Тема недели «В гостях у сказки».
(3-4 года)
Родителям рекомендуется:
1. Побеседуйте с ребенком об авторских сказках.
Расскажите ребенку о детском писателе Корнее Чуковском.
Родился он в Петербурге, 31 марта 1882 года, детство его прошло в городе Одесса. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А было это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил».
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнею сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович:
«Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя ей сказал:
Надо, надо умываться по утрам и вечерам
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился на свет «Мойдодыр».
Героями своих произведений он сделал зверей, птиц, насекомых. Кроме животных, активными действующими лицами были вещи.
Корней Иванович писал и для маленьких детей, которые не умеют ещё читать, и для ребят – школьников, для подростков, и взрослых, которые тоже с удовольствием читают его прекрасные стихи, повести и даже сказки.
2. Прочитайте ребенку сказки К.Чуковского «Цыпленок», «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит», «Федорино горе» и д.р.
* Упражнение «Подбор определения к героям сказки «Цыпленок»
- Какой был цыпленок? (маленький, желтенький, крошечный, кругленький и т.д.)
- Какая была мама курица? (большая, рябая, добрая, заботилась о сыночке и т.д.)
- А какой был кот? (большой, злой, серый, страшный, усатый и т.д.)
- А какой был петух? (большой, красивый, разноцветный, голосистый, важный, удалой)
- А какая была лягушка? (зеленая, веселая, большеротая).
* Д.и. «Подскажи словечко»
А с ним и зайчиха-мать,
Тоже пошла танцевать.
И смеется она и кричит:
«Ну, спасибо тебе, … (Айболит)!» «Айболит»
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький … (фонарик). «Муха-Цокотуха»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по … (дорожке). «Федорино горе»
Тема недели «В гостях у сказки».
(4-5 лет)
Родителям рекомендуется:
1. Побеседуйте с ребенком об авторских сказках.
Расскажите ребенку о детском писателе Корнее Чуковском.
Родился он в Петербурге, 31 марта 1882 года, детство его прошло в городе Одесса. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А было это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил».
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнею сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович:
«Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя ей сказал:
Надо, надо умываться по утрам и вечерам
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился на свет «Мойдодыр».
Героями своих произведений он сделал зверей, птиц, насекомых. Кроме животных, активными действующими лицами были вещи.
Корней Иванович писал и для маленьких детей, которые не умеют ещё читать, и для ребят – школьников, для подростков, и взрослых, которые тоже с удовольствием читают его прекрасные стихи, повести и даже сказки.
2. Прочитайте ребенку сказки К.Чуковского «Цыпленок», «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит», «Федорино горе» и д.р.
* Упражнение «Подбор определения к героям сказки «Цыпленок»
- Какой был цыпленок? (маленький, желтенький, крошечный, кругленький и т.д.)
- Какая была мама курица? (большая, рябая, добрая, заботилась о сыночке и т.д.)
- А какой был кот? (большой, злой, серый, страшный, усатый и т.д.)
- А какой был петух? (большой, красивый, разноцветный, голосистый, важный, удалой)
- А какая была лягушка? (зеленая, веселая, большеротая).
* Д.и. «Узнай героя» - узнавать и называть по словам-определениям героя;
Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей.
Добрый, внимательный, заботливый – Айболит.
Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил.
Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата.
Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик.
Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр.
* Д.и. «Все наоборот» - уметь подбирать к словам-определениям слова с противоположным значением
Злой – добрый (Бармалей) Грустная – Веселая (Федора)
Грязный – чистый (мальчик) Высокий – низкий (жираф, бегемот)
* Д.и. «Что делает?» - подобрать к предметам и героям сказок слова-действия
Подушка – ускакала Простыня – улетела
Брюки – сбежали Стол – ушел
Умывальник – выбегает Муха – пошла на базар и т.д.
* Д.и. «Маленькие слова» - правильно употреблять в речи предлоги, знать их значение.
- И упал Айболит и лежит на снегу.
- Он в Африке, он в Африке
Под пальмою сидит.
- А рядом бегемотики
Схватились за животики.
- Я пришью ему новые ножки
Он опять побежит по дорожке.
* Д.и. «Подскажи словечко»
А с ним и зайчиха-мать,
Тоже пошла танцевать.
И смеется она и кричит:
«Ну, спасибо тебе, … (Айболит)!» «Айболит»
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький … (фонарик). «Муха-Цокотуха»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по … (дорожке). «Федорино горе»
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает ….. (Воробей) «Тараканище»
* Выучите с ребенком «Поросёнок»
Полосатые котята
Ползают, пищат.
Любит, любит наша Тата
Маленьких котят.
Но всего милее Татеньке
Не котёнок полосатенький,
Не утёнок,
Не цыплёнок,
А курносый поросёнок.