Лекция 3. Виды изобразительной деятельности в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями речи.
План лекции
1. Виды изобразительной деятельности в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями речи.
2. Основные направления коррекционно-воспитательной работы по ИЗО в ДОУ и школе V вида.
3. Роль речи в организации ИЗО.
4. Зрительно-двигательная готовность к ИЗО.
Список основных терминов: тематическое, декоративное рисование, рисование по замыслу, аппликация, конструирование, графический образ, мыслительные операции, графический навык, зрительно-двигательная координация, синкенезии.
Виды изобразительной деятельности в дошкольных и школьных учреждениях
для детей с нарушениями речи
Т. С. Комарова дает следующее определение: «изобразительная деятельность – это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету».Изобразительная деятельность является специфическим образным познанием действительности имеет большое влияниена умственноеразвитие детей.
Изобразительная деятельность в детском саду включает в себя традиционные техники (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и смешанные техники (включают в себя нетрадиционное, самобытное и новаторское рисование).
Каждый вид изобразительной деятельности имеет определенные возможности в отображении знанийдетей об окружающем мире. В связи с этим, общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия используемого материала и приемов работы с ним.
Основными видами рисования являются:
· рисование предметов - изображая предметы и явления, ребенок использует умение изображать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использование разных материалов;
· тематическое рисование представляет собой объединение в рисунке нескольких предметов, расположенных на листе в соответствии с тематикой;
· декоративное рисование предполагает украшение предмета узором, орнаментом, силуэта игрушки элементами росписи (дымковской, филимоновской, хохломской и т.д.).
Важное значение для детей с речевыми нарушениями имеет рисование с опорой на представления. Обучение восприятию и исследованию предметов, накопление запаса графических образов, усвоение некоторых технических навыков, позволяет накопить определенный запас представлений. Рисование по представлению тесно связано с использованием словесных заданий и описаний, т.к. представления детей могут быть актуализированы через речь. Вначале педагог обучает детей точно воспроизводить в рисунке содержание описания предмета, которое составлялось в процессе обследования натуры. В дальнейшем, предлагаются описания предметов, которые дети раньше рисовали с натуры, и таким образом количество изображаемых по представлению предметов увеличивается.
Овладев изображением по представлению знакомых предметов и явлений, дети после беседы с педагогом, рисуют то, что они видели на прогулке, в цирке, в театре и т.д.После этого, дошкольники приступают к рисованию тех предметов и явлений, которых еще не было в их опыте и которые являются следствием их воображения.
Рисование по представлению связано с необходимостью передачи сюжета, что требует от педагога учета не только уровня изобразительной деятельности, но и состояния речи ребенка. Поэтому большое значение имеет предварительная беседа по тексту, в процессе которой необходимо заинтересовать детей темой и сюжетом рисования.
Более высоким уровнеморганизацииизобразительной деятельности является рисование по замыслу, это настоящее творчество ребенка, в процессе которого он сам устанавливает тему изображения и способы ее отражения в рисунке.
Овладение рисованием по замыслу осуществляется в течение всего периода развития изобразительной деятельности дошкольников с ТНР. Оно проявляется в развитии интереса к рисованию, предпочтении изображения одних предметов другим, способности рисовать по представлению реальные предметы и те, которые они видели прежде, а также те предметы и явления, которые дети могут представить на основе прочитанного и творчески воспроизвести в своем рисунке или лепке. Рисование по замыслу также включает в себя общение педагога с ребенком по поводу темы и содержания рисунка, обучение ребенка определению замысла, умению обогащать уже знакомые сюжеты, наполнять их необходимым содержанием.
Для рисования могут быть использованы разнообразные инструменты: цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, восковые и цветные мелки, обладающие разными изобразительными возможностями.
Основной особенностью лепки как одного из видов изобразительной деятельности является объемный способ изображения. Лепка является одной из разновидности скульптуры. Она включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.). Дошкольникам является доступнымосвоение приемов работы только с мягкими пластическими материалами, которые легко поддаются воздействию руки (глина, пластилин, тесто).
Мягкость материала и объемность передаваемой формы позволяют дошкольникам овладеть некоторыми техническими приемами в лепке быстрее, чем в рисовании. Например, изображение движения в рисунке является довольно сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке же решение данной задачи значительно облегчается. Ребенок в начале лепит предмет в статичном положении, а после этого сгибает необходимые части в соответствии с замыслом.
На занятиях аппликацией, дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует значительной работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, иногда являющиеся основными признаками предмета.
На занятиях аппликацией у дошкольниковразвиваются математические представления. Дети знакомятся с названиями и признаками основных геометрических форм, приобретают представление о пространственном положении предметов (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легче усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора, а также при изображении предмета по частям.
Конструирование из разнообразных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки иногда используются в играх.В детском саду используются следующие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.
В процессе конструирования, дошкольники овладевают специальными знаниями, приобретают новые умения и навыки. Конструируя из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объемными формами, приобретают представления о значении симметрии, равновесия, пропорции.При конструировании из бумаги уточняются имеющиеся знания детей о геометрических фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Дошкольники знакомятся с приемами видоизменения плоских форм при помощи сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего возникает новая объемная форма.Все виды конструирования содействуютформированию конструктивного мышления и развитию творческих способностей детей.
Нетрадиционные изобразительные техники являются эффективным средством изображения, они используют новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.
К смешанным (нетрадиционным) техникам относятся: рисование акварелью по-сырому, рисование пальчиками, ладошкой, печать листьев, эмбоссинг, фротаж, набрызг, рисование мягкими материалами, техника пуантилизма, кляксография, монотопия с дорисовыванием, печать трафаретов, штампов, пластилиновая живопись, аппликация с дорисовкой, граттаж (воскография), оттиски различными материалами, коллаж, тестопластика и др.
Смешанные техники помогают развитию многогранности занятий живописью, графикой. Непосредственное взаимодействие с краской, сравнение цветовкрасок с окружающими предметами и природой, получение новых оттенков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового цвета –это процессы, в которых происходит закрепление уже полученных знаний и умений и возникновение новых.
В процессе рисования, лепки, аппликации, дети знакомятся с различными материалами (краска,глина,бумага, мел и др.) и их свойствами, выразительными средствами, приобретают навыки работы. Дети осваивают также навыки работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). Усвоение этих действий способствует их умственному развитию.
Н.Н. Ростовцев в пособиях по методике преподавания изобразительной деятельности в школе описал обучение через основные виды занятий по изо: беседы об искусстве, рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование.Однако, занятия лепкой, декоративно-прикладным искусством и дизайном в данном случае не описываются, а работа с цветом, аппликация как виды изо деятельности не включены в этот перечень.
B.C. Кузин в пособиях по методике описываетобучение изобразительной деятельности через основные виды рисования: с натуры, по представлению, по памяти, по воображению.В некоторых литературных источниках B.C. Кузин описывает обучение, опираясь на содержание занятий в 1 классе, во 2 классе и т.д.
В методической литературе обучениеизобразительной деятельности в школе описано также через систему основных групп учебных задач (учебных проблем) курса:
· композиция (размещение изображения на плоскости, гармоническое ее заполнение, использование приемов выделения главного в изображении, приемы ритмической организации, симметрия и асимметрия, приемы передачи движения и др.);
· цвет (цветовые гаммы – ахроматические и хроматические, взаимосвязь цвета и настроения, пространственные изменения цвета, композиционные возможности цвета, взаимосвязь цвета и объема, цвета и освещения и др.);
· форма (геометрический – плоскостной и объёмный, пропорциональный, конструктивный, пластический и выразительный ее аспекты);
· пространство (плоскостное – двухмерное листа, его вертикали, горизонтали, диагонали; загораживание пространственные планы, перспектива – наглядная, воздушная, линейная и др.);
· художественная техника (материалы, инструменты, техники и приёмы).
Впервые данный способ описания обучения изо применил Б.П. Юсов, перенеся его из эстетики (система творческих проблем) в область методики. В.Н. Данилов и Н.Д. Минц также использовали данный способ при описании обучения изо в своих программах.