Вопрос 24. структура научных революций Т. Куна




Вопрос 23. Методологическая концепция науки К. Поппера

 

Интересы К. Поппера охватывают различные области знания, включая физику, математику, логику, теорию вероятностей, биологию, общественные и социальные науки. Стремление осмыслить все сферы человеческой жизни привело мыслителя к созданию концепций, которые довольно четко можно разделить на две группы. К первой относятся работы по философии науки (теории познания). Ко второй принадлежат работы по социальной философии.

В философии Поппера можно выделить основную тенденцию – движение от логицистского образа знания, ориентированного на физику и математику, к биологицистскому и эволюционистскому образцу. Во время работы над книгой «Логика научного исследования», Поппер следил за деятельностью членов так называемого Венского кружка, поэтому его концепция содержит ряд моментов, родственных логическому позитивизму. В первую очередь это антипсихологизм, интерес к проблемам научного метода, проблеме демаркации, т. е. установления однозначной границы между наукой и другими формами знания.

Поппер скептически относился к исследованиям в области методологии науки, логики, интересовавших представителей аналитической философии и логического позитивизма. Он не считал, что философия обладает каким-то собственным методом, свойственным ей одной. Как в философии, так и в науке возможен только один метод – это метод рациональной дискуссии, который состоит в ясной и четкой формулировке обсуждаемой проблемы и критическом исследовании ее различных решений.

В «Логике научного исследования» Поппер обращается к проблеме демаркации. Логические позитивисты во главе ставили принцип верификации, т. е. эмпирического подтверждения, а также индуктивный метод, в соответствии с которым каждый новый факт, подтверждающий теорию, увеличивает вероятность ее истинности. Поппер же обращает внимание на следующее обстоятельство: можно привести множество данных в поддержку теории, но один-единственный факт в состоянии ее опровергнуть. Поэтому опровержение имеет большую значимость для определения истинностного статуса научной теории.

Методологическая концепция Поппера получила название фальсификационизма. Согласно введенному принципу фальсификации, к научным теориям могут быть отнесены только такие, для которых имеются потенциальные фальсификаторы теории, т. е. высказывания, способные быть опровергнутыми.

Концепция роста научного знания

Единственный принцип, который может лежать в основе научного познания, – это представление о том, что если теория была фальсифицирована, то она должна быть отброшена. Именно так Поппер понимает основной принцип развития науки.

Поппер рассматривает знание не только как готовую систему, но также и как систему изменяющуюся, развивающуюся. Этот аспект анализа науки он и представил в форме концепции роста научного знания. Рост знания – это не накопление наблюдений, а процесс устранения ошибок, т. е. ниспровержение одних теорий и их замена лучшими.

Процесс исторического развития науки по Попперу можно описать следующим образом: существует некоторая проблема, затем выдвигается теория, предлагающая ее решение, теория подвергается критике и рано или поздно терпит неудачу, вследствие чего возникает новая проблема, более глубокая и сложная. Таким образом, рост научного знания невозможен без выдвижения гипотез и их опровержений, а метод проб и ошибок есть не что иное, как способ выбора теории в определенной проблемной ситуации.

Свою концепцию развития Поппер пытается дополнить онтологическими рассуждениями, обосновав тем самым объективность человеческого знания. Он говорит о существовании трех миров: первый мир – это мир физических объектов и физических состояний, второй мир – это мир состояний сознания, третий мир – мир объективного содержания мышления, научных идей, художественных образов. Поппер не разделяет марксистскую позицию, согласно которой объективность человеческого знания обуславливается общественной практикой.

В поздних работах Поппер обращается к концепции эпистемологического эволюционизма, согласно которой можно выделить три уровня приспособления – генетическое приспособление, приспособительное поведение и научные открытия. Их механизм принципиально тождественен: во всех случаях это унаследованные структуры, которые передаются путем генетического кода либо традиции.


 

Вопрос 24. структура научных революций Т. Куна

Этапы развития науки

В центре внимания Куна лежит история реальной науки. Он не приемлет построение абстрактных моделей науки, имеющих мало общего с историческими фактами, и призывает обратиться к самой науке в ее истории. С точки зрения Куна наука проходит в своем развитии три стадии.

Первой является допарадигмальная стадия развития науки. На этой стадии отсутствует парадигма, но существует диссенсус (разногласия в научном сообществе) и множество враждующих между собою школ и направлений, каждая из которых развивает систему взглядов, в принципе способную в будущем послужить основанием новой парадигмы.

Второй является стадия научной революции – происходит возникновение парадигмы, она принимается большинством научного сообщества, все остальные, не согласованные с парадигмой идеи отходят на второй план, и достигается консенсус – согласие между учеными на основе принятой парадигмы. На этой стадии работает особый тип ученых, своего рода ученые-революционеры, которые способны создавать новые парадигмы.

Третьей является стадия нормальной науки. «Нормальной наукой» Кун называет науку, развивающуюся в рамках общепризнанной парадигмы. На этой стадии происходит выделение и уточнение важных для парадигмы фактов(уточнение состава веществ в химии, определение положения звезд в астрономии и т.д.); совершается работа по получению новых фактов, подтверждающих парадигму; осуществляется дальнейшая разработка парадигмы с целью устранения существующих неясностей и улучшения решений ряда проблем парадигмы; устанавливаются количественные формулировки различных законов; проводится работа по совершенствованию самой парадигмы: уточняются понятия, развивается дедуктивная форма парадигмального знания, расширяется сфера применимости парадигмы и т.д

Важнейшим понятием концепции Куна является понятие парадигмы. Говоря о парадигме, Кун имеет в виду не одно лишь знание, выраженное в законах и принципах. Ученые, создавая ту или иную парадигму, не только формулируют некоторую теорию или закон, но и предлагают решение одной или нескольких важных научных проблем и тем самым дают образцы того, как следует решать проблемы. В этом и заключается ее важнейшая функция.

Науку, развивающуюся в рамках общепризнанной парадигмы, Кун называет нормальной, полагая, что именно такое состояние является для нее обычным и наиболее характерным. Кун убежден, что в реальной научной практике ученые почти никогда не сомневаются в истинности своих теорий.

Чтобы подчеркнуть особый характер проблем, разрабатываемых учеными в нормальный период развития науки, Кун называет их «головоломками», сравнивая процесс их решения с разгадыванием кроссвордов или с составлением картинок из раскрашенных кубиков. Парадигма гарантирует, что их решение существует, и она же задает допустимые методы и средства поиска этих решений. До тех пор, пока решение головоломок протекает успешно, парадигма выступает как надежный инструмент познания. Однако вполне может случиться так, что некоторые задачи-головоломки, несмотря на все усилия ученых, так и не поддаются решению. Но однажды ими может быть осознано, что данная проблема неразрешима средствами существующей парадигмы Такую проблему Кун называет аномалией.

Научная революция

Понятие научной революции является центральным понятием концепции Куна. Научная революция в описании Куна предстала как сложный многосторонний процесс, обладающий массой специфических особенностей. Научная революция – процесс смены парадигмы. Согласно Куну, парадигма создает мир, в котором живет и работает ученый. Поэтому переход от одной парадигмы к другой означает для ученого переход из одного мира в другой, полностью отличный от первого – со специфическими проблемами, методами, фактами, с иным мировоззрением.

Кун выделяет несколько требований, которые философия науки устанавливает для научных теорий. К ним относятся требование относительно сферы применения, непротиворечивости, точности, простоты и плодотворности. Кун согласен с Поппером в том, что все требования такого рода играют важную роль при сравнении и выборе конкурирующих теорий. Все методологические характеристики научной теории неточны, и разные ученые могут по-разному их истолковывать. Также, характеристики могут вступать между собой в конфликт (например, точность принуждает ученого выбрать одну теорию, а плодотворность говорит в пользу другой). Приведенные соображения Куна объясняют, почему переход от старой парадигмы к новой, с его точки зрения, нельзя обосновать рационально – опираясь на логико-методологические стандарты, факты, эксперимент.

Таким образом, основными элементами куновской модели являются четыре понятия: «научная парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука» и «научная революция». Взаимоотношение этих понятий, образующих систему, составляет ядро куновской модели функционирования и развития науки. Нормальная наука – это рост научного знания в рамках одной парадигмы. Парадигма задает образцы, средства постановки и решения проблем в рамках нормальной науки. Научная революция – это смена парадигмы и, соответственно, переход от одной нормальной науки к другой. Этот переход описывается с помощью пары понятий «парадигма – сообщество», где высвечивается другая сторона понятия «парадигмы» – как некоторого содержательного центра, вокруг которого объединяется некоторое научное сообщество. Модель науки Куна представляет из себя первую вполне постпозитивистскую модель научного знания и выглядит следующим образом: нормальная наука, развивающаяся в рамках общепризнанной парадигмы; рост числа аномалий, приводящий в конечном итоге к кризису; научная революция, означающая смену парадигмы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: