Провозглашение идеи прав и свобод человека




ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Эпоха Просвещения — это прежде всего интеллектуальное движение, связанное с развитием научной, философской и общественной мысли, в основе которого лежали рационализм и свободомыслие.

Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». В разных странах эта эпоха наступала в разное время. В конце 17 в. в нее вступила Англия. У истоков английского Просвещения стояли Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Коллинз и др., В середине 18 в. ее центр переместился во Францию,то связано с именами Ф. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Э. Кондильяка. А затем просветительские идеи проявились в Германии, Северной Америке и России. И хотя взгляды философов-просветителей нередко существенно различались между собой, тем не менее можно выделить некоторые общие черты, характеризующие просвещение как определенное направление философской мысли.

Идеология Просвещения

Основная особенность учений всех философов-просветителей – вера в безграничные возможности разума, здравый смысл, равенство и свободу людей. Разуму подвластны все аспекты бытия. Человечество способно достигнуть царства всеобщего разума и свободы при соблюдении следующих условий:

· познание природы человека;

· разумное воспитание и образование;

· рациональное переустройство общества.

 

Наиболее ярко в эту эпоху выделяются следующие направления:

· атеистическо-материалистическое – его сторонники отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Представители этого направления: Т. Гоббс (1588-1679 гг.), Д. Локк (1632-1704 гг.), Ф. Вольтер (1694-1778 гг.), Ш. Монтескье (1689-1755 гг.), Ж. Руссо (1712-1778 гг.), Ж. Ламерти (1709-1775 гг.), П. Гольбах (1723-1789 гг.); Д. Дидро (1713-1784 гг.), К. Гельвеций (1715-1771 гг.), Ж. Мелье (1664-1729 гг.),

· утопически-соцалистическое (коммунистическое) направление начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789-1794 гг. и после ее завершения. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости. Представители: Г. Мабли (1909-1785 гг.), Э-Г. Морелли, Г. Бабеф (1760 – 1797 гг.) Р. Оуэн (1771-1858 гг.), А. Сен-Симон (1760-1825 гг.).

 

Характерные особенности философии эпохи Просвещения:

· рационализм как общая вера в разум;

· антиклерикализм (от греч. anti - против и лат. clericalis - церковный) - направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества;

· антиобскурантизм (от лат. obscurant - затемняющий) - борьба с мракобесием, с враждебными науке иобразованию силами.

 

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Культ разума

Философия эпохи Просвещения была основана на вере в безграничные возможности человеческого разума. Культ разума сочетался с популярностью сенсуализма и эмпиризма в теории познания. Знание не должно быть исключительным владением некоторых посвященных и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Кульминацией этого стремления к популяризации знания и рационализма стало издание Дидро и другими просветителями «Энциклопедии» (1751—1780) в 35 томах. Этот труд собрал воедино все накопленное человечеством до того времени знание. Вместе с тем провозглашалось право каждого человека на самостоятельное суждение и принятие самостоятельных решений. В этой связи Вольтер писал: «Я не разделяю Ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы Вы могли их высказать».

Гносеология

В области методов познания философы этого периода стремились преодолеть односторонность как эмпиризма, так и рационализма XVII в. Их гносеология может быть определена как рационалистический сенсуализм. Это означает, что, возвышая разум, просветители одновременно признавали высокую роль в процессе человеческого познания и наших органов чувств, методов наблюдения, опыта, эксперимента. Они полагали, что разум и чувства должны не противопоставляться, а сочетаться друг с другом. Именно на основе эксперимента, наблюдения разум может в ходе аналитической работы достигнуть если не полной достоверности своих выводов, то, по крайней мере, наивысшей степени их вероятности.

Критика религии

В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания. Характерной просветительной идеей является отрицание всякого божественного откровения, которое считается первоисточником всех ошибок и суеверий. Просветители боролись против религиозных предрассудков и суеверий, против власти церкви, выступали за свободу научного и философского мышления. Основным мировоззрением становится деизм (Бог есть, но он лишь сотворил Мир, а дальше ни во что не вмешивается). Большинство философов было деистами, но именно в эпоху Просвещения появилось и много атеистов.

Провозглашение идеи прав и свобод человека

Философы-просветители подвергали критике действующие политические системы, провозглашали идеи прав и свобод человека. Они стремились к идеям построения общества без ссылок на авторитеты, на основе здравого смысла. Провозглашалось, что власть должна принадлежать народу, цель государства — защита прав человека. Во Франции и в России философами Просвещения критиковались сложившиеся абсолютистские системы. Как говорил А.Н. Радищев, «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».

Концепция человека

По мнению многих из просветителей, человек есть часть природы, всецело телесное материальное существо и качественно не выделяется из нее. Так, П.А. Гольбах писал, что «человек есть чисто физическое существо». Имела место и точка зрения механистического материализма на природу человека. Весьма прямолинеен в этом смысле французский мыслитель Ж.О. де Ламетри, который в своей книге с характерным названием «Человек — машина» утверждал: «Человеческое тело — это заводящая сама себя машина». Человек не является злым по природе. Таким его делает общество: несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание. Для того чтобы изменить человека, надо изменить общество, в котором правильно воспитанный человек будет действовать по принципу разумного эгоизма: «Живи сам и дай жить другим».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: