https://detsad-journal.narod.ru/index.htm
https://doshvozrast.ru/
https://edu.rin.ru/preschool/index.html
https://ranneerazvitie.narod.ru/almanah
https://sdo-journal.ru/
https://www.detskiysad.ru/
https://www.kindereducation.com
https://www.doshped.ru/
https://www.detskiysad.ru/ped/doshkol.html
https://doshvozrast.ru/
https://dob.1september.ru/
https://school.edu.ru/catalog.asp?
https://www.prosv.ru/umk/doshkolka/
Г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. Портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» https://window.edu.ru/window.
2. www.Grandars.ru https://www.grandars.ru/shkola/estestvoznanie/estestvoznanie.html.
3. Портал Библиотеки Гумер https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/.
д) перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине:
1. Организация самостоятельной работы студентов в учреждении высшего образования [Текст]: методические рекомендации / Сост.Е.Б. Манузина, Е.Э. Норина; Алтайская гос. академия обр-я им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2014. – 84 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Рекомендации по планированию, организации, контролю и самоконтролю в процессе изучения дисциплины. В первую очередь студентам необходимо ознакомиться с целью и задачами дисциплины, основной и дополнительной литературой. Для успешного освоения курса обязательно посещение лекций, во время которых рекомендуется вести записи: выделять основные понятия, факты, выводы, и семинарских занятий, выполнение заданий для самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов по данному курсу заключается в самостоятельном изучении вопросов программы, не рассмотренных в лекциях, также в подготовке к практическим занятиям, а также конспектировании либо аннотировании первоисточников.
При подготовке к занятиям студенту необходимо:
- тщательно изучить содержание программы и теоретический материал, изложенный в лекции;
- изучить основные термины и понятия по теме, при необходимости дополнить новыми определениями;
- изучить и законспектировать материал, не рассмотренный на лекциях и практических занятиях, и предложенный преподавателем для самостоятельного изучения, ориентируясь на вопросы к практическому занятию;
- прочитать и законспектировать литературу для самостоятельного изучения.
Контроль за самостоятельной работой осуществляется преподавателем, как на занятиях, так и в дополнительное время, представленное для индивидуальной работы со студентами.
При подготовке к практическим занятиям каждый студент должен тщательно подготовить свое выступление. Сообщение по отдельному вопросу должно быть полным, понятным, логичным, проблемным. В конце сообщения необходимо подвести итог и сделать выводы. Желательно, чтобы студент отразил авторскую позицию с опорой на свой практический опыт по данному вопросу. Студенты анализируют выступление, выделяя в ходе дискуссии структуру выделяемого материала, логику, убедительность, аргументированность и доказательность, задают вопросы уточняющего проблемного характера. На практических занятиях студентам рекомендуется активно участвовать в дискуссиях по проблемным вопросам, в решении ситуационных задач по теме, заниматься самодиагностикой и самоанализом.
При подготовке к промежуточному контролю желательно повторить весь пройденный материал на лекциях и практических занятиях, просмотреть литературу по данной теме, ответить на вопросы для самоконтроля.
Содержание аудиторных занятий
Лекции
Модуль 1. Дидактические основы развития элементарных математических представлений у дошкольников
Лекция № 1
Тема: Дидактические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Задачи предматематической подготовки детей к школе. Общая характеристика содержания предматематической подготовки дошкольников. Методы предматематической подготовки. Средства формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду. Формы организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников.
Лекция № 2
Тема: Отечественные и зарубежные концепции математического развития ребенка.
Концепции развития представлений о количественных отношениях, числах и действиях с ними в дошкольном возрасте:
– освоение первоначальных количественных представлений на основе целостного восприятия чисел (В.А. Лай, Д.Л. Волковский, К.Ф. Лебединцев, Ф.Н. Блехер и др.);
– восприятие числе на основе установления соответствия между предметами двух групп и сосчитывания (Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская, А.М. Леушина и др.);
– освоение детьми логических операций классификации, сериации, принципа сохранения количества, величины как основа для понимания числе (Ж. Пиаже, Д. Альтхауз, Р. Грин, М. Фидлер и др.);
– развитие числовых представлений у детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе овладения ими предметными действиями с непрерывными и дискретными величинами (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.А. Корнеева и др.).
Современные концепции математического развития дошкольников.
Лекция № 3
Тема: Реализация принципов амплификации, личностно-ориентированного подхода, развивающего обучения при формировании математических представлений.
Общие дидактические принципы обучения дошкольников элементам математики. Один из главных принципов дидактики в дошкольной педагогике – принцип развивающего обучения. Принцип личностно-ориентированного подхода при формирования математических представлений. Развитие творчества, интеллекта, индивидуальной неповторимости.
Модуль 2. Технологии развития элементарных математических представлений
у дошкольников
Лекция № 4
Тема: Развитие представлений детей о множестве, числе и счете в процессе обучения.
Развитие у детей представлений о множестве. Влияние пространственно- количественных особенностей предметов на восприятие детьми численности множеств. Развитие у детей дошкольного возраста представлений о числе.
Лекция № 5
Тема: Задачи, содержание и методика формирования количественных представлений в разных возрастных группах детского сада.
Методика формирования количественных представлений во второй младшей группе (4-й год жизни). Методика формирования количественных представлений в средней группе (5-й год жизни). Методика формирования количественных представлений в старшей группе (6-й год жизни). Методика формирования количественных представлений в подготовительной к школе группе.
Модуль 3. Особенности развития элементарных математических представлений
у детей раннего и дошкольного возраста
Лекция № 6
Тема: Разноуровневая и коррекционная работа с детьми дошкольного возраста.
Индивидуальный подход к детям в процессе формирования математических представлений. Материалы для индивидуальной работы с детьми, имеющими пробелы в знаниях по элементарной математике. Работа с детьми, имеющими склонности к математике.
Лекция № 7
Тема: Преемственность в работе дошкольных учреждений с семьей и школой по реализации задач математического развития детей.
Сущность преемственности в работе детского сала и школы по обучению математике.
Формы работы по установлению преемственности между детским садом и школой по обучению детей математике. Подготовка детей к школе в детском саду.
Математическое развитие детей в семье. Формы совместной работы д/с и семьи по вопросам математического развития детей.
Лекция № 8
Тема: Организация методической работы по формированию математических представлений у детей.
Планирование и учет работы по развитию элементарных математических представлений.
Методическое руководство работой по развитию математических представлений у детей в дошкольных учреждениях.
Модуль 4. Современные направления математического развития дошкольников.
Лекция № 9
Тема: Использование моделирования, информационных технологий и других современных методов в обучении детей.
Значение освоения алгоритмов для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с компьютером. Использование компьютера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Развитие детского творчества в играх на плоскостное моделирование. Использование моделирования в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста. Познание свойств и отношений предметов детьми дошкольного возраста через использование моделей и моделирования.
Практические занятия
Модуль 1. Дидактические основы развития элементарных математических представлений у дошкольников