Страдания, вера и творчество.




Летию со дня рождения посвящается.

" он носит свое сердце на перевязи".

О жизни и кончине Андреевского кавалера, Виконта Франсуа Огюста де Шатобриан.

"…из всех существовавших религий, Христианская — самая поэтичная, самая человечная, самая благоприятная свободе, искусствам и наукам; современный мир обязан ей всем, от земледелия до абстрактных наук, от больниц для бедных до храмов, воздвигнутых Микеланджело и украшенных Рафаэлем; нет ничего Божественнее ее морали, ничего привлекательнее и торжественнее ее догматов, ее доктрины и ее культа; она покровительствует гению, очищает вкус, развивает благородные страсти, дает мысли силу, сообщает писателю прекрасные формы и художнику совершенные образцы".

Виконт Франсуа Огюст де Шатобриан.

 

24 ноября (7 декабря) 1823 года Государь Александр I Павлович «Благословенный» (1777-1825/1864) Высочайше пожаловал Императорский орден Святого Апостола Андрея Первозванного двум высшим государственным деятелям Королевства Франция. В числе них оказался выдающийся подданный Короны Франции, знаменитый писатель и не менее известный политический деятель Франции, Министр иностранных дел при Дворе Короля Франции Луи XVIII Станислава Ксаверия де Бурбон (1755-1824) Виконт Франсуа Огюст де Шатобриан (1768-1848).

 

Рождение кавалера.

 

Виконт Франсуа Огюст де Шатобриан появился на свет Божий 24 августа (6 сентября) 1768 года в бретонской дворянской семье, младшим из десяти детей.

Детство Франсуа Огюст де Шатобриан провел на северо-западе Франции, в провинции Бретань, в портовом городе Сен-Мало, учился довольно беспорядочно в гг. Доле, Ренне и Динан и предназначался родителями то в военные, то — согласно его собственному желанию — в священники, поскольку с детства испытывал особую любовь к Творцу и духовному миру.

 

Военная карьера и начало творчества.

 

Тем не менее, Франсуа Огюст де Шатобриан в 1786-м году 18-ти лет от роду избрал путь военного, вступил в Королевский Наваррский полк. Связи отца доставили ему аристократические знакомства и доступ ко Двору Короля Франции Луи XVI де Бурбон (1754-1793). Однако Виконт устремил свое внимание на литературу, сблизившись с поэтами Эваристом Парни (1753-1814) Андре Мари Шенье (1762-1794) и писателем-моралистом Себастьяном-Роше Николя де Шамфор (1741-1794).

В Париже Виконт напечатал в "Almanach des Muses" свою первую меланхолическую пастораль "Amour de la campagne".

 

Отбытие в Америку и брак.

 

Революция, ненавистная истинному христианину и верному Монарху подданному, уничтожившая Наваррский Королевский полк, в котором Франсуа Огюст де Шатобриан служил Королю, побудила его исполнить заветную мечту — отправиться в Америку, с целью найти путь, через полярные страны, в Индию.

Виконт пробыл в дальних краях недолго, но успел многое увидеть, что повлияло на всю его жизнь.

В 1792 году 25-летний Виконт браковенчался и, хотя это был союз, заключенный по требованию родных, Франсуа Огюст де Шатобриан нашел в супруге преданного друга и единомышленника.

 

Страдания, вера и творчество.

 

Возвратившись в охваченную войнами и смутой Европу, Виконт эмигрировал, и, как многие Монархисты, вступил в армию эмигрантов и в одном из боев при осаде Тионвилля получил ранение.

Больной и измученный Виконт Франсуа Огюст Шатобриан перебрался в Великобританию, где вел тяжкую борьбу за существование, голодая, перебиваясь уроками и готовя обширный труд "Essai politique, historique et moral sur les révolutions anciennes et modernes", изданный в 1797 году в Лондоне. Это сочинение, проникнутое духом уходящего в вечность XVIII века, не имело успеха; его стали читать лишь впоследствии, ввиду разительной противоположности между ним и позднейшими воззрениями автора. Все последующие издания очищены были от материалистических, выходок.

Перемена настроения и мировоззрения уже была близка; кончина матери, удрученной ужасами революции во Франции и растущим безверием сына, искреннее стремление сестры, получившей от матери завет возвратить брата к Христианству, возродили в Виконте Франсуа Огюсте де Шатобриан веру в Христа Спасителя. "Я уступил не великим сверхъестественным светочам, — писал он, — мое убеждение вышло из сердца: я заплакал и уверовал".

«Гений Христианства».

Именно в это сложное время Виконтом Франсуа Огюстом де Шатобриан и задуман был знаменитый роман «Гений Христианства» "Génie du christianisme", изданный в 1802 году.

Подзаголовок этого произведения — "ou les beautés de la religion chrétienne" — хорошо характеризует его: это вдохновенная апология Христианства, не догматическая, не богословская, но поэтическая, естественная реакция против бурной, насмешливой и иногда грубой антирелигиозности XVIII века, приведшей к трагедии Франции и Королевского Дома Бурбон.

Догматическая и философская, историческая и логическая стороны сочинения Виконта Франсуа Огюста де Шатобриана на первый взгляд слабы. Но автор побеждает сомнение в том своей искренностью, наивностью, захватом лиризма, силой Богом данного вдохновения.

По мнению автора – католицизм не умер, но замер: автор как бы воскрешал его, связывая с наиболее возвышенными представлениями живой действительности. Виконт вел своих читателей по тому пути, который прошел сам, основывая религию на индивидуальных эмоциях, эстетических по преимуществу. Книга «Гений Христианства», как казалось тогда многим, должна была потерять значение вместе с падением того общественного настроения, при котором она была создана. Однако литературное влияние книги оказалось громадным.

«Гений Христианства» создал школу, в которой идеализм и реализм одновременно могли обрести новое слово. Вместе с глубиной индивидуального лиризма, мистическим захватом религиозного чувства и ораторским пафосом — субъективными элементами, равных которых еще не знала мировая литература. В книге читатель находит образы, картины и описания невиданной еще красоты, яркости и изобразительности; искусственность смешивалась с наивностью, наивные промахи — с проблесками гения.

Два эпизода из "Гения Христианства" были выделены особо; один, "Atala", появился в "Mercure" за год до выхода главного сочинения, другой, "René", впоследствии оказался отделен от него изданием 1807 года.

"Atala ou les amours de deux sauvages dans le désert", проникнутая грандиозными впечатлениями, вынесенными автором из его скитаний по первобытному миру Америки, поразила читателей столько же новым настроением, сколько блеском формы, и имела большой успех не только во Франции.

"René ou les effets des passions" — французский и, как его иногда называли "христианизированный Вертер", сходен с немецким прообразом некоторыми чертами сюжета, но более всего тем, что это такое же изображение личности поэта; скорбь его героя театральна; "он носит свое сердце на перевязи" — как сказала одна англичанка о самом Виконте де Шатобриан. В героине не трудно заметить было черты влиявшей на него сестры, Люсили.

Одно из наиболее сильных выражений "мировой скорби", это произведение произвело очень сильное и устойчивое впечатление. Труд Виконта Франсуа Огюста де Шатобриан читали все: от Императоров до простолюдинов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: