Роль речи в организации ИЗО




Включение речи в познавательные процессыоказывает положительное влияние на развитие личности ребенка. Речь (педагога и учащегося) организует и активизирует мышление школьника, помогает ему устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять порядок необходимых действий. Также, речь выполняет роль дополнительного побуждения к деятельности. Вместе с этим, она служит средством преодоления тенденции к образованию стереотипных, шаблонных, малоподвижных навыков.

Речь способствует развитию графических умений и навыков. В свою очередь, хорошо организованные занятия изобразительной деятельностью,являютсяэффективным средством развития речи учащихся. Формирование речи учащихся в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях: во-первых, происходит обогащение словаря школьников терминами, которые первоначально используются ими, как правило, на уроках рисования, а затем постепенно входят в активный словарный запас; во-вторых, осуществляется становление и развитие речи как средства общения; в-третьих, совершенствуется регулирующая функция речи, содержащая большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию и развитие целенаправленной деятельности учащихся.

На уроках изобразительной деятельности у учащихся формируются понятия, которые связаны с процессом изображения («узор», «линия», «полоса», «контур», «симметрия» и т.д.), происходит активное накопление словарного запаса, характеризующего признаки предмета и его частей («большой», «длинный», «прямоугольный», «синий» и т.д.), действия («провести», «разделить», «соединить», «раскрасить» и т.д.), пространственные отношения («посередине», «вверху», «слева», «ближе» и т.д.).

Кроме конкретных слов, означающих названия предметов, признаки, действия, пространственные отношения, учащиеся усваивают и такие понятия, как«величина», «форма», «цвет», «расположение» и т.д. Всестороннее обследование объектов изображения, ознакомление с основными геометрическими формами и их характерными особенностями помогают учащимся быстрее и лучше усваивать словесные обозначения этих форм. Работа по обогащению словаря школьников с ТНР в ходе занятий изобразительной деятельностью необходима, учитывая то, что словарный запас учащихсязначительно снижен.

Овладение речью имеет важное значение для осмысленного восприятия и понимания окружающего. Процесс рассматривания изображения осуществляется в единстве мышления и речи. Исследователями доказано, что включение речи в акт восприятия способствует более активному его протеканию. В свою очередь, речь учащихся, содействуя более совершенному восприятию, значительно улучшает качество представлений, препятствует их уподоблению, обеспечивает правильное, точное графическое изображение. Умение правильно рассуждать в ходе работы над рисунком усиливает активность учащихся, повышает их внимание, обеспечивает лучший контроль за движениями руки, делает изобразительные действия более целенаправленными.

Отмечая значение речевой активности учащихся при изучении объекта, необходимо подчеркнуть, что они нуждаются в дополнительном побуждении.На начальной стадии обследования предмета достаточны побуждения типа: «Рассмотри получше! Что еще можно сказать? Дальше» и т.п. Однако целесообразность их применения слишком кратковременна. Чтобы вербализоватьнеобходимые для рисования признаки предмета, нужно более определенно организовать восприятие ученика. При этом перед ребенкомнеобходимо ставить ясные задачи. С помощью речи следует направлять мыслительную деятельность ребенка на такие особенности объекта, как форма, цвет,пропорции, конструкция, взаимное расположение элементов, и др.

Словесное обозначение признаковтребует от учащихся актуализации соответствующих терминов. Если в нужный момент их не оказывается в распоряжении ребенка и ему их сообщают, то в этой ситуации термины запоминаются лучше, чем во многих других условиях, так как ученик не просто слышит новое слово, но узнает его в тот момент, когда нуждается в нем.

В качестве педагогических средств усиления речевой активности школьников в процессе изобразительной деятельности возможно использование различных приемов. К ним относятся: побуждение учащегося к чтению стихотворения или загадки с целью создания эмоционального отношения к рисованию; анализ объекта изображения (определение основных признаков, описание структуры); побуждение ребенка к называнию и словесной характеристике свойств объектов, включаемых в тематический рисунок; установление последовательности работы над рисунком (планирование); решение задач композиционного характера; сравнение рисунка с натурой (образцом) и элементов изображения между собой; анализ результатов изобразительной деятельности в конце каждого урока; обсуждение и отбор рисунков на классную или школьную выставку и т. п.

Рациональное сочетание направляющей речи педагога и учащихся позволяет использовать занятия рисованием в качестве эффективного источника развития познавательной деятельности школьников с нарушениями речи.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: