Специфическое расстройство речевой артикуляции – освоение ребенком звуков речи значительно задерживается.
Расстройство экспрессивной речи – такое специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту.
О том, что ребенок понимает обращенную к нему речь, можно судить по таким признакам:
— ребенок выполняет просьбы, но не может описать свои действия, которые он совершал при их исполнении;
— улыбается, жестикулирует, широко использует мимику в совместной игре или при прослушивании сказок;
— стремится к общению, активно замещая дефицит слов жестами, мимикой, неречевыми звуками, несвязными фразами, искаженными словами;
— раздражается, злится или приходит в отчаяние, когда его не понимают.
Расстройство рецептивной речи характеризуется нарушением понимания ребенком обращенных к нему высказываний.
Признаки:
— со дня рождения ребенок не реагирует на знакомые названия (свое имя, «мама», «папа» и т. п.);
— к 18 месяцам не может идентифицировать по названиям обычные предметы из своего окружения;
— в возрасте 2 лет не способен следовать простым инструкциям;
— после 3 лет не понимает значение грамматических и невербальных аспектов речи
Заикание – расстройство произвольной координации движений языка, губ при артикуляции незнакомых или трудно сочетаемых звуков в словах.
Расстройство навыков чтения в первое время проявляется в трудностях пересказывания алфавита и распределения букв по звукам при нормальной остроте слуха. Позднее проявляются ошибки в навыках устного чтения:
— пропуски, замены, искажения или дополнения букв, слов или их частей (например, «велисапед» вместо «велосипед», «слон» вместо «салон», «живой» вместо «жилой» и т. п.);.
— слишком медленный темп речи;
— попытки начать чтение заново, длительные запинки или «потеря места» в тексте при прерывании чтения;
— перестановка слов при чтении написанных предложений.
Расстройство спеллингования. Характеризуется нарушением в подростковом возрасте способности устного произношения слова по буквам и, правильного его написания: ребенок пишет как – слышит.
Расстройство навыков письма. Ребенок не может записывать под диктовку или самостоятельно слова из за физиологически обусловленного рассогласования взаимодействия глаз и руки.
Расстройство навыков счета. Начинается с нарушения распознавания цифр и символов, не понимает абстрактные понятия, не запоминает абстрактные понятия, не запоминает последовательность действий.
РАССТРОЙСТВО МЫШЛЕНИЯ:
Мышление — это психический процесс опосредованного и обобщенного отражения существенных сторон реальности, познание внутренних взаимосвязей предметов и явлений.
1.НАРУШЕНИЯ ДИНАМИКИ МЫШЛЕНИЯ:
Нарушения темпа: ускорение и замедление мышления.
Ускорение — увеличение количества ассоциаций в единицу времени. Мысли поверхностные, малодоказательные, возникает скачка идей (непрерывная смена тематики речи в зависимости от предметов, случайно попавших в поле зрения).
Замедление — уменьшение числа ассоциаций в единицу времени. Лабильность — редко встречающийся феномен, который заключается в быстрой смене темпа: сначала резкое ускорение, сменяющееся резким замедлением.
2. НАРУШЕНИЯ ПОДВИЖНОСТИ МЫШЛЕНИЯ (тугоподвижность мышления, торпидность, ригидность, инертность).
Детализация — постоянное вовлечение в мыслительный процесс второстепенных несущественных подробностей.
Обстоятельность — выраженная детализация, сочетающаяся с систематическим застреванием на побочных ассоциациях при последующем возвращении к основной мысли.
Вязкость — крайняя степень обстоятельности, при которой детализация так искажает основную мысль, что делает ее непонятной.
Витиеватость — слишком пространные рассуждения, излишние для понимания излагаемой мысли.
Соскальзывание — внешне немотивированные, неожиданные эпизодические переходы от одного содержания к другому по случайной ассоциации или несущественному для конечной цели рассуждения признаку..
Резонерство — пространные рассуждения по несущественному поводу.
Разноплановость — постоянная необоснованная смена оснований для построения ассоциаций. В результате мысль лишается основного стержня, иногда объединяются несочетаемые понятия.
Аморфность — нечеткое использование понятий (непонятно, о чем говорит больной).
Разорванность — отсутствие связей между отдельными умозаключениями.
Логическая — нет логической связи между отдельными компонентами мысли.
Грамматическая — набор отдельных, несвязанных слов (шизофазия). Словесная окрошка.