См. Солсо Р.Л. Когнитивная психология / Пер. с англ. 6-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 589 с.




Тема 2. Сознание и его психологические характеристики. Проблематика

Когнитивной психологии

Сознание – важнейший объект современной психологии, особое образование психики, отвечающее за получение, обработку, хранение и использование информации о реальности, построение поведенческих моделей, использование языка и других символических систем. Особой характеристикой сознания является специфическое переживание его носителем своей субъективности, индивидуальности и уникальности, особое и даже парадоксальное противопоставление сознания и всего остального мира. В определенном отношении сознание является синонимом нашего разума, нашей ментальности, мышления, нашего Я, нас самих. Только сознательное существо может быть признано равным человеку и только сознательный человек является для нас полноценным носителем самой человечности, способным отвечать за свои поступки. Ведутся давние и малопродуктивные споры о том, обладают ли сознанием животные и могут ли технические устройства обладать сознанием. Это делает актуальным вопрос о критериях сознания и сознательности, а также проблему субъективности, самосознания, бессознательного.

 

Сознание традиционно рассматривалось в философии как важная характеристика человека, а со времени Р. Декарта, как его субстанциональное свойство, как синоним рациональности и разумности. Данный подход (картезианство) постоянно подвергается критике, делаются попытки редуцировать сознание к некоторым биологическим, социальным, поведенческим структурам, а в последнее время – к набору информационных программ и алгоритмам по аналогии с нашими электронными системами.

 

Дополнительно: Дж. Р. Сёрл о моделировании сознания, о теории мягкого или слабого искусственного интеллекта и строгого или сильного ИИ.

Тест Тьюринга. Алан Тьюринг (1912-1954). Возражения против теста. «Китайская комната» (Сёрл), «Мозги в бочке» (Х. Патнэм).

Особо: о недостаточности нашего словаря для описания ментальных состояний.

Проблема «Я». «Я-концепция».

Измененные состояния сознания: рассеянное внимание, медитация, сновидение, галлюцинация. Проблема достоверности сознаваемого. Порог сознания. Время осознания – 0,1 мс

Современная когнитивная психология о сознании (Р. Солсо)

см. Солсо Р.Л. Когнитивная психология / Пер. с англ. 6-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 589 с.

Солсо Роберт – современный американский психолог, профессор, автор трудов по различным проблемам когнитивной психологии, в том числе обобщающих руководств по психологии познания.

Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов – от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения.

 

Объяснение природы сознания с помощью метафор:

 

  1. Метафора новизны. Сознание как «антипривычка». Сознание предпочитает «новости». Повторные, предсказуемый, старые стимулы имеют тенденцию исчезать из сознания независимо от их сенсорной модальности, степени абстрактности или физической интен-сивности. Метафора новизны описывает одну из центральных функций сознания – его способность направить свои ресурсы для адаптации к новым и значимым событиям. Недостатки данной гипотезы: мы все-таки осознаем обычную информацию, если она почему-либо важна для нас (потребность в еде, например).
  2. Метафора администратора. Фиксирует наличия «Я-системы», управляющей всеми психи-ческими процессами.
  3. Метафора прожектора. Сознание направляется на интересующие нас предметы. Метафора объясняет избирательность сознания и наличие потока сознательной информации из облас-ти памяти, восприятия, воображения, мышления и действий. Однако многие вопросы остаются без ответа: как выбирается специфический фокус? Почему выбирается это содер-жание, а не другое? Что происходит с информацией, когда она попадает в фокус сознания?
  4. Метафора интеграции (театра). Сравнивает сознательный опыт с ярко освещенной сценой в затемненном зале. Это некая суперметафора, пытающаяся объединить все прочие и устра-нить их недостатки. Есть режиссер (администратор), сцена, на которой происходит дейст-вие, новизна и привлекательность самого действия. Можно добавить зрителей, если бы мы понимали, о ком или о чем идет речь.

 

С последней метафорой связана и одна из наиболее перспективный моделей сознания – «Теория общего рабочего пространства Баарса» (Бернард Баарс, «В театре сознания: рабочее прост-ранство разума», «In the theatre of Consciousness: The Workspace of the Mind», 1983, 1988).

 

Рис. 1

 

 

(3) Контексты

 

Режиссер Диспетчер внимания Местные контексты

 

Информация, попадающая в общее рабочее пространство

 

Внешние виды чувствительнос-Внутренние чувства:Идеи – абстрактное умственное

ти: зрение, слух, осязание, вкус, Зрительное воображение содержание: интуиция,

обоняние. Внутренняя речь воображаемые идеи

Субмодальности: температура, Сновидения вербализуемые идеи

вибрация, давление и пр. Воображаемые чувства пограничное сознание и пр.

 

 

(2) Общее рабочее

пространство Пограничная область

 

Сознательный опыт

 

 

 

Интерпретация осознава-Мотивация: оценка умест- Автоматизмы: память на Долговременная память:

емых событий: узнавание ности личных целей, эмо- навыки, детали языка, лексика, семантические

объектов, событий и лиц, циональные реакции, зрительной интерпрета- сети, автобиографичес-

интерпретация, речи и возбуждение вегетатив- ции, мультимодальные кая память, декларатив-

образов; синтаксический ной нервной системы, модели, действие и речь, ная память (убеждения)

анализ, пространствен- выражения лица обнаружение ошибок, имплицитное знание о

ный анализ, личные умо- произвольный контр.речи мире, себе и людях

заключения упр-е конфликтами целей

 

(1) Подсознательные специализированные процессы («эксперты»)

В модели Баарса имеются три теоретических конструкта: 1) процессы-эксперты; 2) общее рабочее пространство; 3) контексты.

  1. Процессы-эксперты – специализированный, ничего не осознающий процессор, или «эксперт». Существуют буквально сотни таких экспертов, работающих в мозге. Это могут быть отдельные клетки типа корковых детекторов свойств, а также целые сети и системы нейронов: корковые колонны, функциональные зоны Брока или Вернике и пр. Работая совместно, они обеспечивают широкий контроль и управление перцептивными процесса-ми, образами, мыслительными операциями или внутренней речью.
  2. Общее рабочее пространство – архитектурная способность к системной интеграции и распространению информации. Своего рода сцена или подиум для конкуренции среди экспертов. Включает в себя содержание сознания – сознательный опыт.
  3. Контекст – функциональные структуры, которые ограничивают сознательное содержание, не будучи сами осознаваемыми. Своего рода заранее установленные коалиции экспертов, которые вызывают, формулируют и направляют общие сообщения, не попадая в общее рабочее пространство. Например, контексты влияют на понимание языковых выражений.

Функции сознания (по Р. Солсо):

  1. Определение значения и контекста. Связывая общую входящую информацию с ее контекс-том, система, лежащая в основе сознания, определяет значение стимула и устраняет двусмысленность его восприятия и понимания.
  2. Адаптация и научение. Чем больше новой информации, к которой должна адаптироваться нервная система, тем большее участие сознания требуется для успешного научения и решения проблемы.
  3. Контроль приоритетов и доступа к информации.
  4. Выбор и контроль умственных и физических действий.
  5. Принятие решений и исполнение. Когда автоматические системы не могут принять решение в каждой точке выбора в потоке действий, сознательный выбор помогает задейст-вовать источники знания, способные помочь принять надлежащее решение.
  6. Обнаружение ошибок и редактирование. [Хотя мы часто осознаем свои ошибки, детальное описание того, что делает ошибку ошибкой, почти всегда не осознаваемо.]
  7. Рефлексия и самоконтроль. Через сознательную внутреннюю речь и воображение мы можем размышлять над нашими осознанными и неосознанными действиями и до некото-рой степени управлять ими.
  8. Оптимизация баланса между автоматизмами (стереотипами) и гибкостью. Автоматические реакции весьма адаптивны в предсказуемых ситуациях. Однако при столкновении с непредсказуемыми ситуациями задействуется способность сознания привлекать источники специальных знаний. Сознание является основным способом, с помощью которого нервная система адаптируется к новым, сложным и информативным явлениям окружающего мира.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: