Согласно ст. 52 НК РФ, «налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот» (например, при исчислении налога на прибыль организаций). Обязанность по определению суммы налога также может быть возложена на налоговый орган (в случае расчета налога на землю для физических лиц) или третье лицо — налогового агента, например, при исчислении налога на доходы физических лиц.
В ст. 54 НК РФ отражены принципы разрешения общих вопросов определения налоговой базы. Согласно положениям этой статьи «налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением»:
• индивидуальные предприниматели используют для этих целей данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
• физические лица как налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе получаемых от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.
Существуют две системы исчисления налога:
• некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям);
• кумулятивная (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода).
Российским законодательством предусмотрено применение обеих систем, а также их сочетания (например, при расчете НДС используется некумулятивная система, а при исчислении налога на прибыль организаций — кумулятивная система).
Порядок уплаты налога — это способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд.
|
Основными способами уплаты налога являются:
• уплата налога по декларации (на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах — налоговую декларацию);
• уплата налога у источника дохода (моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога; это как бы автоматическое удержание, безналичный способ);
• кадастровый способ уплаты налога (налог взимается на основании внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества, в этом случае устанавливаются фиксированные сроки взноса налогового платежа).
Налоговый оклад — это сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу. Бюджет — это основной элемент правильной уплаты налога. Поступление налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.
Порядок уплаты налога, являясь основным (обязательным) элементом налогообложения, предполагает решение следующих вопросов:
1) направление платежа (в бюджет или внебюджетный фонд);
2) средства уплаты налога (в рублях, валюте);
3) механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);
4) особенности контроля уплаты налога.
Подлежащая уплате сумма налога в установленные сроки перечисляется налогоплательщиком или иным обязанным лицом (ст. 58 НК РФ). При этом на обязанное лицо может быть возложено представление в налоговый орган налоговой декларации и других документов (ст. 24 НК РФ).
|
Конкретный порядок уплаты по каждому налогу устанавливается в соответствии со ст. 58 НК РФ второй части Кодекса.
Сроки уплаты налогов
Сроки уплаты налога — это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.
Согласно ст. 57 НК РФ, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. «Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено».
В зависимости от сроков уплаты налогов выделяют следующие виды налогов:
• срочные (например, плательщики налога на приобретение автотранспортных средств уплачивают его в течение 5 дней со дня приобретения транспортного средства);
• периодично-календарные— декадные, месячные, квартальные, полугодовые и годовые сроки уплаты налогов (например, акцизы, налог на прибыль организаций, подоходный налог с физических лиц).
Со срочностью налоговых платежей связано понятие «недоимка» — сумма налога, не внесенного в бюджет (внебюджетный фонд) по истечении установленных сроков.
Срок уплаты налога устанавливается и изменяется только актами законодательства о налогах и сборах и никакими другими.
Налог должен быть уплачен в срок, в противном случае на налогоплательщика налагаются штрафные санкции. Так, в соответствии со ст. 57 НК РФ «при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом».
|
Изменение срока уплаты налога не отменяет действующей обязанности и не создает новой обязанности по уплате налога.
К учреждениям, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога, относятся: Министерство финансов РФ, финансовые органы субъекта РФ и муниципального образования, Федеральная таможенная служба России (ФТС России), органы внебюджетных фондов.
Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок, который осуществляется в форме отсрочки и рассрочки платежа, а также налогового и инвестиционного налогового кредита.
Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по оплате налога и сбора определены в ст. 64 НК РФ.
Отсрочка и рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от 1 до 6 месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности при наличии одного из следующих оснований:
1) причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержка налогоплательщику финансирования из бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа;
3) угрозы банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога;
4) отсутствие у физического лица возможности единовременной уплаты налога;
5) сезонный характер производства и реализации товаров, работ или услуг. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер утверждается Правительством РФ;
6) иные основания, предусмотренные Таможенным кодексом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу РФ.
Отсрочка и рассрочка различаются только порядком погашения налоговой задолженности и могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.
Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в п. 1 и 2, то на сумму задолженности проценты не начисляются, а если отсрочка или рассрочка предоставлена по основаниям, указанным в п. 3, 4 и 5, то на сумму задолженности начисляются проценты, исходя из ставки, равной 0,5 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период отсрочки или рассрочки.
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки принимается уполномоченным органом на основании заявления налогоплательщика при наличии хотя бы одного из вышеприведенных оснований.
Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от 3-х месяцев до 1 года при наличии хотя бы одного из вышеназванных оснований. Он предоставляется заинтересованному лицу по одному или нескольким налогам по его заявлению и оформляется договором установленной формы между уполномоченным органом и указанным лицом.
Налоговый кредит отличается от рассрочки периодом времени, на который он предоставляется, более узким перечнем оснований для предоставления и в некоторых случаях ставками процентов, начисленных за пользование бюджетными средствами. Кроме того, имеются существенные отличия в форме его предоставления (договор в дополнение к решению уполномоченного органа) и в обязательности залога или поручительства для обеспечения исполнения договора.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации (налогоплательщику) при наличии одного из следующих оснований:
1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, либо технического перевооружения собственного производства.
2) осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности.
3) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона.
Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется сроком от 1 до 5 лет, оформляется договором установленной формы. Такой договор должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому предоставлен кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисления процентов, документы об имуществе, являющегося предметом залога, ответственность сторон.
Уполномоченными органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога и сбора, являются:
• по федеральным налогам и сборам — Министерство финансов РФ;
• по региональным и местным налогам и сборам — финансовые органы субъекта РФ и муниципальные образования;
• по налогам и сборам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, — Федеральная таможенная служба РФ или уполномоченные им таможенные органы;
• по государственной пошлине — уполномоченные органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины;
• по налогам и сборам, поступающим во внебюджетные фонды — органы соответствующих внебюджетных фондов.