После убийства заговорщиками Павла I на престол вступил его старший сын Александр I. В начале своего царствования новый государь, отменил наиболее непопулярные указы, разрешил выезд за границу, возвратил ссыльных.
В начале своего царствования император стремился проводить политические реформы. В этом ему помогал кружок друзей, получивший название Негласного комитета. Участники Комитета стремились реформировать российское государство по образцу Великобритании. Участники Комитета стремились ограничить крепостное право, развивать образование. В некоторых проектах была идея создания представительного учреждения.
Поскольку представители дворянства настороженно встречали любые планы ограничения крепостного права, то практические результаты деятельности Комитета были не очень велики. По указу от 12 февраля 1801 г. все не дворяне, за исключением крепостных крестьян, получили возможность покупать незаселенные земли.
20 февраля 1803 г. появился указ императора «О вольных хлебопашцах, Помещики получили разрешение отпускать крестьян на волю на условиях, определенных свободным соглашением. При этом крестьяне должны были получать земельные наделы. В свою очередь крестьяне за свою свободу и землю должны были заплатить выкуп. Получившие вольную на основании указа крестьяне стали именоваться «вольными хлебопашцами». к концу царствования в «вольных хлебопашцах» числилось лишь 47 тыс.
Важную роль в совершенствовании государственной структуры управления сыграло создание в 1802-1811 гг. министерств. Первоначально были созданы 8 министерств – военное, морское, финансов, коммерции, народного просвещения, внутренних дел, юстиции и иностранных дел. В 1803 г. была проведена реформа образования. Все учебные заведения были поделены на 4 ступени – приходские училища, уездные училища, гимназии, университетыЗначительную автономию получили университеты.
|
Одним из наиболее видных государственных деятелей александровского царствования был М. М. Сперанский В конце 1808 г. Александр I поручил Сперанскому составить общий план государственных преобразований.
Сперанский предлагал провести четкое разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Главным органом законодательной власти должна была стать Государственная Дума, а
судебным – Сенат. И судебные и законодательные органы объявлялись выборными, но сами выборы носили многоступенчатый характер. К участию в выборах могли допускаться только владельцы недвижимого имущества.
Предложенный М. М. Сперанским проект вызвал сильное сопротивление в правительственных кругах и не был осуществлен. В жизнь была проведена только одна мера – в 1810 г. создан Государственный Совет, который стал совещательным органом при императоре.
Реформаторская деятельность Александра I возобновилась после окончания наполеоновских войн. Для повышения боеспособности армии и уменьшения количества крепостных крестьян была организована система военных поселений. Правительство скупало у разорившихся помещиков западных и центральных губерний крестьян, которые должны были одновременно заниматься сельским хозяйством и готовиться к военной службе. В 1816 г. по предложению эстляндских дворян Александр подписал указ об освобождении крестьян губернии от крепостной зависимости. Однако при этом крестьяне получили только личную свободу, но не землю, которую они были вынуждены арендовать у помещиков.
|
В 1816-1819 гг. по поручению императора государственные чиновники разрабатывали проекты отмены крепостного права и на коренной территории России. Аракчеев, который с 1816 г. По его плану государство должно было постепенно выкупать помещичьих крестьян. При этом помещики получали деньги, благодаря которым они могли развивать свое хозяйство. Крестьяне должны были получить лишь небольшие земельные наделы. Этот проект также не был реализован.
Практически одновременно с проектами по отмене крепостного права по указанию императора начали создаваться и проекты политических реформ. Для начала в 1815 г. император подписал конституцию Царства Польского, входившего в состав России. Согласно конституции главой Польши являлся король (он же российский император), но законодательную власть осуществлял двухпалатный парламент (сейм). Провозглашалась свобода печати и создание общего для всех сословий суд. В 1818 г., открывая польский сейм, император заявил, что собирается ввести такой же строй и во всех остальных частях своей державы.
Из программы партии социалистов-революционеров
Партия социалистов-революционеров (социалисты-революционеры, эсеры) – политическая партия, созданная в 1901-1902 гг. путем объединения народовольческих кружков и групп. В тактике значительное место отводила индивидуальному террору. Лидеры:
В.М. Чернов, М.Р. Гоц, Н.Д. Авксентьев.Напечатана в октябре или ноябре 1905 г. отдельной брошюрой без указания времен и места выработки программы, времени и места издания.
|
Основные положения: Установление демократической республики, с широкой автономией области и общин, как городских, так и сельских; признание за ними безусловного права на самоопределение; прямое, тайное, равное, всеобщее право голосования для всякого гражданина не моложе 20 лет, выборность, сменяемость во всякое время и подсудность всех должностных лиц; полная свобода совести, слова, печати, собраний, рабочих стачек и союзов; полное и всеобщее гражданское равноправие; неприкосновенность личности и жилища. Переход же к социализму предполагалось затем осуществить реформистским путем. Важнейшими требованиями программы были: ликвидация самодержавия и установление демократической республики, политических и гражданских свобод
Б. В народнохозяйственной области:
2. борьба против буржуазно-собственнических начал.
Значение: Партия Социалистов-Революционеров, начиная непосредственную борьбу с самодержавием, агитирует за созыв Земского Собора (Учредительного Собрания), свободно избранного всем народом без различия пола, сословий, национальности и религии, для ликвидации самодержавного режима и переустройства всех современных порядков. Признавалось разнообразные методы и средства борьбы. Среди них, как пропаганда и агитация, парламентская и внепарламентская борьба, в том числе - стачки, демонстрации, восстания. Для агитации, возбуждения революционных сил общества, а также в качестве меры борьбы с произволом правительства использовался индивидуальный террор
ЧАСТЬ IV. ГЕРМАНСКИЕ ПРАВА И ИНТЕРЕСЫВНЕ ГЕРМАНИИ
Статья 118
МИРНЫЙ ДОГОВОР МЕЖДУ СОЮЗНЫМИ И ОБЪЕДИНИВШИМИСЯ ДЕРЖАВАМИ И ГЕРМАНИЕЙ (ВЕРСАЛЬСКИЙ ДОГОВОР) Подписан в г. Версале 28.06.1919. Договор, официально завершивший Первую мировую войну 1914–18.
В. м. д. имел целью зафиксировать факт военного разгрома Германии и её ответственность за возникновение войны, произвести передел мира в пользу держав-победительниц путём ликвидации Германской колониальной империи, закрепить территориальные изменения в Европе, в т. ч. за счёт передачи земель Германии и быв. Рос. империи др. государствам, создать систему, обеспечивающую выполнение Германией условий В. м. д. и гарантирующую державам-победительницам на длительное время роль бесспорных мировых лидеров.
Положения: Германия отказывается от всех каких-либо прав, правооснований или привилегий на всей территории, принадлежащие ей самой или ее союзникам, Германия отныне обязуется признать и принять все распоряжения, которые приняты или будут приняты Главными Союзными и Объединившимися державами в согласии, в случае надобности, с третьими державами, в видах урегулирования последствий приведенного выше постановления; Германия заявляет, что она принимает постановления следующих ниже статей, касающихся некоторых специальных предметов.
Значение: Германия лишалась всех своих колоний, которые позднее были поделены между гл. державами-победительницами на основе системы мандатов Лиги Наций. В Африке Танганьика стала подмандатной территорией Великобритании, район Руанда-Урунди – подмандатной территорией Бельгии.
По В. м. д. Германия отказывалась от всех концессий и привилегий в Китае, от прав консульской юрисдикции и от всякой собственности в Сиаме, от всех договоров и соглашений с Либерией.
Поскольку на Германию возлагалась ответственность за развязывание войны, в договор была внесена статья, предусматривавшая возмещение ущерба странам, подвергшимся её нападению. Речное судоходство на территории Германии ставилось под контроль междунар. комиссий.
В. м. д., дискриминационный и грабительский по своему характеру, не способствовал установлению прочного мира в Европе. Положенный в основу Версальско-вашингтонской системы, он вызвал резкую критику со стороны самых разных политич. сил. «Версальский диктат» не был признан СССР. В. м. д. углубил старые и породил много новых противоречий, создал питательную почву для вызревания нового широкомасштабного воен. конфликта. В Германии его условия воспринимались как «величайшее национальное унижение». Он стимулировал реваншистские настроения и развитие национал-социалистич. В. м. д. окончательно потерял юридич. силу после офиц. отказа Германии от соблюдения его условий в 1937.