компетенций таких,

как целенаправленнность, планирование, организаторская, комммуникативная,

диагностирующая, аналитическая и т.д.;

- развитие креативности в проведении воспитательной работы студентов с учащимися.

Требования к знаниям и умениям.

В процессе изучения курса «Теория и методика воспитательной работы» студент должен усвоить:

- значимость воспитательной работы, её цель и задачи;

- воспитательную систему школы и социума;

- систему и направления деятельности классного руководителя;

- методы педагогического сотрудничества;

- знания о детском коллективе;

- формы, методы, средства воспитательной работы;

- технологии воспитания;

- технологию творческой деятельности в организации и проведении воспитательной работы;

- диагностику уровней воспитательной работы.

В процессе изучения курса «Теория и методика воспитательной работы» у студента формируются нижеследующие умения и навыки, а именно:

- планирование воспитательной работы в школе;

- организация педагогической поддержки;

- формирование детского коллектива и диагностику условий;

- использование инновационных технологий в проведении воспитательной работы;

- взаимосвязь родителей и организаций дополнительного образования;

- организация свободного времени учащихся;

- подготовка и проведение родительских собраний;

- работа с одарёнными детьми;

- профориентационная работа в школах.

В процессе изучения курса «Теория и методика воспитательной работы» в качестве теоретической и практической подготовленности к педагогической деятельности у студента формируются нижеследующие компетенции:

- ценностно-значимая компетентность, связанная с сознательным пониманием своей роли и предназначенности в окружающем мире;

- учебно-познавательная компетентность, связанная с планированием, анализом учебно-познавательной детяельности, рефлексией и самоанализом;

- информационная компетентность, связанная с обеспеченностью информацией об окружающем мире;

- коммуникативная компетентность, связанная с усвоением методов и приёмов взаимоотношений, необходимых языков, различных социальных ролей в коллективе;

- личностная самосовершенствующая компетентность, направленная на физическое,

духовное, интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную уравновешенность.

Пререквизиты курса

Пререквизитами курса выступают дисциплины «Введение в педагогическую

специальность», «Педагогика», «Этнопедагогика», «История педагогики».

Постреквизиты курса

Изучение курса является основой для глубокого усвоения студентами методических

дисциплин и успешного прохождения педагогической практики.

Содержание курса

Современный этап развития казахстанского общества характеризуется обращением пристального внимания на воспитание личности, основанного на субъективных идеях. Воспитание её личностных качеств, развитие способностей, одарённости является необходимым условием развития любого государства. Данные преимущества носят актуальный характер в системе отечественного образования и представлены в содержании базовых педагогических дисциплин.

Типовая учебная программа курса составлена в соответствии с ГОСО «Билим» и на основании программы по подготовке учителей для работы в 12-летней школе.

Данная программа показывает целостность воспитания обучающихся как граждан РК и обеспечивает их конституционными правами.

Нормативную основу программы составляют ведущие документы РК в сфере образования, а именно: Закон РК «Об образовании» (2007 г.), Государственная программа РК «Об образовании» на 2011- 2020 гг., «Концепция о воспитании» в системе непрерывного образования в РК», комплексная программа воспитания в организациях образования РК 2007-2011 гг. В связи с этим, значимой задачей будущего учителя является создание необходимых условий для формирования здоровой и социально - активной личности, усвоение технологии воспитания, форм и методов организации различных направлений воспитательной работы. Решение стратегической цели современного образовательного пространства связано с компетенциями в воспитательной деятельности учителя.

Курс «Теория и методика воспитательной работы в школе» ориентирован на

формирование профессиональных знаний, умений и навыков организации и проведения в

воспитательной работы в школе, для выполнения функций классного руководителя.

Объем материала заложенного в программу: предполагает 60 часов, из которых на лекции отведено 15 часов, на семинарские занятия – 15 часов, на СРС - 15, на СРСП - 15.

СРСП будет проводиться в виде реферативной работы с последующей ее защитой, в виде выполнения рейтинговых и других заданий (подготовка эссе, составление глоссария, таблиц, решение педагогических ситуационных задач, проведение фрагмента урока и классного часа и др.), индивидуального консультирования студента.

СРС - Это работа обучающегося в библиотеках вуза, города с целью подготовки к лекционным и семинарским занятиям, а также для выполнения разного рода заданий, предложенных студенту преподавателем.

2.5.1. Календарно-тематический план лекций

Номер, название модуля и темы лекций   К-во час. Форма прове-дения лекций ТСО и методы актив-и познав-й деят-ти Знания и умения формируемые у студентов
  Тема 1. Воспитательный процесс как составная часть ЦПП 1.Воспитание как культурно - исторический феномен. Гуманистическая парадигма воспитания. 2 Процесс воспитания как взаимодействие педагога и воспитуемого, его сущность, цель и задачи направленные на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. 3. Понятие «Воспитательная работа». Система, стороны и направления воспитательных работ в современной школе РК. Основные понятия:воспитание, гуманистическая парадигма воспита- ния, информационное и образователь- ное пространство, воспитательный процесс, воспитательная деятельность, воспитательная работа, технологичес- кая, компетентностная, аксиологичес-кая, личностно-направленная стороны, направления воспитания.     Свободное собеседование Плакат и рисунки Особенности понятий «воспитание», «технология», «педагогическая техника» и «педагогическая технология». На­учные подходы к рассмотрению проблемы технологии в системе общепеда­гогических знаний.
  Тема 2. Воспитательная система школы и класса. 1. Воспитательная система школы и класса как целостная педагогическая структура и как фактор, направленный на соицализацию ребёнка и его развитие. 2. Основные компоненты, структура, характеристика и принципы воспитательной системы. 3.Совокупность воспитательных систем в педагогике: воспитательные системы Иванова И.П., Макаренко А.С., Сухомлинского В.А., Новиковой Л.И., КараковскогоВ.А., Щурковой Н.Е., их характеристика. 4.Воспитательная система в казахстанских школах. Исследования отечественных учёных по определению воспитательной системы. Основные понятия: система воспи- тания, структурность, функциональ- ность, интегративность, психологи- ческое состояние, социально- педаго гическая и психолого- педагогическая структуры.     Дискуссия и обсуждение Наглядный материал Формирование ценност­ного отношения, к окружающей действительности.
  Тема 3.Педагогическая поддержка в процессе воспитательной работы современной школы 1. Педагогическая поддержка как миссия, раскрывающая гуманисти- ческую парадигму современной педагогики. 2.Сущность педагогической поддерж ки как внутренняя сила учащегося и формирование субъективности личности. 3.Поддержка самостоятельных процессов (самопознание, самона- блюдение, самоанализ и т.д.). 4. Приёмы, методы и виды тактики поддержки: тактика «защиты», «воздействия», «взаимодействия».       Дискуссия   Карта, видеоматериал Процесс воспитания, его цель и сущность. Сущность педагогики сотрудничества Овладение умениями организации педагоги ческой поддержки в раз-витии личности.
  Тема 4. Воспитательная технология как элемент профессионального мастерства в воспитательной работе 1.Особенности понятий «педагогическая технология», «технология воспитания». 2. Классификация воспитательных технологий Беспалько В.П., Кларина М.В.,Мустаевой Ф.А., Никитиной Л.Е., Подласого И.П., Селевко Г.К. 3. Технология и планирование в организации воспитательных мероприятий (дел) в школе и классе, их технологический алгоритм. 4. Традиционные и инновационные технологии в воспитательной работе школы,класса. Основные понятия:педагогические технологии, воспитательные технологии,теоретические, методологические, техноогические уровни, планирование, коллективная творческая работа и т.д.       Лекция с элем- тами провокации. Дискуссия   Рисунки и плакаты   Требования к плану работы классного руководи­теля. Формы коллективного планирования с участием детей. Анализ и управ­ленческая функция классного руководителя.
  Тема 5. Планирование воспитательных работ в школе и классе 1.Планирование воспитательных работ как процесс прогнозирования личности учащихся и развития детского коллектива. 2. Требования, предъявляемые к планированию, виды и функции планирования. 3.Принципы педагогического моделирования как основа деятель- ности классного руководителя. 4.Планирование общешкольных воспитательных работ, их структура и содержание. Формы планирования воспитательных работ в классе, методы и приёмы.. 5.Взаимодействие педагогического и ученического коллективов в процессе планирования воспитательных работ.Участие родителей в планировании воспитательных работ. Основные понятия:планирование, прогнозирование, коллектив, педагогическое моделирование, план, структура, содержание, взаимодействие.     Диспут Наглядный материал Овладение знаниями и умениями планировать воспитательные работы в школе и классе.
  Тема 6. Система воспитательной деятельности классного руководителя 1.Деятельность классного руководи- теля как одно из условий воспитатель ного процесса школы. Функции классного руководителя. 2.Деятельность классного руководи- теля по координации совместной воспитательной работы школы, семьи и общественных организаций. 3. Методика организации и планиро- вания традиционных и нетрадицион- ных форм воспитательной работы. 4.Педагогическая рефлексия как один из необходимых компонентов воспитательной работы классного руководителя. Основные понятия:результативность, классный руководитель, функции, квалификация, педагогический коллектив, традиционные и нетрадиционные формы работы, педагогический коллектив.       Диспут   Дидактический материал Клубная деятельность как составная часть вне учебной деятельности учащихся. Организация деятельности школьников в клубных объединениях.
  Тема 7.Особенности воспитатель -ных работ по формированию ученического коллектива 1.Ученический коллектив и его особенности, виды. Воспитание личности в коллективе. 2. Формирование ученического коллектива и деятельность классного руководителя по его развитию. 3. Самоуправление учащихся в школе (цель, задачи, функции, формы организации и т.д.). Основные понятия: ученик, коллектив, цель, задачи, принципы, формирование, детский коллектив, развитие, самоуправление, методика.       Свободное собеседование   Видео, слайды Роль коллектива в воспитании личности. Формирование знаний и умений по педагогическому управлению детским коллективом
  Тема 8. Система работы классного руководителя с трудными детьми 1.Сущность понятий «трудные дети», «девиантные дети», «проблемные дети», «группа опасных детей». 2.Психолого- педагогические особенности возникновения «трудностей» у детей и подростков. Диагностика трудных детей. 3. Методики контактной взаимодея- тельности с трудными детьми. 4.Совместная работа с внешкольными организациями.   Основные понятия:трудные дети, девиантные дети, проблемные дети, группа опасных детей, диагностика, контактная взаимодеятельность, поддержка, внешкольные организации.     Дискуссия   Разнообразие систем работы классного руководителя. Значение педагогической поддержки в развитии ребенка и его восхождении к культуре.  
  Тема 9. Система воспитательной работы с одарёнными детьми 1. Феномен одарённости в формировании интеллектуального статуса нации. 2. Принципы и закономерности педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми. 3. Система воспитательных работ с одарёнными детьми на уровне школы. Основные понятия: интеллект, способность, одарённость, талант, феномен, одарённые дети, принципы, закономерности, система, педагогический коллектив     Лекция Таблица дидактический материал Знание основных характеристик воспитательной работы с одарёнными детьми.
  Тема 10. Деятельность классного руководителя по формированию ЗОЖ учащихся и ценностных отношений 1. Основные понятия ЗОЖ. 2. Направления педагогической деятельности по формированию ЗОЖ. 3. Социально- экономические условия по формированию ЗОЖ 5.Социально-педагогические технологии по формированию ЗОЖ. Основные понятия: нравственныеценности, ценностное отношение к ЗОЖ, компонент, стиль ЗОЖ, микросоциальная среда, саморазвитие, самовоспитание, целенаправленность, трудовой режим, профилактика, отдых (досуг).       Диспут   Плакат и рисунки   Характеристика понятий «ценность», «ценностное отношение», «здоровый образ жизни»,досуг.
  Тема 11. Методика профориентационных работ с учащимися 1.Понятие профориентации. Сущ ность и роль профориентационной работы в сознательном выборе специальности. 2. Основные направления и методика профориентационной работы в школе. Работа с родителями. 4.Особенности профориентационной работы в 12-летней школе. Основные понятия: профориентация, профориентационные работа, выбор специальности, воспитательная характеристика, направления профориентационной работы, формы, измерения, эффективность     Письменная работа   Наглядный материал Знание путей и форм осуществления профессиональной ориентации, основных направлений профориентационной работы в школе.
  Тема 12. Технология педагогического взаимодействия с родителями учащихся 1.Семья, как развивающая среда. 2.Сущность взаимодействия учащихся с родителями и выполняемые функции. 3 Система эффективного развития педагогического сотрудничества. 4.Формы сотрудничества с родителями. Основные понятия:технология, педагогическая взаимосвязь, сотрудничество, родители, родительские собрания, конференция, педагогическое образование, практикум, лекция, педагогическая дискуссия.       Продвижение по теме     Видео, слайды Знание методики организации воспитатель ной работы по взаимо -действию с семьей учащихся школы и класса. Формы сотрудничества с родителями
  Тема 13. Воспитательные работы по формированию интереса у детей 1.Детские организации как институт воспитания и социализации. 2. Виды детских объединений и методика организации воспитательных работ по формированию творческого интереса детей. 3. Цель и задачи, формы организации свободного времени учащихся. 4. Укрепление международного детского сотрудничества на основе инновационных воспитательных технологий. Основные понятия: детские объединения, социализация, субкультура, детская субкультура, творческие объединения, неформальные организации, педагогическая поддержка, развитие, клубные объединения и т.д.     лекция Карта, видео материал Знание методики работы с родителями и организации воспитательных работ в детских творческих объединениях. Формы организации свободного времени учащихся.
  Тема 14. Диагностика эффективности и результативности воспитательных работ 1.Методы психолого- педагогическо- го диагностирования эффективности воспитательного процесса. 2.Психодиагностическая культура учителя. 3. Содержание воспитательной диагностики учащихся и показатели измерения воспитательного уровня учащихся. 4.Диагностика классного коллектива: уровень формирования классного коллектива и исследование личностных взаимоотношений. Основные понятия: диагностика, результативность.эффективность. психолого-педагогическая диагнос тика, программа диагностики, методика диагностики, личностное отношение.       диспут     Дидактический материал Методы психотера­пии: беседа с пациентом, анализ ситуации, переживаний, групповые дискус­сии, внушение, гипноз, упражнения по саморегуляции,
  Тема 15. Научно- методическая обеспеченность воспитательного процесса 1.Самообразование классного руководителя. 2.Педагогический Совет школы и семинары (методические объедине- ния классных руководителей). 3.Исследование, анализ передового педагогического опыта в воспитатель ной работе и этапы его внедрения. Основные понятия: самообразование, педагогический совет школы, семинар для классного руководителя, методический совет, исследование, анализ, распространение, внедрение, передовой педагогический опыт, наблюдение и         лекция     Наглядный материал     Исследование передового педагогического опыта учителей-новаторов.
  Итого:     15ч          

2.5.2. Календарно-тематический план практических занятий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: