Острою секирой ранена береза,
По коре сребристой покатились слезы;
Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!
Рана не смертельна, вылечится к лету,
Будешь красоваться, листьями убрана...
Лишь больное сердце не залечит раны!
(Лето 1856)
По словам двоюродного брата А.К. Толстого - Л.М.Жемчужникова, оно написано, по всей вероятности, под впечатлением пребывания у матери в Красном Роге летом 1856 г. и вызвано недовольством последней его связью с С.А.Миллер.
В произведении, береза- олицетворяет некий образ русской красавицы, секира – орудие безжалостного палача.
Тяжело переживается физическая боль. Но здесь автор раскрывает драму личных отношений, «раны сердца» - глубоки и даже время не излечивает их.
И, если береза еще воспрянет после удара, то человеку перенесшему душевную и психологическую травму практически не остается надежды на исцеление.
Музыкально-теоретический раздел
Хоровая миниатюра, написанная для 3 – х голосного хора a capella.
Основной характеристикой ее является типичная форма (куплетная), яркая мелодика, лаконичные выразительные средства, а также небольшой по объему литературный текст с определенным, конкретным образом
Фактура изложения – гомофонно-гармоническая, с мелодией в верхнем голосе (первое сопрано).
Форма: куплет представляет собой период состоящий из трех предложений с кодой – aba, простая 3- х частная репризная.
Произведение начинается запевом всех партий. Вступает весь хор, основная тема проходит в голосе первого сопрано и звучит до конца произведения, а так же звуча подголосками в партии альта. Нужно обратить внимание на мелодический ход, который проходит в произведении, с акцентами над первой, второй и третьей долей у Альта, начиная с 5 такта произведения и заканчивающимся в 8 такте.
|
Основная тональность произведения - g-moll. По ходу исполнения сочинения происходят отклонения как внутри построений, так и на границах разделов в такие тональности, как: F-dur, B-dur, и Es-dur
· Во второй фразе (По коре сребристой) B-dur через доминанту.
· Во втором куплете отклоняется в F-dur (5 – 6 такты) и возвращается в начальную тональность g-moll
· 7 такт – Es-dur
· 8 такт – возврат в тональность gmoll через фа#
Темп в первой части – moderato(«умеренно»), а в 9 тактеRitenuto(«замедляя, задерживая»). В10 такте, указан темп: atempo (В прежнем темпе) возвращая его в начальный moderato(«умеренно»).
Размер: 4/4. Сложный симметричный метр состоящий из двух простых (2+2) Шкала динамики от pp до f. Динамика не контрастная а подвижная
Ритмический рисунок у всего хора одинаковый, лишь в некоторых местах имеются небольшие различия у парти Альта, подголосочность.
В мелодии в основном преобладают ровные длительности: восьмые, половинные и четвертные
Мелодия начинается со скачка на ч5вверх
Гармонический план произведения в целом строится на полных гармонических оборотах T-S-D, характерных для такой музыки.
Построение мелодии одинаковое, связанное с секвенционным развитием, за исключением – в конце второго предложения
Динамика произведения разнообразна – от ррдо кульминационного f. Так же прослеживается crescendo и diminuendo, создающие взволнованый характер произведения
Вокально-хоровой раздел
Произведение исполняется 3х голоснымженским хором a capella в составе:
|
Сопрано – первое,второе
Альт
Женский хор, который должен исполнять это произведение по замыслу автора музыки, должен быть богат своими тембровыми красками, который в свою очередь помогает выразить яркие, полные трагической силы переживания девушки, аллегорически сравниваемой с березой.
Тесситура средняя, удобная; в 5-6 такте присутствует нота высокой тесситуры («соль»II октавы у S1).
Атака звука мягкая(выдох одновременно со смыканием связок), но для акцентов используется твёрдая атака звука. Звуковедении legato.
Дыхание общехоровое.
Во втором предложении за счет изменения ритма в Альтовом подголоске происходит несовпадение текста которая требует определенной работы над словом.
Диапазоны хоровых партий.
Сопрано I: ми бемоль I - соль II
Сопрано II: ре первой –си бемоль первой
Альт: соль малой – соль первой
В исполнении произведения используется дыхание нескольких типов: цепное и общехоровое. Его необходимо брать на границах фраз.
Общий колорит произведения очень близок к народной песне или романсу, его определяют специфические гармонии. Наравне с мелодической линией выстраиваются аккорды, усложняя и обогащая ее структуру, своими отклонениями в другие тональности, по этому стоит большое внимание уделить чистоте интонации
Нарушение строя может возникнуть в случае:
1. Наличие минорной тональности; кратковременное отклонение в F-dur, B-dur, и Es-dur
2. Сложность интонирования неустойчивых ступеней и VIIн
3. Скачки на ум4 и ч5 у голоса сопрано
4. Хроматические полутоны, которые есть в каждом голосе
5. Длительное пение звуков одной высоты(указать такты)
|
Трудности и основная работа над произведением:
Вокальная – добиваться от хористов слитности по звукообразованию, атаке звука, звуковедении.
Динамическая (греч.Dinamis – сила) – уравновешенность по силе голосов внутри партии и согласованность громкости звучания женских хоровых партий в общем ансамбле. Изменение динамики, выделение солирующей партии (Сопрано) в начале произведения.
Ритмическая: от хормейстера требуется добиться точного выполнения снятий, пунктира и пропевания мелких длительностей.
Темповая: основная трудность – изменение темпа, которое показывается с помощью соответствующего ауфтакта, а так же в значение выставленного в 9 такте ритенуто.
Дикционная
1. Одновременное замыкание слов перед паузой: не сетуЙ.
2. Медленный темп требует медленного пропевания гласной, быстрого произношения согласных (острою – перенос внутри слова; сребристой)
Орфоэпия
1. Редуцированное «о» поётся как «а»: остр[А]ю, секир[А]й, к[А]ре, п[А]катились, карас[А]ваться, б[А]льное.
2. Редуцированное «е» поётся как «и»: буд[И]шь.
3. Замена «ться/тся» на «са».
4. Непроизносимые согласные: сер[Д]це.
5. Замена «сь» на «с»: покатили[С], вылечишь[СА].
Исполнительский раздел
Образ раненой берёзы, который ассоциируется с сердечной раной человека, раскрывается с помощью следующих средств выразительности:
1) Минорная тональность.
2) Умеренный темп с замедлением на словах «покатились слёзы» и «не залечит раны».
3) Смена темпа, а так же характера исполнения.
4) Движение в основном ровными длительностями, что подчеркивает скорбный характер.
5) Наличие большого количества разделительных пауз, которые отделяют слова и подчеркивают их смысловую значимость («не плачь»; «не сетуй»).
6) Акценты cпомощью котрых композитор подчёркивает в одном случае мысль, а в другом являются изобразительным моментом.
7) Разнообразная динамика: подвижная и контрастная.
Приёмы дирижирования:
Схема четырёхдольная. Подготовленное вступление к 1-й доле.Подготовленное дыхание после паузы в 4 доли такта.
Исполняется в умеренно быстром темпе Moderato. Такой темп позволяет дирижеру свободно пользоваться агогикой для достижения художественного замысла, обращая внимание на изменения темпа, указанные композитором в нотном тексте –rit.
С точки зрения агогики, небольшое увеличение темпа при движении к вершине фразы придает музыке большую выразительность, а ферматы подчеркивают логические вершины фраз.
Дикционная трудность заключается в точном произношении гласных и согласных. Все произведение исполняется вчетким произношением каждого слога текста.
Для работы с хором дирижеру необходимо обладать навыками свободного legato в голосоведении, чувствовать ньюансировку и характер произведения. Уметь показать динамические оттенки и характер при смене темпа.Динамическая кульминация – в 3-м и 12 тактах (f), изменение характера исполнения.
Список используемой литературы
1. Романовский «Хоровой словарь».1998 г.
2. «Анализ вокальных произведений» под редакцией Коловского,1988 г.
3. Антология хоровой музыки a cappella. Вып. 09. Ипполитов-Иванов