ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины является освоение студентами современных подходов и теоретических основ процесса математического развития дошкольников.
Задачи дисциплины:
– становление и развитие у студентов соответствующего современной модели воспитания и обучения взгляда на развитие математических способностей детей;
– понимание ими роли индивидуально-личностной направленности обучающего воздействия в дошкольном возрасте, принципа креативности (творческого потенциала) в развитии математических способностей детей;
– освоение студентами принципов подбора и конструирования содержания математического образования дошкольников, технологии процесса на основе общих требований и их собственных воззрений, самостоятельности и педагогического творчества.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
базовые математические понятия, термины;
предмет и задачи методики развития математических представлений;
закономерности и логику овладения детьми дошкольного возраста пониманием математической организации мира;
общие подходы и концепции математического развития детей.
уметь:
доказательно обсуждать теоретические и практические проблемы теории развития математических представлений у дошкольников;
ориентироваться в вопросах математического образования дошкольников;
использовать теоретические знания для практического решения профессиональных задач.
владеть:
основными понятиями в области математики, педагогики и психологии;
|
технологиями математического развития детей дошкольного возраст;
принципами подбора и конструирования математического развития дошкольников.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Дидактические основы развития элементарных математических представлений у дошкольников | Дидактические основы развития элементарных математических представлений у дошкольников. Отечественные и зарубежные концепции математического развития ребенка. Подходы к разработке содержания математического развития ребенка. Реализация принципов амплификации, личностно-ориентированного подхода, развивающего обучения при формировании математических представлений. | |
Технологии развития элементарных математических представлений у дошкольников | Развитие представлений о множестве, числе и счете в процессе обучения. Задачи, содержание и методика формирования количественных представлений в разных возрастных группах детского сада. Обучение решению арифметических задач. Психологические основания обучения решению арифметических задач. Формирование у детей представлений о величине предметов и измерении величины. Формирование у детей геометрических представлений. Особенности пространственных представлений детей и методика их формирования. Развитие представлений детей о времени. | |
Особенности развития элементарных математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста | Использование моделирования, информационных технологий и других современных методов в обучении детей. Диагностика математического развития как основа целеполагания и проектирования работы по формированию элементарных математических представлений. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми дошкольного возраста. Преемственность в работе дошкольных учреждений с семьей и школой по реализации задач математического развития детей. Обучающие игры в системе формирования элементарных математических представлений. Организация методической работы по формированию математических представлений у детей. Особенности организации и методики работы по математике в малокомплектном детском саду. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике. | |
Современные направления математического развития дошкольников | Математическое моделирование. ТРИЗ – направление математического развития ребёнка. Эвристическое направление в математическом развитии ребёнка. Компьютерные среды в математическом развитии дошкольников. |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература
1. Арапова-Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2 - 7 лет / Н. А. Арапова-Пискарева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 112 с.
2. Демина, Е.С. Развитие элементарных математических представлений: анализ программ дошкольного образования для вузов по специальности "Дошкольная педагогика и психология" / Е. С. Демина. - М.: Сфера, 2009. – 128 с.
|
б) дополнительная литература
1. Белошистая, А.В. Тесты для проверки уровня математических способностей детей 6 - 7 лет: тесты / А. В. Белошистая. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 24 с.
2. Винникова, Г.И. Занятия с детьми 2 - 3 лет: первые шаги в математику, развитие движений / Г. И. Винникова. - М.: Сфера, 2009. - 128 с. - (Библиотека журнала "Воспитатель ДОУ"; № 10). - Библиогр.: с. 120.
3. Волкова, С.И. Математические ступеньки: пособие для детей 5 - 7 лет / С. И. Волкова. - М.: Просвещение, 2012. - 95 с.
4. Денисова, Д. Математика для дошкольников: старшая группа: рабочая тетрадь / Д. Денисова, Ю. Дорожин. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 16 с.
5. Денисова, Д. Математика для дошкольников: подготовительная группа: рабочая тетрадь / Д. Денисова, Ю. Дорожин. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 16 с.
6.. Денисова, Д Математика для малышей: средняя группа: рабочая тетрадь / Д. Денисова, Ю. Дорожин. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 16 с.
7. Михайлова, З.А. Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста: как работать в программе детство: учебно-методическое пособие / З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина, Т. Г. Харько; науч. ред.: З. А. Михайлова, М. Н. Полякова. - СПб.: Детство-пресс, 2011. - 80 с.
8. Михайлова, З. А. Математика - это интересно: игровые ситуации для детей дошкольного возраста; диагностика освоения математических представлений: методическое пособие для педагогов ДОУ / З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. - СПб.: Детство-пресс, 2011. - 80 с.
9. Математика: система тестов для детей 5 - 7 лет / С. Е. Гаврилина [и др.]. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 106 с.
10. Новикова, В.П. Математические игры в детском саду и начальной школе: сборник игр для детей 5 - 7 лет / В. П. Новикова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 48 с.
11. Новикова, В.П. Математика в детском саду: 4 - 5 лет: средний дошкольный возраст: конспекты занятий с детьми: учебно-методическое пособие / В. П. Новикова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 88 с.
12. Новикова, В.П.. Математика в детском саду: 3 - 4 года: младший дошкольный возраст: конспекты занятий с детьми: учебно-методическое пособие / В. П. Новикова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 104 с.
13. Новикова, В.П. Математика в детском саду: 5 - 6 лет: старший дошкольный возраст: конспекты занятий с детьми: учебно-методическое пособие / В. П. Новикова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 104 с.
14. Новикова, В.П. Математика в детском саду: 6 - 7 лет: подготовительная группа: учебно-методическое пособие / В. П. Новикова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 184 с.
15. Новикова, В.П. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях: конспекты занятий с детьми 5 - 9 лет: игровые занятия с детьми в детском саду и начальной школе: методическое пособие / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 80 с.
16. Петерсон, Л.Г. Игралочка: математика для детей 3 - 4 лет: учебная тетрадь. Ч. 1 / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова; худож. Т. Митрюкова. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Ювента, 2010. - 80 с.
17. Петерсон, Л.Г. Игралочка: математика для детей 4 - 5 лет: учебная тетрадь. Ч. 2 / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова; худож. Т. Митрюкова. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Ювента, 2010. - 80 с.
18. Петерсон, Л.Г. Игралочка - ступенька к школе: математика для детей 5 - 6 лет: практический курс и учебная тетрадь. Ч. 3 / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова; худож. Т. Митрюкова. - М.: Ювента, 2010. - 96 с.
19. Петерсон, Людмила Георгиевна. Раз - ступенька, два - ступенька...: математика для детей 5 - 6 лет: учебная тетрадь. Ч. 1 / Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина; худож. С. Волков. - 3-е изд., перераб. - М.: Ювента, 2010. - 64 с.
20. Петерсон, Л.Г. Раз - ступенька, два - ступенька...: математика для детей 6 - 7 лет: учебная тетрадь. Ч. 2 / Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина; худож. С. Волков. - 3-е изд., перераб. - М.: Ювента, 2010. - 64 с.
21. Помораева, И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе: планы занятий / И. А. Помораева, В. А. Позина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 80 с.
22. Целищева, И.И. Математика вокруг нас: вторая младшая группа ДОУ / И. И. Целищева, И. Б. Румянцева; ред. С. Р. Когаловский. - М.: ИЛЕКСА, 2009. - 96 с.
23. Целищева, И.И. Математика вокруг нас: средняя группа ДОУ / И. И. Целищева, И. Б. Румянцева; ред. С. Р. Когаловский. - М.: ИЛЕКСА, 2009. - 92 с.
24. Шорыгина, Т.А. Беседы о пространстве и времени: методическое пособие / Т. А. Шорыгина. - М.: Сфера, 2010. - 96 с.
- «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Текст]: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 544н от 18 октября 2013 г. // Российская газета. – 2013. – 18 декабря.