Царствование Александра I. Попытки реформирования политической системы.




После убийства заговорщиками Павла I на престол вступил его старший сын Александр I. В начале своего царствования новый государь, отменил наиболее непопулярные указы, разрешил выезд за границу, возвратил ссыльных.

В начале своего царствования император стремился проводить политические реформы. В этом ему помогал кружок друзей, получивший название Негласного комитета. Участники Комитета стремились реформировать российское государство по образцу Великобритании. Участники Комитета стремились ограничить крепостное право, развивать образование. В некоторых проектах была идея создания представительного учреждения.

Поскольку представители дворянства настороженно встречали любые планы ограничения крепостного права, то практические результаты деятельности Комитета были не очень велики. По указу от 12 февраля 1801 г. все не дворяне, за исключением крепостных крестьян, получили возможность покупать незаселенные земли.

20 февраля 1803 г. появился указ императора «О вольных хлебопашцах, Помещики получили разрешение отпускать крестьян на волю на условиях, определенных свободным соглашением. При этом крестьяне должны были получать земельные наделы. В свою очередь крестьяне за свою свободу и землю должны были заплатить выкуп. Получившие вольную на основании указа крестьяне стали именоваться «вольными хлебопашцами». к концу царствования в «вольных хлебопашцах» числилось лишь 47 тыс.

Важную роль в совершенствовании государственной структуры управления сыграло создание в 1802-1811 гг. министерств. Первоначально были созданы 8 министерств – военное, морское, финансов, коммерции, народного просвещения, внутренних дел, юстиции и иностранных дел. В 1803 г. была проведена реформа образования. Все учебные заведения были поделены на 4 ступени – приходские училища, уездные училища, гимназии, университетыЗначительную автономию получили университеты.

Одним из наиболее видных государственных деятелей александровского царствования был М. М. Сперанский В конце 1808 г. Александр I поручил Сперанскому составить общий план государственных преобразований.

Сперанский предлагал провести четкое разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Главным органом законодательной власти должна была стать Государственная Дума, а

судебным – Сенат. И судебные и законодательные органы объявлялись выборными, но сами выборы носили многоступенчатый характер. К участию в выборах могли допускаться только владельцы недвижимого имущества.

Предложенный М. М. Сперанским проект вызвал сильное сопротивление в правительственных кругах и не был осуществлен. В жизнь была проведена только одна мера – в 1810 г. создан Государственный Совет, который стал совещательным органом при императоре.

Реформаторская деятельность Александра I возобновилась после окончания наполеоновских войн. Для повышения боеспособности армии и уменьшения количества крепостных крестьян была организована система военных поселений. Правительство скупало у разорившихся помещиков западных и центральных губерний крестьян, которые должны были одновременно заниматься сельским хозяйством и готовиться к военной службе. В 1816 г. по предложению эстляндских дворян Александр подписал указ об освобождении крестьян губернии от крепостной зависимости. Однако при этом крестьяне получили только личную свободу, но не землю, которую они были вынуждены арендовать у помещиков.

В 1816-1819 гг. по поручению императора государственные чиновники разрабатывали проекты отмены крепостного права и на коренной территории России. Аракчеев, который с 1816 г. По его плану государство должно было постепенно выкупать помещичьих крестьян. При этом помещики получали деньги, благодаря которым они могли развивать свое хозяйство. Крестьяне должны были получить лишь небольшие земельные наделы. Этот проект также не был реализован.

Практически одновременно с проектами по отмене крепостного права по указанию императора начали создаваться и проекты политических реформ. Для начала в 1815 г. император подписал конституцию Царства Польского, входившего в состав России. Согласно конституции главой Польши являлся король (он же российский император), но законодательную власть осуществлял двухпалатный парламент (сейм). Провозглашалась свобода печати и создание общего для всех сословий суд. В 1818 г., открывая польский сейм, император заявил, что собирается ввести такой же строй и во всех остальных частях своей державы.

 

Из программы партии социалистов-революционеров

Партия социалистов-революционеров (социалисты-революционеры, эсеры) – политическая партия, созданная в 1901-1902 гг. путем объединения народовольческих кружков и групп. В тактике значительное место отводила индивидуальному террору. Лидеры:
В.М. Чернов, М.Р. Гоц, Н.Д. Авксентьев.Напечатана в октябре или ноябре 1905 г. отдельной брошюрой без указания времен и места выработки программы, времени и места издания.

Основные положения: Установление демократической республики, с широкой автономией области и общин, как городских, так и сельских; признание за ними безусловного права на самоопределение; прямое, тайное, равное, всеобщее право голосования для всякого гражданина не моложе 20 лет, выборность, сменяемость во всякое время и подсудность всех должностных лиц; полная свобода совести, слова, печати, собраний, рабочих стачек и союзов; полное и всеобщее гражданское равноправие; неприкосновенность личности и жилища. Переход же к социализму предполагалось затем осуществить реформистским путем. Важнейшими требованиями программы были: ликвидация самодержавия и установление демократической республики, политических и гражданских свобод

Б. В народнохозяйственной области:

2. борьба против буржуазно-собственнических начал.

 

Значение: Партия Социалистов-Революционеров, начиная непосредственную борьбу с самодержавием, агитирует за созыв Земского Собора (Учредительного Собрания), свободно избранного всем народом без различия пола, сословий, национальности и религии, для ликвидации самодержавного режима и переустройства всех современных порядков. Признавалось разнообразные методы и средства борьбы. Среди них, как пропаганда и агитация, парламентская и внепарламентская борьба, в том числе - стачки, демонстрации, восстания. Для агитации, возбуждения революционных сил общества, а также в качестве меры борьбы с произволом правительства использовался индивидуальный террор

ЧАСТЬ IV. ГЕРМАНСКИЕ ПРАВА И ИНТЕРЕСЫВНЕ ГЕРМАНИИ

Статья 118

МИРНЫЙ ДОГОВОР МЕЖДУ СОЮЗНЫМИ И ОБЪЕДИНИВШИМИСЯ ДЕРЖАВАМИ И ГЕРМАНИЕЙ (ВЕРСАЛЬСКИЙ ДОГОВОР) Подписан в г. Версале 28.06.1919. До­го­вор, офи­ци­аль­но за­вер­шив­ший Пер­вую ми­ро­вую вой­ну 1914–18.

 

В. м. д. имел це­лью за­фик­си­ро­вать факт во­енного раз­гро­ма Гер­ма­нии и её от­вет­ст­вен­ность за воз­ник­но­ве­ние вой­ны, про­из­ве­сти пе­ре­дел ми­ра в поль­зу дер­жав-по­бе­ди­тель­ниц пу­тём ли­к­ви­да­ции Гер­ман­ской ко­ло­ни­аль­ной им­пе­рии, за­кре­пить тер­ри­то­ри­аль­ные из­ме­не­ния в Ев­ро­пе, в т. ч. за счёт пе­ре­да­чи зе­мель Гер­ма­нии и быв. Рос. им­пе­рии др. го­су­дар­ст­вам, соз­дать сис­те­му, обес­пе­чи­ваю­щую вы­пол­не­ние Гер­ма­ни­ей ус­ло­вий В. м. д. и га­ран­ти­рую­щую дер­жа­вам-по­бе­ди­тель­ни­цам на дли­тель­ное вре­мя роль бес­спор­ных ми­ро­вых ли­де­ров.

Положения: Германия отказывается от всех каких-либо прав, правооснований или привилегий на всей территории, принадлежащие ей самой или ее союзникам, Германия отныне обязуется признать и принять все распоряжения, которые приняты или будут приняты Главными Союзными и Объединившимися державами в согласии, в случае надобности, с третьими державами, в видах урегулирования последствий приведенного выше постановления; Германия заявляет, что она принимает постановления следующих ниже статей, касающихся некоторых специальных предметов.

 

Значение: Гер­ма­ния ли­ша­лась всех сво­их ко­ло­ний, ко­то­рые позд­нее бы­ли по­де­ле­ны ме­ж­ду гл. дер­жа­ва­ми-по­бе­ди­тель­ни­ца­ми на ос­но­ве сис­те­мы ман­да­тов Ли­ги На­ций. В Аф­ри­ке Тан­гань­и­ка ста­ла под­ман­дат­ной тер­ри­то­ри­ей Ве­ли­ко­бри­та­нии, рай­он Ру­ан­да-Урун­ди – под­ман­дат­ной тер­ри­то­ри­ей Бель­гии.

По В. м. д. Гер­ма­ния от­ка­зы­ва­лась от всех кон­цес­сий и при­ви­ле­гий в Ки­тае, от прав кон­суль­ской юрис­дик­ции и от вся­кой соб­ст­вен­но­сти в Сиа­ме, от всех до­го­во­ров и со­гла­ше­ний с Ли­бе­ри­ей.

По­сколь­ку на Гер­ма­нию воз­ла­га­лась от­вет­ст­вен­ность за раз­вя­зы­ва­ние вой­ны, в до­го­вор бы­ла вне­се­на ста­тья, пре­ду­смат­ри­вав­шая воз­ме­ще­ние ущер­ба стра­нам, под­верг­шим­ся её на­па­де­нию. Реч­ное су­до­ход­ст­во на тер­ри­то­рии Гер­ма­нии ста­ви­лось под кон­троль ме­ж­ду­нар. ко­мис­сий.

В. м. д., дис­кри­ми­на­ци­он­ный и гра­би­тель­ский по сво­ему ха­рак­те­ру, не спо­соб­ст­во­вал ус­та­нов­ле­нию проч­но­го ми­ра в Ев­ро­пе. По­ло­жен­ный в ос­но­ву Вер­саль­ско-ва­шинг­тон­ской сис­те­мы, он вы­звал рез­кую кри­ти­ку со сто­ро­ны са­мых раз­ных по­ли­тич. сил. «Вер­саль­ский дик­тат» не был при­знан СССР. В. м. д. уг­лу­бил ста­рые и по­ро­дил мно­го но­вых про­ти­во­ре­чий, соз­дал пи­та­тель­ную поч­ву для вы­зре­ва­ния но­во­го ши­ро­ко­мас­штаб­но­го во­ен. кон­флик­та. В Гер­ма­нии его ус­ло­вия вос­при­ни­ма­лись как «ве­ли­чай­шее на­цио­наль­ное уни­же­ние». Он сти­му­ли­ро­вал ре­ван­ши­ст­ские на­строе­ния и раз­ви­тие на­цио­нал-со­циа­ли­стич. В. м. д. окон­ча­тель­но по­те­рял юри­дич. си­лу по­сле офиц. от­ка­за Гер­ма­нии от со­блю­де­ния его ус­ло­вий в 1937.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: