Ананкастные расстройства личности. Возникающая в подростковом возрасте чрезмерная озабоченность порядком, стремление к совершенству, организованности и контролю. У ананкастной личности имеется склонность к формированию навязчивого желания проявлять сверхточность и перфекционизм, быть чрезмерно добросовестным в ущерб межличностным связям и отношениям. К другим людям они проявляют настойчивые требования, чтобы и они все делали точно так же, как и ананкасты, не желая предоставлять им свободу действий в выполнении заданий. При ананкастном расстройстве личности человеку очень сложно избавляться от совершенно ненужных вещей, даже если они не связаны с приятными воспоминаниями. Провоцирующим фактором здесь выступает такой стиль детско-родительских отношений, при которых к ребенку предъявляются завышенные требования и применяются жесткие санкции за несоблюдение установленных правил.
Расстройство уклоняющейся и избегающей личности. Впервые проявляется в подростковом возрасте в стремлении ограничить социальные контакты из-за ощущения собственной неполноценности и сверхчувствительности к отрицательным оценкам и критике со стороны окружающих. При расстройстве уклоняющейся и избегающей личности человек не желает вступать ни в какие взаимоотношения без гарантий понравиться из-за страха перед упреками или насмешками со стороны партнеров. Гипертрофированное чувство собственной неполноценности заставляет уклоняющуюся личность подавлять возникающие в межличностных отношениях эмоции, особенно при общении с малознакомыми людьми. Страх критики и отвержения заставляет ее уклоняться от социальной или профессиональной деятельности, связанной с межличностными контактами и общением. Опасение оказаться в затруднительном положении заставляет уклоняющуюся личность отказываться от интересных предложений о новом виде деятельности, особенно связанном с ответственностью. Уклоняющиеся личности не проявляют настойчивости, скрывают свою злость, которую носят в себе долго и тяжело. Уклоняющиеся личности в общем коммуникабельны, но пассивны в общении. Провоцирующим фактором развития такого расстройства является воспитание в неполной семье, когда одинокая мать пытается вопреки реальности идеализировать отца в глазах ребенка или заменить отца.
Расстройство зависимой личности. Представляет собой впервые возникающую в подростковом возрасте глубокую и чрезмерную потребность в заботе со стороны окружающих, в результате которой возникает покорное и зависимое поведение, страх перед разлукой. Это расстройство характеризуется стремлением человека переложить на других людей большую часть важных решений в своей жизни. Такой личности трудно сделать выбор для решения даже повседневных вопросов без помощи, подбадривания или убеждения со стороны. Человек боится, что не сможет позаботиться о самом себе и, будучи один, окажется беспомощным. Поэтому зависимая личность судорожно цепляется за людей, подчиняет свои потребности и желания потребностям и желаниям окружающим и не хочет предъявлять даже разумные требования людям, которые с ней общаются. Предрасполагающими факторами можно считать чрезмерную родительскую заботу или ее полное отсутствие, а также наличие в детстве тревожного расстройства, вызванного разлукой.
РАССТРОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ
1.АГНОЗИИ — затруднения узнавания предметов и звуков — связаны с нарушениями процесса синтеза признаков в процессе конструирования целостного образа реальности.
По органам чувств выделяют зрительные, тактильные и слуховые агнозии.
Зрительные агнозии подразделяются на:
— тотальную агнозию (неузнавание предметов или их изображений);
— симультанную агнозию (узнавание предметов и их изображений, но неузнавание изображения ситуации, в которой участвуют эти предметы);
— агнозию цвета (цвета различает, но не узнает цвета предметов) и шрифтов (пишет, но не может прочитать);
— пространственную агнозию (нарушение ориентировки в пространственных признаках изображения);
— лицевую агнозию;
— географическую агнозию (неузнавание маршрута или местности).
Тактильная агнозия выступает в виде:
— астереогнозии (предметы не воспринимаются на ощупь, не распознается материал, из которого они состоят, — агнозия текстуры, или агнозия пальцевая, когда не идентифицируются пальцы рук);
— соматогнозии (не узнается схема своего тела).
Слуховая агнозия связана с нарушением узнавания знакомых звуков.
2.ИЛЛЮЗИИ —неадекватное отражение воспринимаемого объекта, несоответствие субъективного образа реальному предмету.
Виды:
Аффективные иллюзии — это иллюзии любых органов чувств, возникающие под влиянием сильных эмоций при наличии слабого специфического раздражителя.
Вербальные иллюзии – когда вместо нейтральных звуков и шумов, обрывков речи человек «слышит» осмысленную, целостную речь.
Слуховые иллюзии – связаны с искаженным восприятием силы звука, расстояния до источника звука, ритма звучания.
Тактильные иллюзии – связаны с неадекватным восприятием силы тактильного ощущения. К тактильным иллюзиям относятся парестезии — восприятие нейтрального тактильного ощущения как щекотки, зуда, жжения или ощущения того, что по телу ползают насекомые.
Обонятельные или вкусовые иллюзии проявляются в форме субъективного изменения качества ощущений.
Зрительные иллюзии (или иначе — парейдолии)представляют собой восприятие отдельных, не связанных между собой зрительных ощущений целостными, осмысленными образами
Если эти иллюзорные образы дереализуются (т. е. появляется чувство искусственности в сочетании с бредовым толкованием), то такое расстройство называется псевдопарейдолиями.
3.ГАЛЛЮЦИНАЦИИ – это восприятие того, чего на самом деле нет в актуальной реальности как реально существующего или действующего.
Галлюцинаторные образы могут быть единичными и множественными. Они могут быть сюжетно связаны друг с другом. Они могут быть также простыми и сложными. При простых, элементарных галлюцинациях больные видят отдельные вспышки света, слышат отдельные шумы, шорохи. При сложных галлюцинациях галлюцинаторные образы являются содержательными: больные видят различные одушевленные и неодушевленные предметы, фантастических существ, слышат связную содержательную речь, музыку и т. п.
Истинные галлюцинации – ярко чувственно окрашены, что критика к ним полностью отсутствует, поэтому больные действуют в соответствии с их содержанием, вступают с ними в контакт.
Псевдогаллюцинации – человек признает, что его образы ненастоящее.
Зрительные галлюцинации заключаются в ложном зрительном восприятии несуществующих объектов или сцен.
Слуховые галлюцинации - человек слышит несуществующие звуки. При простых слуховых галлюцинациях слышится бормотание, капающая вода, шепот, тиканье часов, шаги... При сложных слуховых галлюцинациях человек слышит мелодии, музыку, голоса.
Тактильные – ощущение фантомных частей тела, ощущение фантомного телесного «двойника», ощущение, что кто-то лежит рядом или кто-то другой навалился сверху.
Галлюцинации обоняния и вкуса связаны с восприятием несуществующих запахов и вкусов.