Тема 7. Сотрудничество педагогического коллектива, семьи и общественных организаций
В. № 49 Задачи и основные направления сотрудничества педагогического коллектива и семьи
Результативность воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью, их дальнейшая социальная адаптация определяется системой и взаимосвязанной работой специального учреждения, семьи и общественных организаций (В.Ю. Карвялис, М.И. Кузьмицкая, Т.И. Пороцкая, А.И. Раку, В.Н. Синёв, К.М. Турчинская и др.).
Исследования Д.В. Зайцева (2001), Г.Г. Турика (1995) и наблюдения педагогов-практиков, направленные на выявление социально-демографических особенностей семей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью (уровень образования родителей, общий культурный уровень, материальная обеспеченность, жилищно-бытовые условия, взаимоотношения в семье) позволил констатировать неблагоприятную социокультурную ситуацию развития ребёнка данной категории.
Для того чтобы организовать продуктивное взаимодействие с семьей ребенка с нарушениями в развитии, необходимо учитывать какие изменения происходят в таких семьях.
В семье происходят качественные изменения на нескольких уровнях
Психологический. Рождение ребенка воспринимается как трагедия. Факт рождения ребенка является причиной сильного стресса, который часто имеет длительный и постоянный характер.
Родители имеют предрасположенность к развитию пограничных форм нервно-психической патологии.
Социальный. Семья становится малообщительной, избирательной в контактах. Более чем в 30 % случаев матери оставляют работу по специальности или переходят на низкооплачиваемую работу. Рождение ребенка оказывает деформирующее воздействие на взаимоотношения между родителями.
|
Изменения на социальном уровне проявляются, прежде всего в том, что семьи, имеющие ребенка с нарушениями в развитии, часто по этой причине распадаются. Деформируются межличностные отношения не только между родителями, но и между ними и имеющимися в семье здоровыми детьми, которые начинают получать меньше внимания и больше обязанностей, связанных с уходом за больным братом или сестрой.
Соматический. Для родителей характерны различные соматические заболевания, астенические и вегетативные.
Особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, но и семьи, в которой он воспитывается.
Следующий момент, который необходимо учитывать, выбирая тактику взаимодействия с семьей ребенка с ОПФР, это модель воспитания такого ребенка в семье.
Анализ родительско-детских взаимоотношений показывает, что в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, чаще доминируют две модели воспитания: модель «сотрудничество» и модель «отказ от взаимодействия».
К дисгармоничным моделям относится модель «отказ от взаимодействия», которая представлена следующими типами воспитания: жестокое отношение, гипоопека, гипопротекция, эмоциональное отвержение, воспитание по типу повышенной моральной ответственности, тип «маленький неудачник»; гиперопека, противоречивое воспитание, авторитарная гиперсоциализация, воспитание в «культе болезни», тип «симбиоз».
Модель «сотрудничество» означает контакт и помощь родителя ребенку в преодолении имеющихся проблем. Часто она формируется только в результате психокоррекционной работы, является итогом работы команды специалистов.
|
Основная цель работы с семьей – социально-психологическая поддержка и педагогическое просвещение родителей. Главный результат такой работы – формирование активной партнерской позиции.
В воспитании ребёнка педагоги и родители выступают как партнёры, что означает: равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.
В данной связи работа с родителями представляется необходимой в следующих направлениях:
1. Помощь родителям в осознании отношения к своему ребенку и его нарушению (понимание и его принятие).
2. Педагогическое просвещение родителей с целью выработки реалистичных жизненных перспектив ребенка с интеллектуальной недостаточностью (подведение родителей к полному пониманию программы развития и обучения ребенка).
3. Привлечение родителей к активному участию в педагогической и организационной работе с детьми.
В рамках первого направления основными задачами работы с семьей являются:
- определение родительской позиции по отношению к ребенку: адекватная, авторитарная, попустительская (гипоопека), потворствующая (гиперопека);
- коррекция неадекватных родительских позиций;
- одновременная работа с семьей и ребенком (формирование детско-родительских отношений, помощь в изменении стиля общения с ребенком).
В рамках второго направления работы учитель-дефектолог решает следующие задачи:
|
- ознакомление родителей со своеобразием развития и психофизического состояния ребенка с интеллектуальной недостаточностью;
- ознакомление с индивидуальными особенностями ребенка, обусловленными характером его нарушения;
- ознакомление с особенностями детей, обусловленными спецификой среды и воспитания;
- ознакомление с задачами специального учреждения;
- ознакомление с содержанием семейного воспитания;
- обучение родителей методам помощи ребенку (методы и приемы коррекционно-развивающей работы воздействия);
- создание социальной сети;
- социально-адаптационная работа (трудовое обучение и профессиональная ориентация учащихся с опорой на семейное воздействие в этом вопросе).
В рамках третьего направления для учителя-дефектолога актуальны следующие задачи:
- изучение семьи;
- планирование и реализация совместно с родителями индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
- приглашение родителей к участию в подготовке занятий и обустройству образовательной среды;
- совместный досуг.
Таким образом, при организации работы с родителями педагогическому коллективу необходимо учитывать ряд условий:
▪ психофизические особенности учащихся;
▪ социокультурный, психологический и экономический статус родителей;
▪ стиль и модель родительского воспитания ребенка в семье (гиперопека, гипоопека, отчуждение, завышенные требования);
▪ уровень родительской мотивации (высокий, средний, низкий) по параметрам: адекватность оценки родителями состояния ребенка; готовность к полноценному сотрудничеству со специалистами; степень инициативы родителей в плане сотрудничества.
▪ учет территориальной отдаленности семьи от специальных учреждений.
▪ корректирующее воспитательное воздействие специальной школы на семью.