Основные направления коррекционно-воспитательной работы по ИЗО




В ДОУ и школе V вида

Учащиеся специальной школы и детского сада имеют значительные потенциальные возможности, которые могут быть успешно применять на уроках изобразительного искусства. Однако, для решенияданной задачи, необходимо максимально использоватьпринцип корригирующего и воспитывающего обучения – один из важнейших в дидактике. Важное значение для осуществления этого принципа на уроках изобразительной деятельности имеет система способов обучения и воспитания, включающая наиболее существенные компоненты педагогического процесса.

В этой связи рационально использовать основные пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы, охватывающие все характеристики процесса обучения на уроках рисования. К ним относятся:

1. Комплексное планирование и конкретизация образовательных,коррекционно-развивающих и воспитательных задач (целей) каждогоурока в соответствии с задачами специальной школы, спецификойпсихофизического развития и особенностями изобразительнойдеятельности детей. Развитие учащихся на занятиях рисованием не может происходить спонтаннои выступать как результат любой изобразительной деятельности.В связи с этим важное внимания уделяется планированиюспециальных задач (целей) обучения и воспитания.ВшколахV вида предпринимаютсяпопытки решить образовательные задачи вединстве со специальными. Однако при подготовке к уроку рисованияформулируются зачастую только учебные цели, реже - воспитательные.Что касается специфических коррекционно-развивающих целей,то они чаще всего е не планируются. Подразумевается, чтоихвключение в учебный процесс само собой разумеется. Но именноотсутствие целей, необходимых для специального обучения и воспитания,резко снижает развивающий характер занятий по изобразительнойдеятельности.

Одной из причин такого подхода к планированию процесса обучения является прямой перенос дидактических требований, характерныхдля массовой шкоды, где на уроках изобразительного искусствана первый план выносится развитие изобразительных навыкови художественно-творческих способностей учащихся. Дляспециальной школы подобная трактовка дидактических задач оказываетсяодносторонней, поскольку вступает в противоречие сосновными требованиями к специального обучения. В связи с этим, особенноактуальным становится вопрос о том, как организовать науроках практическую и умственную деятельность школьников,органично сочетая учебные, коррекционно-развивающие и воспитательныецели.

Параллельное решение многих целей на одном уроке представляетсложную организационно-методическую задачу. Тем не менеенеобходимо заранее определить, на какие психические процессыбудет направлено урока наибольшее воздействие в ходе урока и как лучше реализовывать регуляцию данных процессов вцелях их совершенствования. Также, необходимо выделитьвоспитательные цели, имеющие нравственный, эмоционально-эстетический характер, а также цели, предусматривающие организациюповедения, аккуратности,развитие активности, критическогоотношения к себе, результатам своего труда и т.д.

Необходимо заранее спланировать приемы, направленныена преодоление у некоторых учащихся недостатков развития,требующих индивидуального подхода (преодолениеинертности, безынициативности, индифферентности– у одних,негативизма и упрямства – у других, двигательного беспокойства,импульсивных действий, агрессивности – у третьих). Еслитакие задачи не предусмотреть заранее, то коррекционно-развивающие и воспитательные задачи урока не будут выполнены.

Тщательно продуманный урок характеризуется многоплановостью икомплексностью. При этом под комплексностью подразумеваетсявзаимосвязь в решении поставленных задач и единство в их реализации.

2. Выделение в содержании обучения главных, ведущих звеньев, углубляющих коррекционно-развивающее влияние изобразительнойдеятельности, подчинение содержания каждого урока задачамсовершенствования познавательной, эмоционально-волевойи двигательной сферы учащихся.Это в известной степени определяется видом работы (рисованиес натуры, декоративное, тематическое), в зависимости отособенностей которого происходит перераспределение психофизическойнагрузки школьников. В частности, уроки рисования снатуры необходимо посвящать формированию представленийи развитию процессов анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования.Выделяя эти мыслительные операции, педагог дает возможность учащимся свободно оперировать такими категориямиформы, величины, цвета. Изображение разнообразных объектовсоздает значительные возможности для формирования пространственнойориентировки.

Уроки декоративного рисования в максимальной степени способствуютразвитию графических навыков (удержания направлениядвижения, прекращения движения в нужной точке,регуляции силы нажима на карандаш и др.). В процессе данныхзанятий преодолеваются многие нарушения мелкой моторики. Разнообразныеупражнения в значительно развивают глаз ируку ребенка, приучают пальцы к более точным движениям,придают большую твердость и гибкость руке. Особое коррекционное значение отводится раскрашивание декоративных рисунков цветнымикарандашами.

Уроки тематического рисования особенно благоприятны длятого, чтобы закрепить в графической форме зрительные образыразличных предметов. Иллюстрирование специально подобранныхрассказов-описаний как одно из направлений работы можетбыть рационально использовано для развития у учащихся пространственнойориентировки.

3. Выбор оптимальной структуры урока, предусматривающей определенную дробность, значительное число микроэтапов и педагогических ситуаций, благодаря которым реализуется динамичностьучебного процесса и решаются необходимые коррекционно-развивающие задачи. В широком смысле динамичность учебного процесса выражаетсяв разнообразии изобразительного материала, вариативности способов организации деятельности учащихсяи методов обучения.

Динамический характер изобразительной деятельности препятствует выработкеу учащихся стереотипных способов работы и тем самымрасширяет возможности для создания у них обобщенныхзнаний и приемов работы над рисунком, позволяет осуществлятьперенос с одного вида деятельности та другой.Однако условия специального обучения не исключают,а, наоборот, предполагаютопределенную стабильность в организацииучебного процесса, что делает его привычным для обучающихся. Эта стабильность выражается во внешнихусловиях учебной деятельности (класс, расположение детей запартами, соответствующее оборудование и учебные принадлежностидля рисования, руководство учащимися и т.д.), вобщей организации урока (наличие подготовительной, основнойи заключительной частей урока, его регламентации по времени).

Важная роль на уроках изо отводится воспитанию познавательного интереса и эмоционально-эстетического отношения к изобразительнойдеятельности и произведениям изобразительного искусства.Необходимым условием повышения эффективности урока изобразительной деятельности является введение в его структуру пропедевтическогопериода, обеспечивающего нервно-психическую подготовкудетей к учебной деятельности.

4. Применение наиболее рациональных методов и средств обученияи воспитания, учитывающих своеобразие психофизического развитиядетей с нарушениями речи.Важное значение имеет рациональное сочетание словесных,наглядных и практических методов обучения. Также необходимоспециально отметить важную роль предметно-практическойдеятельности учащихся, непосредственно предшествующейпроцессу рисования и связанной с изучением объекта изображения.Большое значение имеют также способы коррекциимоторики ребенка.

В процессе занятий изобразительной деятельностиразвивается зрительно-двигательная координация ребенка.Для ихсовершенствования необходимо формировать навыки на основе подражания, целенаправленнопроводить работу по реализации ориентировочно-исследовательской деятельности, давать разнообразные занимательные упражнения с целью отработки движенийруки.

Важное значение среди различных способов обучения занимаетрегуляция графических действий учащихся посредством слова,повторение учащимися словесной инструкции, усвоение правилтехники рисования и выполнение соответствующихдвижений руки. Занимательность и эмоциональность графическихупражнений, новизна содержания изобразительных заданий,опора на предшествующий опыт школьников – все этимоменты благоприятносказываются на решении педагогическихзадач.

Большое значение на уроках изобразительной деятельности отводитсясредствам обучения и воспитания. Положительные результаты достигаютсяпрежде всего специальным подбором содержания учебногоматериала. Для этого используются выразительные и эстетическипривлекательные объекты (натура, образец), высокохудожественныекартины, иллюстрации, предметы декоративно-прикладного искусства, которые обеспечивают подходящиеусловия для воспитания у детей эстетических чувств, переживаний.

5. Реализация дифференцированного подхода к учащимся - предполагает целесообразное сочетание общеклассных,групповых и индивидуальных форм обучения.Дифференцированный подход в обучении обусловленпрежде всего разной степенью выраженности речевого нарушения, уровнем моторики, различной сформированностью графическихнавыков, специфическими проявлениями эмоционально-волевой сферы детей.Разнообразие графических навыков необходимых для рисования,указывает на необходимость выделения прежде всегогрупп учащихся с учетом состояниямелкой моторики, однакодолжны приниматься во внимание и другие характеристики учащихся.

Среди вопросов, связанных с дифференцированным подходомв обучении рисованию, важное значение имеет содержаниевыполняемой работы: что касается прежде всего структурнойсложности графических заданий. Так, например, одним учащимся задание можетбыть предложено в более простом варианте, адругим – в более сложном. Поэтому при подборе учебного материаланеобходимо учитывать форму, конструкцию изображаемогообъекта, количестве элементов, из которых он состоит, техникивыполнения рисунка и т.д. Дифференцированным может быть и объем заданий. В этом случаеразным учащимся может быть предложено различное количество упражнений,включающих разное число изображений, которыеотличаются друг от друга размерамивыполняются на бумагеуменьшенного или увеличенного формата. Данный виддифференциации обучения не исключает возможности варьироватьсложность заданий. Однако главное заключается в дифференцированнойпомощи со стороны педагога и использованииим адекватных способов и средств достижения результата.

По мере развития учащихся, совершенствования их графическихнавыков количество вспомогательных средств, с помощьюкоторых создается изображение, сокращается. Изменяется такжеобъем и характер помощи, что способствует воспитанию самостоятельностидетей в процессе изобразительной деятельности.

6.Создание наиболее благоприятных школьно-гигиенических,учебно-материальных, эстетических и морально-психологических условий для обучения ивоспитания. Эффективность коррекционно-воспитательной работы во многомзависит от условий, в которых она протекает. Оптимальныегигиенические условия предполагают прежде всего обеспечениенеобходимого освещения рассматриваемых и изображаемых предметов.Наиболее благоприятные возможности создаются при использовании на урокахспециальных столиков-подставок для натурныхпостановок и ламп-рефлекторов, благодаря которым плоскопечатныеи объемные учебные пособия видны наиболее отчетливо.

Большое внимание должно быть уделено учебно-материальномуобеспечению уроков, оснащению их материалами иинструментами высокого качества (бумагой, простыми и цветнымикарандашами, фломастерами, гуашевыми и акварельнымикрасками, круглыми и плоскими кистями и т.д.).Формальное отношение к учебно-материальному обеспечениюуроков может привести к тому, что учащиеся, используя принадлежностинизкого качества, не могут справиться с заданием на необходимомуровне, раздражаются, теряют уверенность в своих силах. Как следствие – резкое снижениекоррекционно-развивающего потенциала деятельности.

Необходимо, чтобы на уроках изобразительного искусствабыли обеспечены эстетические условия для реализации коррекционно-воспитательной работы. Это касается оснащенности учебного процесса наглядным материалом,в наибольшей степени отвечающего требованиям эстетики.Речь идет о высокохудожественных образцах декоративно-прикладного искусства, тщательно подобранных игрушках, предназначенныхдля рисования с натуры, красиво выполненных дидактическихпособиях. Зрелищность является характерной чертойкаждого урока изобразительной деятельности, именно это дает возможность оказывать значительноевлияние на эмоциональную сферу детей с тяжелыми нарушениями речи.

Соблюдение охранительного режима оказывает положительноевоздействие на детей, предполагает обеспечение на уроках изобразительногоискусства спокойной деловой обстановки, четкоорганизованного и привычного хода работы.

Большую роль играет поведение педагога. Его доброжелательный и спокойный тон, педагогический такт, заинтересованноеотношение к выполняемому учащимися заданию, создаютатмосферу творчества и взаимного понимания.

7. Систематический анализ эффективности коррекционно-воспитательной работы на уроках изобразительного искусства. Такой подход представляется необходимым для выявления, содной стороны, итоговых данных, полученных в процессе занятийрисованием; с другой стороны, анализ результатов имеет важноепрогностическое значение для планирования работы на последующихэтапах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: