1. Основная часть (лекционный материал).
При развитии отечественной автомобильной промышленности неизменным многие годы оставалось одно требование — повышение эффективности при выполнении машинами определенных технологических операций. Однако в последнее время приоритет требований сместился в сторону уменьшения воздействия автотранспортных средств на окружающую среду за счет улучшения их экологических качеств. Основные экологические подходы к проектированию технических систем сводятся к следующему (HCO/TR 14062, 2002):
- • повышение эффективности использования материалов (возможность уменьшить воздействие на окружающую среду за счет минимального использования материалов, использование материалов с низким воздействием на окружающую среду, использование восстановленных материалов, оценка совокупного воздействия на окружающую среду от всех материалов, входящих в конструкцию на стадии проектирования);
- • повышение энергетического КПД (определение затрат энергии на протяжении жизненного цикла; возможность уменьшения использования энергии, использование энергии более низкого воздействия на окружающую среду, использование энергии из восстановленных источников);
- • проектирование с целью повышения чистоты производства и эксплуатации (выбор чистых производственных технологий, исключение опасных материалов, разработка перспективных систем, исключающих решения, основанные на единичных экологических критериях, и др.);
- • проектирование для обеспечения долговечности (обеспечение длительного срока службы; возможности технического обслуживания и ремонта; экологических улучшений, обусловленных новыми технологиями, и др.);
- • проектирование с целью оптимальной функциональности (возможности исполнения множественных функций, унификации, автоматизированного управления и оптимизации; сравнение с экологическими показателями аналоговой продукции и др.);
- • проектирование для повторного использования, восстановления и рециклирования (рассмотрение возможностей для облегчения демонтажа, уменьшения видов применяемых материалов, использование материалов после рециклирования, деталей, узлов и материалов в последующей продукции);
- • исключение потенциально опасных веществ и материалов в продукции.
Экологические требования должны учитываться разработчиками машин как можно более полно уже на стадии проектирования с выполнением соответствующих конструкторско-технологических мероприятий по следующим направлениям:
- • повышение экологичности конструкции машины и ее агрегатов в части приспособленности к утилизации и рекуперации на последней стадии жизненного цикла;
- • повышение экономичности ДВС;
- • снижение массы конструкции;
- • уменьшение сопротивления движению;
- • снижение токсичности отработавших газов (в том числе за счет установки нейтрализаторов);
- • возможность использования экологически более чистых видов топлива;
- • применение комбинированных источников энергии;
- • улучшение акустических показателей;
- • снижение воздействия движителей на почву.
Повышение экологичности конструкции машины и ее агрегатов в части приспособленности к утилизации и рекуперации наиболее эффективно реализуется, если при конструировании применить принцип агрегатирования, который заключается в создании техники из унифицированных агрегатов, узлов, приборов и деталей.
Этот принцип в определенной мере принят при создании современных автотранспортных средств, и при утилизации машины ее изделия — модули должны использоваться в дальнейшем при создании новых объектов. Однако задачи по организации быстрой разборки автомобиля, сортировке и использованию изделий и материалов, совместимых с точки зрения их рециклирования, могут быть решены только при обязательной четкой идентификации, производимой с помощью стандартизированной маркировки изделий. В соответствии с Директивой 2000/53/ЕС разработчики и производители автотранспортных средств совместно с изготовителями материалов и оборудования должны использовать стандарты кодового обозначения узлов и материалов, пригодных для восстановления и утилизации.
Электронные системы управления ДВС регулируют угол опережения зажигания, энергию искры и момент включения электромагнитного клапана экономайзера принудительного холостого хода карбюратора, что имеет место, например, на автомобилях ВАЗ. Управление системой осуществляется по трем параметрам — частоте вращения коленчатого вала, давлению за дроссельной заслонкой и температуре ДВС, для чего в системе имеются соответствующие датчики.
Наддув бензиновых ДВС обеспечивает более рациональную их загрузку на частичных нагрузках, уменьшает газодинамические потери и повышает топливную экономичность вследствие устойчивой работы на переобедненных смесях. Вместе с тем применение наддува здесь вызывает необходимость решения ряда проблем, поскольку повышение давления и температуры газов при сгорании топлива сопровождается увеличением выбросов оксидов азота, а также появлением опасности возникновения детонации и калильного зажигания. При этом в случае установки карбюратора после турбокомпрессора требуется герметизация карбюратора, повышение давления подачи топливным насосом и введение дополнительных устройств для регулирования состава горючей смеси, учитывающих давление и температуру подаваемого воздуха. При установке же карбюратора перед турбокомпрессором следует предотвратить попадание масла в карбюратор из системы смазки подшипников турбокомпрессора и возникновение явлений его неустойчивой работы (помпажа) на режимах глубокого дросселирования, а также возможность обратных «хлопков» во впускной системе. Однако эти трудности разрешимы, о чем свидетельствует опыт европейских, американских и японских фирм, освоивших серийный выпуск автомобилей, оснащенных бензиновым ДВС с турбонаддувом.
Таблица 1. Мероприятия, обеспечивающие выполнение норм токсичности дизельными двигателями
Мероприятия | Евро-1 | Евро-2 | Евро-3 | Евро-4 |
Топливная аппаратура с высоким давлением впрыскивания: 50—80 МПа | + | |||
80—100 МПа | + | |||
100—150 МПа | + | + | ||
Электронная система управления топливо-подачей: аккумуляторная топливная система | + | + | ||
микропроцессорное управление ДВС | + | |||
Турбонаддув: I с повышенным КПД турбокомпрессора | + | | | ||
регулируемый наддув | + | + | + | |
охлаждение наддувочного воздуха с системой глубокого охлаждения | + | + |
Повышение топливной экономичности ДВС связано с дизе-лизацией автотранспортных средств, поскольку дизель экономичнее карбюраторного двигателя на 20—30 %, а токсичность отработавших газов здесь меньше.
На топливную экономичность и токсичность ДВС влияет также конструкция трансмиссии машины (в частности, выбор ее типа и передаточных чисел), так как она непосредственно связана с ДВС. Так, при разгоне автомобиля ДВС несколько раз переходит от режима холостого хода к режиму полных нагрузок, что неблагоприятно сказывается на работе ДВС. Например, на режимах периодического разгона дизель без наддува выбрасывает СО на 68 %, углеводородов на 50 % и сажи на 100 % больше, чем на энергетически эквивалентном установившемся режиме работы. Если применить здесь автоматическую гидромеханическую передачу, то из-за отсутствия жесткой связи с трансмиссией ДВС будет работать при разгоне в одном диапазоне частоты вращения и нагрузок при минимальных удельных выбросах продуктов сгорания и расходе топлива. С развитием же электроники появились различные варианты многоступенчатых и бесступенчатых коробок передач с автоматическим управлением от бортового микропроцессора, позволяющих выбирать оптимальную передачу (гидродинамическая с блокируемым гидротрансформатором с полным автоматическим переключением и с возможностью перехода на ручное управление; гидродинамическая с неблокируемым гидротрансформатором и двумя диапазонами; полностью автоматическая с плавным изменением передаточных отношений; механическая десятиступенчатая с ручным управлением). Помимо этого, для легковых автомобилей малого и среднего классов перспективным решением считается механическая бесступенчатая коробка передач с металлическим клиновым ремнем и электронным управлением, поскольку при бесступенчатой передаче расходуется топлива на 4—5 % меньше, чем при традиционной пятиступенчатой механической коробке передач, и на 8 % меньше, чем у автомобиля с гидромеханической передачей.
2. Повторение и обобщение материала. Записать в тетрадь.
Повышение экономичности ДВС:
· Холостой ход и принудительный холостой ход
· Система холостого хода «Каскад» с дроссельным распылением топлива.
· Устройство для улучшения горения топлива.
· Использование карбюраторных электронных средств регулирования состава горючей смеси;
· Обеднение топливовоздушной смеси;
· Изменение конструкции впускного трубопровода с подогревом воздуха не входе в карбюратор;
· Обеспечение вихревого движения заряда;
· Ультразвуковое распыление топлива;
· Ионизация топлива;
· Интенсификация искрового разряда;
· Электронные системы управления ДВС;
· Наддув бензиновых ДВС;
· Конструкция трансмиссии автомобиля.
3. Домашнее задание. Повторить конспект.
4. Литература: учебник М.В.Графкина, В.А.Михайлова Экология и автомобиль, Москва Издательский дом «Академия» 2012год