III. Учет поступления и выбытия основных средств




 

В процессе производственно-хозяйственной деятельности основ­ные средства находятся в постоянном движении: поступают и пере­даются в эксплуатацию, перемещаются внутри организации, выбывают вследствие ветхости, продажи, безвозмездной передачи и т.д. Движение основных средств в обязательном порядке фиксируется в документах. Документация является одним из элементов метода бух­галтерского учета и начальной стадией учета.

Формы первичной документации для учета основных средств и краткие указания по их заполнению утверждены постановлением Госу­дарственного комитета Российской Федерации по статистике от 21.01.03г. № 7.

К ним, в частности, относятся:

- акт (накладная) приемки - передачи основных средств (ф.N ОС-1);

- акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и мо­дернизированных объектов (форма N ОС-3);

- акт на списание основных средств (Ф.N ОС-4);

- акт на списание автотранспортных средств (Ф.N ОС-4а);

- инвентарная карточка учета основных средств (Ф.N ОС-6).

Документы, форма которых не предусмотрена в альбоме унифицированных форм первичной учетной доку­ментации, должны содержать известные вам обязательные реквизиты (наименование документа, дата составления, наименование организации, содержание хозяйственной операции, измерители в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за составление операции и их личные подписи).

Независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельно обособлен­ный предмет, предназначенный для выполнения определенных самосто­ятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно соч­лененных предметов, представляющих собой единое целое и предназ­наченный для выполнения определенной работы.

Для контроля за сохранностью основных средств каждому инвен­тарному объекту присваивается инвентарный номер, который сохраня­ется на весь период его нахождения на данном предприятии. Инвен­тарные номера списанных с бухгалтерского учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течение 5 (пяти) лет по окончании года списания.

Присвоенный инвентарному объекту номер может быть обозначен путем прикрепления металлического жетона, нанесен краской или иным способом.

Пообъектный учет основных средств ведется бухгалтерской службой на инвентарных карточках (ф. N ОС-6). Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект и служит регистром ана­литического учета.

В организации, имеющей небольшое количество объектов основ­ных средств, пообъектный учет рекомендуется осуществлять в инвен­тарной книге.

Заполнение инвентарных карточек производится на основании акта приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1), технических пас­портов и других документов на приобретение, сооружение, перемеще­ние и списание объектов основных средств. В инвентарных карточках должны быть приведены основные данные по объекту основных средств: срок полезного использования; способ начисления аморти­зации; освобождение от начисления амортизации; индивидуальные особенности объекта.

Инвентарные карточки суммарно сверяются с данными синтети­ческого учета основных средств.

Для синтетического учета и контроля за поступлением и выбы­тием основных средств предназначен согласно Плану счетов активный инвентарный счет 01 "Основные средства". Учет ведется по перво­начальной (восстановительной) стоимости.

В дебете счета 01 отражается сальдо на начало и конец меся­ца и поступление основных средств, а в кредите - выбытие основных средств. Сальдо по этому счету может быть только дебетовым и по­казывает сумму первоначальной стоимости действующих или находя­щихся в запасе и на консервации собственных основных средств предприятия.

При журнально-ордерной форме счетоводства согласно Письму МФ N 59 1992г. для синтетического учета основных средств предприятия применяют журнал-ордер N 13 (машинограммы), в котором отражаются операции по кредиту счетов 01,03,04,91 и в котором ведется в специальных таблицах аналитический учет по счету 91. В нем отражаются операции по кредиту счета 01 в корреспонденции с дебетом соот­ветствующих счетов. При этом остатки на начало и конец месяца по счету 01 выводятся в Главной книге.

Рассмотрим последовательно сначала учет поступления основных средств, а затем - их выбытия.

I. Предприятие может получать основные средства: от ввода в эксплуатацию законченных строительством новых объектов или ре­конструкции, расширения и технического перевооружения действующих производственных мощностей в порядке капитальных вложений; от внесения учредителями в счет своих обязательств по вкладам в ус­тавный капитал; полученные безвозмездно от юридических и физичес­ких лиц; путем приобретения машин, оборудования за плату и т.д.

Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организа­ции акта ф. № ОС-1, который составляется на каждый отдельный инвен­тарный объект и иных документов, в частности подтверждающих их государственную регистрацию в установленных законодательством случаях. Общим актом может оформляться принятие к бухгалтерскому учету однотипных объектов одинаковой стоимости и принимаемые к учету одновременно.

Один из экземпляров акта вместе с технической документацией передается в бухгалтерскую службу организации для оформления кар­точки ф. № ОС-6.

Оприходование основных средств, принятых в эксплуатацию, за счет нового строительства, достроенных в порядке капитальных вложений (расширение, реконструкция, техническое перевооружение) и приобретенных новых и бывших в эксплуатации, производится по дебету счета 01 и кредиту активного калькуляционного счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчета 3 "Строительство объектов ос­новных средств" и 4 "Приобретение объектов основных средств" в сумме фактически произведенных затрат, включая затраты на доставку, монтаж и установку.

Приобретение основных средств согласно предъявленным постав­щиками расчетных документов (счетов-фактур) отражается в учете по дебету счета 08 (субсчета 4) и кредиту счетов 60 "Расчеты с пос­тавщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", а их оплата - по дебету счетов 60, 76 и др. и креди­ту счетов 51.

Отражение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных за приобретенные у поставщиков основные средства, производится по дебету активного счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям; субсчет 1 "Налог на добавленную стои­мость при приобретении основных средств" и кредиту счетов 60, 76.

Суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств, мо­гут быть отнесены:

а) К зачету. К зачету относятся суммы НДС, уплаченные по ос­новным средствам в полном объеме в первом месяце начисления амортизации: д-т 68, к-т 19.

б) На увеличение балансовой стоимости. НДС, уплаченный пос­тавщиком, относится на увеличение балансовой стоимости:

- по основным средствам, приобретенным за счет бюджетных ас­сигнований;

- по введенным в эксплуатацию законченным капитальным строи­тельством объектов (у заказчика) и т.д.

в) На соответствующие источники финансирования. При приобре­тении основных средств, используемых на непроизводственные цели.

г) Вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств.

 

Итак, бухгалтерские проводки по приобретению объектов основ­ных средств за плату:

1) акцептован счет-фактура поставщика д-т 08/4, к-т 60 (76);

2) сумма НДС в счете-фактуре д-т 19, к-т 60(76);

 

3) затраты по доведению до рабочего состояния д-т 08, к-т 10,70,69, 02...;

4) ввод в эксплуатацию д-т 01, к-т 08;

5) списание суммы НДС в зачет д-т 68, к-т 19.

 

Увеличение (дооценка) или уменьшение (уценка) основных средств, числящихся на начало отчетного периода до их восстановительной стоимости (путем индексации или прямого пересчета) отражается следующими проводками:

 

Д-т 01, к-т 83 дооценка основных средств;

Д-т 83, к-т 02 дооценка амортизации;

 

Д-т 84, к-т 01 уценка основных средств;

Д-т 02, к-т 84 уценка амортизации.

 

Поступление основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал предприятия, отражается следующим образом (также в уставный фонд унитарного предприятия):

- на объекты основных средств в денежной оценке, согласован­ной учредителями организации при создании акционерного общества, произво­дится запись: д-т 75/1, к-т 80;

- принятие объекта основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал, отражается: д-т 08, к-т 75/1;

- ввод объекта основных средств в эксплуатацию отражается:

д-т 01, к-т 08.

В некоторых случаях организация получает основные средства (активы) под свой контроль (в том числе в собственность) безвозмездно. Это связано с договорами дарения (ст. 572 ГК РФ), государственной помощью. Для таких случаев План счетов предусматривает методику, основанную на том положении, что стоимость безвозмездно полученных ценностей признается доходом организации.

1) Безвозмездно полученные основные средства первоначально приходуются в рыночной стоимости по:

Дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». При этом к счету 98 открывается субсчет 98/2 «Безвозмездные поступления».

2) При вводе объекта в эксплуатацию делается проводка:

Дебет счета 01 кредит счета 08

Стоимость безвозмездно полученных основных средств, учтенная на счете 98/2 в дальнейшем списывается в следующем порядке:

- по мере начисления амортизации по безвозмездно полученным основным средствам:

Дебет 20,23,25,26... кредит 02

- ежемесячно (при каждом начислении амортизации) в сумме начисленной амортизации списывается:

Дебет 98/2 кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 – «Прочие доходы».

Таким образом, счет 98/2 используется для учета стоимости безвозмездно полученных основных средств до момента признания их в качестве доходов организации. При этом доходы признаются в учете, когда определяются обусловившие их расходы.

Практический интерес вызывает отражение в бухгалтерском учете подключение к Интернету. Существует несколько способов подключения к Всемирной паутине:

- коммутируемое (сеансовое) модемное;

- ADSL – модемное;

- подключение по наземной линии путем прокладки кабеля;

- радиоподключение и т.д.

При коммутируемом доступе для соединения с Интернетом необходимо приобрести модем (срок полезного использования больше 12 мес.; стоимость менее 10 тыс.руб.):

- отражены затраты по покупке модема Д-т 08 К-т 60 2542 руб.

(3000 руб. в т.ч. НДС 458 руб.) Д-т 19 К-т 60 458 руб.

- оплачен приобретенный модем Д-т 60 К-т 51 3000 руб.

- введен в эксплуатацию модем Д-т 01 К-т 08 2542 руб.

- включена стоимость модема в расходы Д-т 26 К-т 01 2542 руб.

- принят к вычету НДС Д-т 68 К-т 19 458 руб.

 

Таким образом, мы рассмотрели основные операции по учету пос­тупления основных средств. Теперь рассмотрим учет выбытия (списания) основных средств.

II. В соответствие с Положением (ПБУ 6/01) п. 7.1. под списанием основ­ных средств понимаются все операции по их выбытию.

Выбытие объектов имеет место в случаях:

- продажи;

- безвозмездной передачи;

- списания в случае морального и физического износа;

- ликвидации при авариях, стихийных бедствиях;

- передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций.

Для определения целесообразности использования и непригодности объектов основных средств, невозможности или неэффективности его восста­новления в организации приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответс­твующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер. Резуль­таты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств (ОС-4, ОС-4а). Акт утверждается руководителем организации.

При выбытии основных средств в бухгалтерском учете производятся следующие основные записи:

1) Вся сумма накопленной за время использования объекта амортизации списывается в уменьшение его первоначальной стоимости:

Д-т 02, к-т 01.

2) Остаточная стоимость объекта переносится со счета 01 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы »:

Д-т 91/2, к-т 01.

3) В дебет счета 91/2 записываются все расходы, связанные с выбытием основных средств – демонтаж оборудования, разборка зданий и сооружений, к-т 23, 70, 69, 02…….76 (60)

а в кредит счета 91/1 – материалы, лом, утиль, полученные при ликвидации объектов. Д-т 10/9, 21, …..

Таким образом, на счете 91 формируется финансовый результат от выбытия основного средства, рассматриваемый в качестве составляющей операционных доходов и расходов организации.

Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91/2 и кредитового оборота 91/1 определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц.

Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91/9 на счет 99.

Таким образом, синтетический счет 91 сальдо на отчетную дату не имеет.

При необходимости аналитический учет по счету 91 может быть организован так, чтобы обеспечить системное определение финансового результата по каждому выбытию объектов.

Если выбытие длится достаточно продолжительное время, то к счету 01 может открываться субсчет «Выбытие основных средств». Это позволяет обособить данные об объектах, находящихся в процессе выбытия, от других объектов (в эксплуатации, в запасе, на консервации и т.д.).

Рассмотрим бухгалтерские проводки при продаже основных средств:

Д-т 02, к-т 01 Списана первоначальная стоимость основных средств в сумме начисленной амортизации.

Д-т 91/2, к-т 01 Списана остаточная стоимость основных средств.

Д-т 76 (62), к-т 91/1 Выставлен счет к оплате (выручка), в т.ч. НДС.

Д-т 91/3, к-т 68 Отражена задолженность бюджету по НДС.

Д-т 91/2, к-т 10,23,76 (60)... Отражены затраты по продаже.

Д-т 91/9, к-т 99 Отражен финансовый результат от продажи (прибыль).

Все расходы предприятия, обусловленные продажей основных средств, в зависимости от их содержания отражаются по дебету сче­та 91 в корреспонденции с кредитом счетов 23,60,69,70,71,76.

 

При списании объектов основных средств по ветхости в бухгал­терском учете делаются следующие проводки:

Д-т 02, к-т 01 Списывается первоначальная стоимость объекта в сумме начисленной амортизации.

Д-т 91/2, к-т 01 Списана остаточная стоимость объекта.

Д-т 91/2, к-т 23(60) Отражаются расходы по разборке силами подсобных производств (подрядчиком).

Д-т 10, к-т 91/1 Оприходованы материалы по цене возможной реа­лизации

Д-т 99, к-т 91/9 Результат от списания (убыток),

т.е. оприходование стоимости материалов (детали, узлы, агрегаты) от списания основных средств оформляются по дебету счета 10 и креди­ту счета 91.

Изъятие собственником имущества у унитарного предприятия отражается следующими проводками:

- списана первоначальная стоимость в сумме начисленной амортизации Д-т 02, к-т 01;

- списана остаточная стоимость Д-т 75 К-т 01.

 

 

Вывод:

Движение основных средств в обязательном порядке фиксируется в документах. Документация является одним из элементов метода бухгалтерского учета и начальной стадией учета. Для синтетического учета и контроля поступления и выбытия основных средств используется счет 01, операции по которому отражаются в журнале-ор­дере N 13 (машинограмме).

При выбытии основных средств их остаточная стоимость, а также расходы и доходы от выбытия объектов отражаются на счете 91. Сопоставление дебетовых и кредитовых оборотов по счету 91 позволяет определять финансовый результат (прибыль или убыток) от выбытия основных средств.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: