ПЯТЬ ЧЕТЫРЕХГОЛОСНЫХ ХОРОВ ДЛЯ СМЕШАННЫХ ГОЛОСОВ A CAPPELLA . Op. 17




Аннотация на произведение

Ипполитова-Иванова

«Острою секирой»

 

 

Выполнил:

Беляев Никита

Студенка II курса ДХО

Класс преподавателя

Мысниковой В.В.

 

Рубцовск, 2018

Содержание:

1. Историко-стилистический раздел……………………………2стр.

2. Музыкально-теоритический раздел………………………….7 стр.

3. Вокально-хоровой раздел……………………..………………5 стр.

4. Исполнительский раздел………………………………………6 стр.

5. Партитура………………………………………………………7 стр.

 

 

Историко-стилистический раздел.

Толстой Алексей Константинович ( 1817 — 1875)
Граф, русский писатель, член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1873). Баллады, сатирические стихи, исторический роман "Князь Серебряный" (опубл. 1863), драматическая трилогия "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Федор Иоаннович" (1868) и "Царь Борис" (1870). Проникновенная лирика с ярко выраженным музыкальным началом, психологические новеллы в стихах ("Средь шумного бала, случайно...", "То было раннею весной"). Совместно с братьями Жемчужниковыми создал пародийный образ Козьмы Пруткова.
Родился 24 августа (5 сентября н.с.) в Петербурге в знатной дворянской семье. Родители разошлись сразу после рождения сына; он воспитывался матерью и ее братом — писателем А. Перовским (псевдоним А. Погорельский). Детские годы прошли в имениях матери, позже дяди на Северной Украине. Получил хорошее домашнее образование.
В 17 лет он был зачислен в Московский архив Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической службе в Германии. В 1843 получил звание камер-юнкера.
Литературным творчеством Толстой занимался с раннего возраста, поощряемый своим дядей. Писал стихи, фантастические повести, и уже его первая опубликованная под псевдонимом "Краснорогский" в 1841 повесть "Упырь" была замечена Белинским.
В 1840-е годы он начал работать над историческим романом "Князь Серебряный", оконченным в 1861. В этот же период написал рад баллад и лирических стихотворений, получивших широкую известность и впоследствии положенных на музыку русскими композиторами ("Колокольчики мои", "Ты знаешь край, где все обильем дышит", "Курган", "Средь шумного бала..." и др.).

В 1854 вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми создал сатирическую литературную маску Козьмы Пруткова и сборник его сочинений, до сих пор популярный в России.
Служба при дворе (флигель-адъютант Александра II, затем егермейстер — заведующий егерями царской охоты) давала писателю возможность вступаться за близких ему людей (хлопотал о возвращении из ссылки Шевченко, об Аксакове, Тургеневе).
В 1861 он добился отставки ("Служба и искусство несовместимы...", — написал он царю) и все свои силы и время стал отдавать литературе.
В 1862 была опубликована драматическая поэма "Дон Жуан"; в 1866 — 1870 — историческая трилогия, включавшая трагедию "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис".
В последние годы обратился к поэзии (писал баллады и политические сатиры в стихах).
Уйдя в отставку, в основном жил в своих имениях, уделяя мало внимания хозяйству, и постепенно разорился. Ухудшилось состояние его здоровья. В возрасте 58 лет А. Толстой 28 сентября (10 октября н.с.) 1875 скончался в имении Красный Рог Черниговской губернии.

 

М. Ипполитов-Иванов

 

Когда думаешь о советских композиторах старшего поколения, к которым принадлежал М. Ипполитов-Иванов, невольно поражаешься многогранности их творческой деятельности. И Н. Мясковский, и Р. Глиэр, и М. Гнесин, и Ипполитов-Иванов активно проявили себя в различных областях в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции.

Великий Октябрь Ипполитов-Иванов встретил зрелым, сформировавшимся человеком и музыкантом. К этому времени он — создатель пяти опер, ряда симфонических произведений, среди которых широкую известность приобрели «Кавказские эскизы», а также — автор интересных хоров и романсов, нашедших прекрасных исполнителей в лице Ф. Шаляпина, А. Неждановой, Н. Калининой, В. Петровой-Званцевой и др. Творческий путь Ипполитова-Иванова начался в 1882 г. в Тифлисе, куда он приехал после окончания Петербургской консерватории (класс композиции Н. Римского-Корсакова) для организации Тифлисского отделения РМО. В эти годы молодой композитор много сил отдает работе (он — директор оперного театра), преподает в музыкальном училище, создает свои первые произведения. В первых композиторских опытах Ипполитова-Иванова (оперы «Руфь», «Азра»; «Кавказские эскизы») уже проявились черты, характерные для его стиля в целом: мелодическая напевность, лиризм, тяготение к малым формам. Удивительная красота Грузии, народные обряды восхищают русского музыканта. Он увлекается грузинским фольклором, записывает в Кахетии в 1883 г. народные мелодии, изучает их.

В 1893 г. Ипполитов-Иванов становится профессором Московской консерватории, где в разные годы у него по композиции занимаются многие, в будущем известные музыканты (С. Василенко, Р. Глиэр, Н. Голованов, А. Гольденвейзер, Л. Николаев, Ю. Энгель и др.). Рубеж XIX-XX вв. ознаменовался для Ипполитова-Иванова началом работы в качестве дирижера Московской русской частной оперы. На сцене этого театра благодаря чуткости и музыкальности Ипполитова-Иванова были «реабилитированы» оперы П. Чайковского «Чародейка», «Мазепа», «Черевички», не имевшие успеха в постановках Большого театра. Он осуществил и первые постановки опер Римского-Корсакова («Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей бессмертный»).

В 1906 г. Ипполитов-Иванов становится первым выборным директором Московской консерватории. В предреволюционное десятилетие развертывается деятельность Ипполитова-Иванова — дирижера симфонических собраний РМО и концертов Русского хорового общества, венцом которой явилось первое исполнение в Москве 9 марта 1913 г. «Страстей по Матфею» И. С. Баха. Круг его интересов в советский период необычайно широк. В 1918 г. Ипполитова-Иванова избирают первым советским ректором Московской консерватории. Он дважды выезжает в Тифлис для реорганизации Тифлисской консерватории, является дирижером Большого театра в Москве, ведет оперный класс в Московской консерватории, много времени отдает работе с самодеятельными коллективами. В эти же годы Ипполитов-Иванов создает знаменитый «Ворошиловский марш», обращается к творческому наследию М. Мусоргского — инструментует сцену у Василия Блаженного («Борис Годунов»), заканчивает «Женитьбу»; сочиняет оперу «Последняя баррикада» (сюжет из времен Парижской коммуны).

Среди произведений последних лет — 3 симфонические сюиты на темы народов Советского Востока: «Тюркские фрагменты», «В степях Туркменистана», «Музыкальные картинки Узбекистана». Многогранная деятельность Ипполитова-Иванова представляет поучительный пример бескорыстного служения отечественной музыкальной культуре.

Сочинения:

Оперы

На венок Пушкину (детская опера, 1881), Руфь (по А. К. Толстому, 1887, Тбилисский оперный театр), Азра (по мавританскому сказанию, 1890, там же),, Измена (1910, Оперный театр Зимина, Москва),, Женитьба (2-4 действия к неоконч. опере М. П. Мусоргского, 1931, Радиотеатр, Москва), Последняя баррикада (1933); кантата Памяти Пушкина (ок. 1880);

Для оркестра

Симфония (1907), Кавказские эскизы (1894), Иверия (1895), Тюркские фрагменты (1925), В степях Туркменистана (ок. 1932), Музыкальные картинки Узбекистана, Каталонская сюита (1934), симфонические поэмы (1917 год, ок. 1919, Мцыри, 1924), увертюра Яр-Хмель, Симфоническое скерцо (1881), Армянская рапсодия (1895), Тюркский марш, Из песен Оссиана (1925), Эпизод из жизни Шуберта (1928), Юбилейный марш (посв. К. Е. Ворошилову, 1931); для балалайки с орк. — фантазия На посиделках (ок. 1931);

Камерно-инструментальные ансамбли — фортепианный квартет (1893), струнный квартет (1896), 4 пьесы на армянские нар.темы для струнного квартета (1933), Вечер в Грузии (для арфы с квартетом дерев. дух. инструментов 1934);

Для фортепиано — 5 маленьких пьес (1900), 22 восточных мелодии (1934);

Для скрипки и фортепиано — соната (ок. 1880), Романтическая баллада;

Для виолончели и фортепиано — Признание (ок. 1900);

Для хора с оркестром — 5 характерных картинок (ок. 1900), Гимн труду (с симф. и дух. орк., 1934);

Свыше 100 романсов и песен для голоса и фортепиано; свыше 60 произведений для вокальных ансамблей и хоров; музыка к пьесе «Ермак Тимофеевич» Гончарова ок. 1901); музыка к фильму «Карабугаз» (1934).

Литературные сочинения: Грузинская народная песня и ее современное состояние, «Артист», М., 1895, No 45 (имеется отдельный оттиск); Учение об аккордах, их построение и разрешение, М., 1897; 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях, М., 1934; Беседа о музыкальной реформе в Турции, «СМ», 1934, No 12; Несколько слов о школьном пении, «СМ», 1935, No 2.


Острою секирой – входит в ряд произведений русской светской хоровой музыки a cappella XIX — начала XX века:

 

ПЯТЬ ТРЕХГОЛОСНЫХ ХОРОВ ДЛЯ ЖЕНСКИХ ГОЛОСОВ A CAPPELLA. Op. 17a
1. Сосна. Стихи М. Лермонтова (из Гейне)
2. Лес. Стихи неизвестного автора, перевод с немецкого М. Михайлова
3. Ночь. Стихи неизвестного автора, перевод с немецкого М. Михайлова
4. Острою секирой. Стихи А. К. Толстого
5. В разлуке с родиной. Стихи неизвестного автора, перевод с немецкого М. Михайлова

ПЯТЬ ЧЕТЫРЕХГОЛОСНЫХ ХОРОВ ДЛЯ СМЕШАННЫХ ГОЛОСОВ A CAPPELLA. Op. 17

1. Сосна. Стихи М. Лермонтова (из Гейне)
2. Лес. Стихи неизвестного автора, перевод с немецкого М. Михайлова
3. Ночь. Стихи неизвестного автора, перевод с немецкого М. Михайлова
4. Острою секирой. Стихи А. К. Толстого
5. В разлуке с родиной. Стихи неизвестного автора, перевод с немецкого М. Михайлова



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: