ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ




САМ СЕБЕ ПСИХОЛОГ

 

 

В предыдущих разделах мы довольно подробно изучили свои личностные и деловые качества, делали попытки их тренировать. В данном, заключительном, разделе книги мы попробуем помочь вам самому стать психологом для себя. В этом нам посодействуют известные специалисты в области психологического консультирования Г. Абрамова, Ю. Алешина, Р. Кочюнас, X. Корнелиус, А Моховиков, Р. Мэй, Р. Немов, Р. Нельсон-Джоунс, А. Панасюк, Дж. Скотт, Ш. Фэйр.

Некоторые люди почти постоянно неважно чувствуют себя как физически, так и психологически. Советы врачей мало им помогают. Поэтому можно сделать вывод о том, что их проблемы имеют не медицинский, а скорее психологический характер. Но не каждый из них сразу же обратится к психологу, а во многих регионах его и нет. Остается только самому стать специалистом по психологии для себя.

Чтобы успешно выполнить эту роль, потребуются навыки самонаблюдения и умение задавать себе вопросы. А для начала — тест.

 

Тест

«КАКОЙ ВЫПСИХОЛОГ?»

 

Такие вот милые карикатурные мордашки мы рисуем иногда от нечего делать. В данном случае они послужат нам не для того, чтобы пощекотать нервы приятелей, а для лучшего познания сущности самих себя. Для этого нужно выполнить следующее задание. Ниже приведены различные группы людей. Следует выбрать одну из них и подобрать не менее двух и не более десяти мордашек, которые, на ваш взгляд, оптимально передают настроение, свойственное людям выбранной вами группы.

Рис. 49.

 

Группы людей:

А— семья (14)

Б — педагогический совет (8)

В — группа игроков в бридж (очень умная карточная игра) (12)

Г — руководство фирмы (5)

Д — гости на фуршете (10)

Е — группа политиков (2)

Ж — группа психологов (будущих психологов) (20)

 

Ответы к тесту на с. 73.

 

ПСИХОГЕННЫЕ СЕРДЕЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

 

Вы жалуетесь на боли в области сердца или иные недомогания, выражающиеся в различных нарушениях работы сердечно-сосудистой системы (учащенный или неритмичный пульс, сильное или напротив слишком слабое сердцебиение и т. п.). Вы уже обращались к терапевту или неврологу. По их заключению вы физически здоровы. Советы врачей и прием лекарств вам мало помогают.

Что же делать? Прежде всего необходимо точно установить, в чем и как проявляется недомогание, когда и при каких условиях соответствующие ощущения возникают. Затем остается сформулировать для себя рекомендации, касающиеся того, как предупредить возникновение в будущем подобных недомоганий и устранить их в настоящем.

Рассмотрим ситуации, имеющие общие, типичные практические решения.

Случай 1. Вы чаще всего испытываете неприятные, болезненные ощущения в области сердца тогда, когда физически утомлены, психологически перенапряжены или когда нарушен надолго привычный для вас режим жизни. Вам надо научиться расслабляться, отдыхать, быстро перестраиваться с работы на хотя бы кратковременный отдых.

Для профилактики подобных недомоганий можно усвоить некоторые способы эффективного искусственного, физического или психологического расслабления, используемые, например, в аутотренинге, а также в практике проведения телесной психотерапии. Полезными могут оказаться также регулярные прогулки на свежем воздухе, душ, самомассаж и самовнушение.

Случай 2. Боли и другие неприятные ощущения, связанные с работой сердечно-сосудистой системы, возникают вследствие волнений, частых тяжелых эмоциональных переживаний. Здесь могут иметь место две типичные ситуации: а) вы не очень хорошо понимаете, почему у вас возникают подобные ощущения; б) вы знаете о том, что неприятные ощущения возникают вследствие тяжелых переживаний, но не в состоянии управлять своими эмоциями, особенно в условиях стресса.

В первой ситуации вам необходимо убедить себя в том, что реальной причиной вашего недомогания являются отрицательные эмоции. Во второй ситуации главная ваша задача заключается в том, чтобы научиться справляться со своими эмоциями.

 

ПСИХОГЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ

 

Из всех возможных заболеваний психогенного характера наиболее типичными и чаще других встречающимися в жизни являются те, которые связаны с ненормальной работой желудочно-кишечного тракта, с нарушениями пищеварения. Многие врачи считают, что неприятные ощущения в области желудка почти всегда связаны с органическими нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта, с неправильным питанием человека. Однако в действительности такие ощущения довольно часто обусловлены первичными нарушениями на уровне психики, т. е. работы нервной системы. Замечено также, что несмотря на причины заболевания, почти всегда аномалии в деятельности пищеварительной системы или предваряются, или сопровождаются выраженными эмоциональными расстройствами.

Опять же прежде всего вы должны установить, когда, при каких условиях и в какой форме у вас чаще всего возникают болезненные ощущения в области желудочно-кишечного тракта. Обязательно задайте себе такие вопросы.

• Обращались ли вы по поводу неприятных ощущений в области желудка к врачу? Какими оказались результаты обследования желудка, проведенного по его рекомендации?

• Выполняли ли вы советы врача? Если выполняли, то какими оказались результаты?

Если вы отвечаете утвердительно на два предыдущих вопроса, то можно будет сделать вывод о том, что у вас действительно есть проблемы сугубо органического характера, связанные с аномалиями в работе желудочно-кишечной системы. Продолжайте спрашивать себя.

• Часто ли у вас возникают подобные неприятные ощущения?

• Какие события в вашей жизни обычно предшествуют им или сопровождают их?

• В каких конкретных ощущениях проявляется ваше недомогание?

• Что, кроме соблюдения диеты и приема лекарств, вы пытались делать для того, чтобы избавиться от подобных неприятных ощущений?

• Есть ли у вас какие-либо психологические приемы и средства, которые вам помогают и с помощью которых вам иногда удавалось решить свою проблему (временно избавиться от имеющихся болей или неприятных ощущений)? Если такие приемы и средства есть, то в чем они заключаются?

Рассмотрим типичные случаи и наиболее приемлемые рекомендации.

Случай 1. Вы говорите, что возникновению у вас неприятных, болезненных ощущений в области желудочно-кишечного тракта обычно предшествуют недосыпание, бессонные ночи.

Если недомогание сравнительно легкое, то достаточно бывает выполнить ряд простых, легких физических упражнений, а затем принять ванну или душ и после этого немного отдохнуть.

Если же описанные выше процедуры не помогают, то надо попробовать изменить режим дня и заниматься работой в то время, когда боли в области желудка отсутствуют, в том числе, возможно, и в необычное время, например, ночью, если не спится.

Желательно постараться убедить себя в том, что сама по себе бессонница — это еще не болезнь и переживать по ее поводу особенно не стоит. Время сна и время бодрствования, в том числе и длительность сна, у каждого человека сугубо индивидуальные (кто к чему привыкает, то и хорошо для него). Для некоторых людей с возрастом для сохранения работоспособности и восстановления сил времени для сна требуется меньше, чем в молодости.

Случай 2. Вы говорите о том, что часто у вас перед возникновением недомогания бывают какие-то личные неприятности, и обычно после них, спустя некоторое время, возникают боли в области желудка.

В этом случае вам необходимо использовать уже известные приемы, с помощью которых вы могли бы

избавить себя от слишком сильных эмоциональных переживаний, связанных с неприятностями, так как, скорее всего, именно эти переживания рефлекторным путем вызывают боли в желудке и нарушают пищеварение.

Следует выработать привычку не сидеть, сложа руки, особенно тогда, когда возникает какая-либо неприятность, а тут же активно приступать к поиску выхода из сложившейся ситуации и не прекращать его, пока нужное решение не будет найдено.

Сразу же после того, как принято решение о возможном выходе из сложившейся ситуации, приступать, не откладывая дела в долгий ящик, к конкретным действиям, направленным на практическую реализацию принятого решения.

Если что-то не получилось, то обратиться к другому варианту действий и продолжать действовать так до тех пор, пока нужный результат не будет получен и пока все возможные варианты решения проблемы не будут исчерпаны.

Если сразу самостоятельно не удастся справиться с эмоциями, если вы находитесь в таком состоянии, когда не можете трезво размышлять и принимать продуманные, разумные решения, то вам следует обратиться за помощью к другим людям, которые помогли бы вам найти нужное решение проблемы. Лучше всего, если это будут близкие для вас люди, к которым вы могли бы обратиться в любой момент.

Случай 3. Вы говорите, что обычно, когда испытываете боли и другие неприятные ощущения в области желудка, одновременно чувствуете и повышенную внутреннюю напряженность, нервозность, раздражение, беспокойство.

В этом случае полезными для вас могут оказаться те же шаги, предпринятые в случаях 1 и 2, а также принимаемые параллельно относительно слабые успокаивающие лекарства (по рекомендации врача).

Случай 4. Вы отмечаете, что в устранении неприятных болезненных ощущений в области желудочно-кишечного тракта вам уже помогали такие средства, как, например, прием небольшого количества пищи или кратковременный отдых с закрытыми глазами, сон, отвлекающая от боли активность с относительно небольшими или, напротив, со значительными нагрузками, а также массаж, тепло и т. п.

Советуем вам не останавливаться на этом и продолжать внимательно наблюдать за собой во время подобных процедур, поэкспериментировать над собой и определить, в каких случаях эти процедуры лучше всего помогают.

Случай 5. Вы утверждаете, что то, что вы до сих пор пытались использовать при возникновении недомогания, не особенно помогало вам.

В этом случае необходимо точно определить, почему то, что вы уже пытались делать, оказалось нерезультативным. Быть может, дело заключается в том, что вы поступали неправильно, и тогда вам необходимо подумать, как сделать то же самое лучше.

Возможно, вам необходимо обратиться к использованию других приемов, исходя из собственных индивидуальных особенностей. Внимательно понаблюдайте за собой, фиксируя предпринимаемые действия и одновременно оценивая их последствия. Это в конечном счете должно помочь вам определить то, что для вас более всего подходит.

Случай 6. Вы не можете определенно ответить на четвертый, пятый и шестой" вопросы.

Вам необходимо рассмотреть разнообразные психологические приемы и средства. Например те, которые с успехом используют другие люди и которые для них оказались достаточно эффективными. Ознакомившись с ними и применив эти приемы на практике хотя бы несколько раз, внимательно проследите за тем, какие они дают результаты. Вместе с опытным человеком обсудите их и выберите то, что вам подойдет в дальнейшем, уточнив условия и процедуру применения приемов в своей дальнейшей жизни.

 

ИЗМЕНЧИВОСТЬ НАСТРОЕНИЯ

 

Неожиданные, непонятные и, казалось бы, беспричинные смены настроения доставляют многим людям беспокойство и немалые неприятности в жизни. Тревога человека вызывается прежде всего тем, что ему свойственно искать объяснение всему. Если это удается сделать, то человек обычно успокаивается, а если не удается, то испытывает повышенную эмоциональную напряженность.

Связь между удовлетворенностью человека и его возможностью объяснить происходящее с ним опирается на популярную среди психологов теорию когнитивного диссонанса. В соответствии с этой теорией люди переживают отрицательные эмоции при возникновении противоречий между имеющимися у них знаниями и испытывают чувство удовлетворения тогда, когда им удается снять эти противоречия, например понять и объяснить свое состояние или поведение, а также поступки других людей, согласовать между собой имеющиеся представления и знания. Человек, осознающий, что его настроение часто и Непредсказуемо изменяется, но не понимающий до конца, почему это происходит, постоянно будет испытывать чувство беспокойства.

Непредсказуемая смена настроения человека неблагоприятно влияет на его взаимоотношения с людьми, делая их не вполне понятными и непоследовательными.

В сфере межличностных отношений людей, так же как и в области собственной психологии, человеку свойственно стремиться во всем разобраться. Если этого не происходит, то у него возникает чувство неудовлетворенности, порождаемое когнитивным диссонансом. Более того, поскольку каждый человек имеет склонность оценивать настроение других людей, общающихся с ним, то их плохое настроение обычно воспринимается как признак недоброго личного отношения этих людей к нему. Неясность причин порождает, кроме того, чувство дискомфорта,

На самом же деле причина плохого настроения другого человека может заключаться совсем в ином, не имеющем прямого отношения к партнерам по общению. Так или иначе, но непредсказуемая смена настроения представляет собой серьезную проблему и для самого человека, и для окружающих его людей.

Ниже приведены признаки, свойственные человеку, у которого непредсказуемо меняется настроение.

• Нервозное, беспричинно беспокойное поведение во время разговора с другими людьми.

• Выражение лица, мимики свидетельствуют о неожиданной и быстрой перемене настроения.

• Обостренное и эмоциональное реагирование на слова и действия близких людей, вкладывая в их слова и действия совсем иной смысл.

• Пребывание без видимого повода в мрачном, подавленном настроении.

• Явно выраженные и плохо скрываемые сомнения в правильности того, что говорят люди, проявление недоверия к ним.

• Недовольство собственным поведением в беседе с другими людьми, быстрая смена настроения с хорошего на плохое и попытка поправить самого себя, извинения перед другими за неудачно подобранные действия и слова.

• Явное стеснение своего поведения, скованность в общении с другими.

С целью окончательного самодиагноза понаблюдайте за собой в разных ситуациях в общении с людьми. Отмечайте про себя неадекватные формы своего поведения, свидетельствующие о непредсказуемой смене настроения.

Далее необходимо заняться самокоррекцией своего поведения с постоянным самонаблюдением, что даст возможность осознавать и контролировать свое настроение. Сформируйте несколько возможных способов воздействия на свое настроение и поэкспериментируйте с ними, последовательно применяя каждый из них и одновременно внимательно наблюдая за результатами. Это необходимо для того, чтобы учесть вашу индивидуальность. Ведь то, что подходит для других людей, может лично для вас оказаться не вполне удачным.

После того как вы некоторое время поэкспериментируете над собой, применяя те или иные способы изменения своего поведения, результаты необходимо будет обсудить вместе с опытным человеком для того, чтобы выбрать наиболее удачные и закрепить их в виде полезных жизненных привычек в своем индивидуальном опыте.

Не следует, однако, сразу рассчитывать на то, что вы сразу и полностью сможете решить свою проблему, раз и навсегда избавитесь от непредсказуемой и необъяснимой смены настроения.

Это связано, во-первых, с тем, что многие причины изменения эмоционального настроения человека не осознаются им вообще, так как могут зависеть от действия подсознательных влечений и потребностей. Во-вторых, настроение человека может циклически меняться из-за своеобразной организации его темперамента, мало поддающейся волевому воздействию и психологической коррекции. То же можно сказать, когда особенности темперамента достаточно хорошо осознаются человеком. Имеются в виду периодические смены настроения, вызываемые так называемыми биологическими ритмами.

Постарайтесь еще выработать у себя привычку заранее предупреждать людей о возможности непредсказуемой смены своего настроения, чтобы люди не принимали данный факт на свой счет. Поступить так — значит исключить многие недоразумения, которые могут возникнуть во взаимоотношениях с людьми.

 

ДЕПРЕССИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ

 

Депрессивными называются аномальные состояния психики человека, сопровождающиеся подавленностью, чувством тоски, безысходностью, отчаянием. Находясь в таком состоянии, человек обычно тяжело его переживает, часто винит себя во всем.

Во время депрессии, как ее типичное следствие, у человека появляется безразличие к тому, что происходит с ним и вокруг него, значительно и на длительное время снижается работоспособность. Человек оказывается не в состоянии контролировать свои эмоции, разумно управлять своим поведением.

Попробуйте определить, чем вызвано ваше депрессивное состояние. Если оно порождено серьезной болезнью, то одного психологического самовоздействия будет недостаточно, понадобится медицинское вмешательство. Однако если вы здоровы физически и психически, то начинайте с выяснения причин вашей депрессии.

Таких причин может оказаться несколько; необходимо направить усилия на то, чтобы блокировать, устранить их влияние.

Вероятные причины депрессивных состояний вы можете определить, задав себе, например, следующие вопросы.

• Что непосредственно предшествовало возникновению у вас последнего депрессивного состояния?

• Были ли подобные или какие-либо иные ситуации в прошлом, которые также приводили к возникновению депрессии?

• С чем конкретно, с какими событиями вашей жизни чаще всего связано возникновение депрессивных состояний?

• Можете ли вы охарактеризовать свои депрессивные состояния по их силе и длительности, а также по другим возможным проявлениям?

Определив причины, которые обычно вызывают у вас депрессию, попытайтесь их классифицировать в соответствии со значимостью и длительностью воздействия с тем, чтобы определить степень их возможного влияния на вас. Первое место, очевидно, займут причины, которые порождают у вас наиболее глубокое и длительное состояние депрессии, а последнее — те, при которых депрессия является едва заметной и быстро проходит. Такая предварительная классификация возможных причин депрессии, проводимая перед их устранением, необходима для того, чтобы направить психологические усилия на избавление от причин, вызывающих у вас наиболее тяжелую депрессию.

Далее необходимо внимательно изучить собственный опыт борьбы с депрессивными состояниями, причем как удачный, так и неудачный.

Для этого надо ответить на следующие вопросы.

• Что конкретно вы уже предпринимали для того, чтобы справиться с депрессией?

• Какие шаги, предпринятые вами, оказались удачными, привели к устранению или хотя бы к облегчению депрессивного состояния?

• Как вы думаете, почему эти шаги оказались успешными?

• Какие попытки, предпринятые вами, помогли справиться с депрессией, какие оказались неудачными и почему?

Обязательно надо воспользоваться тем, что дало положительные результаты, и активно искать новые приемы борьбы с депрессией. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности.

Человеку со слабой волей нельзя делать то, что требует больших и длительных волевых усилий, что не рассчитано на достижение быстрого положительного эффекта. Такому человеку разумно делать то, чем он может воспользоваться легко и что может дать положительный результат почти сразу, даже если этот результат слабо заметен поначалу.

Настойчивому человеку с сильной волей, напротив, желательно делать то, что может иметь максимальный, отчетливо выраженный эффект, но потребует от него долгих, напряженных усилий, направленных на достижение этого эффекта.

Человеку с неудачным прошлым опытом регулирования собственных депрессивных состояний для повышения уверенности в себе лучше начать делать то, что может сразу же дать выраженный положительный эффект.

Слишком оптимистично настроенному человеку, который ожидает быстрых положительных и значительных результатов от применения практических рекомендаций, следует быть более сдержанным в своих ожиданиях.

Тому, кто напротив, настроен с самого начала весьма скептически, не верит в положительный исход дела, нужно заняться самоподбадриванием и самостимуляцией.

 

СНИЖЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

 

Если причины депрессии определить достаточно трудно, то причины снижения работоспособности человека, как правило, легко узнаваемы. Все причины снижения работоспособности можно разделить на две группы: психологические и физиологические. Часто они сосуществуют друг с другом и действуют одновременно, оказывая комплексное влияние на работоспособность человека. Тем не менее их следует обсуждать отдельно.

Психологическими являются такие причины, которые ведут к снижению работоспособности вследствие действия одного из следующих факторов:

отсутствие должной мотивации деятельности, интереса человека к тому виду занятий, в котором снижается работоспособность;

достаточно сильная озабоченность человека чем-то, что отвлекает его от основной работы;

неблагоприятное эмоциональное состояние человека в данный момент времени, например фрустрация*, апатия, скука, безразличие и т. п.;

неверие в успех дела, связанное с одним из следующих обстоятельств: неуверенность человека в себе,

Фрустрация — психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, психологическая реакция, связанная с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели.

отсутствие надежды на успех дела в данных конкретных условиях.

Физиологическими причинами снижения работоспособности могут быть:

болезнь;

усталость, слабая нервная система, ее повышенная утомляемость;

общая физическая ослабленность организма.

Рассмотрим некоторые из этих причин вместе с приемлемыми рекомендациями.

Причина 1. Физическое переутомление человека. Как причина снижения работоспособности, оно в основном действует в тех случаях, когда человеку долгое время приходится выполнять работу, требующую значительной физической нагрузки. Это в основном различные виды тяжелого физического труда, которые в современных условиях встречаются довольно редко.

В таком случае для предупреждения утомления следует рационально организовать режим физической нагрузки с учетом того, чтобы человек отдыхал, восстанавливая свою работоспособность еще до того, как у него появятся явные признаки физического утомления.

Добиться этого можно следующим образом. В течение достаточного времени понаблюдать за своей работой и попытаться понять, через какое время после длительной физической нагрузки впервые возникают заметные признаки утомления. Зафиксировав время, через которое они регулярно появляются, необходимо будет примерно на 3—5 минут уменьшить время непрерывной работы, т. е. сделать промежутки между моментами физической работы такими, чтобы в течение их явные признаки усталости не появлялись.

Надо всегда помнить о том, что при тяжелой физической работе в любом случае лучше делать частые, но кратковременные перерывы на отдых, чем один достаточно длительный перерыв. В итоге человек сможет намного увеличить свою физическую работе- способность, и при этом он будет гораздо меньше уставать.

Причина 2. Болезнь или физическое недомогание. В таком случае следует регулировать нагрузку самому человеку по своему самочувствию. Саморегуляция позволит ему сохранить на высоком уровне свою работоспособность.

Заметим, что просто плохое самочувствие человека, в том числе и физическое, не является достаточным основанием для того, чтобы делать вывод о существовании причины, так как физическое состояние подобного рода может быть порождено у человека социально-психологическими причинами.

Причина 3. Монотонная работа. Такая работа порождает состояние усталости и понижает работоспособность человека не потому, что она для него непосильна и тяжела, а по причине своей чисто психологической утомительности. Это весьма распространенная причина, характерная для любого вида труда.

Практическое решение проблемы заключается в том, чтобы свести к минимуму однообразие в деятельности человека, сделать ее как можно более интересной. Для этого нужно внимательно проанализировать то, чем данный человек занимается в течение дня, установить режим его жизни таким образом, чтобы условия и характер работы более или менее.систематически менялись. Что же касается определения интервалов времени, в течение которых работа человека может сохранять монотонный характер, то для их уточнения можно воспользоваться рекомендациями, уже высказанными при обсуждении первой причины (физическое переутомление человека).

Оптимальным является такой режим работы, при котором значительные умственные нагрузки в одни периоды времени чередуются со средними или слабыми физическими нагрузками в другие периоды времени, и наоборот.

Заметим, что одновременно сочетать сильные или слабые физические нагрузки с такими же умственными нагрузками не рекомендуется, так как сильные нагрузки того или другого типа сами по себе могут вызвать утомление. Слабые же умственные и физические нагрузки не способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Задача чередования умственных и физических нагрузок сводится к тому, чтобы, восстанавливая работоспособность человека в одном виде деятельности, не утомлять его другим видом деятельности.

Причина 4. Неинтересная работа. Здесь проблема сохранения работоспособности на должном уровне носит в основном мотивационный характер и, следовательно, средством повышения работоспособности является усиление мотивации деятельности.

Отсутствие должной мотивации деятельности можно установить косвенным путем, отвечая на следующие вопросы.

• Что интересного для себя вы находите в той работе, в процессе которой замечаете, что работоспособность снижается?

• Что можно и нужно сделать для того, чтобы данная работа стала для вас более привлекательной и интересной?

• Что изменится в вашей жизни, если вы перестанете заниматься этой работой?

• Можно ли данную работу заменить какой-либо другой?

Если на первый из перечисленных вопросов вы отвечаете определенно и без долгих раздумий, называя немало интересного, что привлекает в работе, то можно сделать вывод о достаточно сильной мотивации к занятиям соответствующим видом деятельности. Это же дает основание для заключения о том, что причиной снижения работоспособности является не дефицит интереса к работе (дефицит мотивации), а нечто совсем другое. В случае неопределенного ответа на данный вопрос, сопровождающего к тому же долгими вашими размышлениями, гипотезу о дефиците мотивации полностью отвергнуть нельзя.

Если вы затрудняетесь ответить на второй вопрос, то можно высказать предположение о том, что причина снижения работоспособности — недостаточность положительной мотивации деятельности. В случае же уверенного ответа на данный вопрос эта гипотеза, напротив, подвергаемся сомнению.

Если, отвечая на третий вопрос, вы перечисляете исключительно или в основном только отрицательные следствия прекращения работы, то это дает основание предполагать, что ваша мотивация к занятиям соответствующим видом деятельности является достаточно сильной. Если же ответы на данный вопрос с вашей стороны неопределенны или если вы называете немало возможных положительных следствий прекращения занятий данным видом деятельности, то можно предположить, что ваша мотивация не является достаточно сильной.

Наконец, если на четвертый вопрос вы отвечаете «да», то вывод может быть таким: данный вид деятельности сам по себе малоинтересен для вас. Если же следует ответ «нет», то вывод о том, что работа малоинтересна, однозначно сделать нельзя.

Выявив наличие положительной мотивации к деятельности, можно переходить к выяснению второй причины — отвлечение внимания или наличие конкурирующей мотивации.

Действенность этой возможной причины определяется следующим образом. Нужно ответить себе, есть ли у вас в данный период жизни какие-либо другие проблемы, которые не позволяют вам полностью сосредоточиться на деле. Если выяснится, что такие проблемы есть, то это будет означать, что возможной причиной снижения работоспособности являются именно эти проблемы.

От чего же зависит мотивация деятельности? Прежде всего, от силы наиболее значимой потребности, которая может быть удовлетворена при помощи данного вида деятельности. Если занятие соответствующим видом деятельности отвечает потребности человека, то это будет поддерживать интерес человека к деятельности и, следовательно, сохранять его работоспособность.

Но так, к сожалению, бывает далеко не всегда, и часто оказывается, что одной, наиболее значимой потребности для поддержания интереса к деятельности недостаточно. Тогда мотивацию деятельности необходимо усилить за счет привлечения к управлению деятельностью других мотивов и потребностей человека, которые также могут быть удовлетворены с помощью соответствующей деятельности. Таких потребностей может оказаться несколько.

Кроме самих потребностей на мотивацию могут оказать влияние дополнительные факторы, такие, как вероятность удовлетворения потребностей и ожидание того, что в данной ситуации соответствующие потребности действительно будут удовлетворены.

Человек — существо разумное, и всякий раз, приступая к конкретным действиям, он руководствуется определенными мотивами, оценивает, насколько его потребности действительно могут быть удовлетворены.

Если они могут быть удовлетворены полностью, то его интерес к деятельности и, следовательно, работоспособность будут самыми высокими. Если же, приступая к деятельности, человек заранее не рассчитывает на полное удовлетворение актуальных потребностей в заданных условиях, то его интерес к деятельности и, соответственно, работоспособность будут намного ниже, чем в первом случае.

То же самое касается и ожидания успеха. При стопроцентном ожидании успеха мотивация деятельности будет сильнее, чем при частичном ожидании успеха. И то и другое — вероятность удовлетворения потребности и ожидание успеха — могут относиться как к наиболее значимой потребности, так и к другим потребностям.

Рассмотрим пример. Допустим, вы жалуетесь на то, что у вас значительно снизилась работоспособность в занятиях творческой деятельностью. Анализируя возможные причины снижения работоспособности, вы остановились на одной, связанной с возможным дефицитом мотивации, деятельности.

Первое, что вам нужно сделать,— постараться понять и осознать те потребности, ради удовлетворения которых вы занимаетесь данным видом деятельности, где как раз и произошло снижение работоспособности. Вы должны определить, почему ваша работоспособность уменьшилась. Возможно снизилась оплата труда за результаты деятельности, и ваш творческий труд фактически обесценился.

Далее попытайтесь найти новые, дополнительные стимулы в своей работе. В качестве стимулов могут стать другие мотивы и потребности. Чтобы их найти, необходимо определить, ради чего, кроме удовлетворения главной потребности, вы готовы заниматься этим видом деятельности.

Если ранее вы занимались творческой работой ради заработка, затем — для престижа, признания со стороны окружающих вас людей, то теперь вы должны убедить себя, что самоуважение, например, может значить для вас не меньше, чем престиж и заработок.

И последнее, что нужно сделать. Надо рассмотреть условия вашей жизни и доказать себе, что в действительности вы имеете гораздо больше шансов удовлетворить свои наиболее значимые и другие потребности с помощью соответствующей деятельности, чем вам казалось до сих пор.

Причина 5. Неприятные переживания, связанные с событиями и делами вашей жизни, не имеющими прямого отношения к выполняемой работе в данный момент времени.

Эта причина обычно непосредственно не связана с деятельностью, которой человек занят, и, следовательно, способы ее устранения лежат за пределами регуляции мотивации или содержания соответствующей деятельности.

Чтобы убедиться в этом, следует задать себе ряд вопросов.

• Что в вашей жизни произошло до того момента или в то время, когда вы реально почувствовали, что ваша работоспособность начала снижаться?

• Какую реакцию это событие вызвало у вас?

• Что вы сами предприняли' для того, чтобы справиться с возникшей проблемой?

• Удалось ли вам решить эту проблему? Если не удалось, то почему?

Если имели место напряженные события, надо искать способы их ослабления и нейтрализации, призывая на помощь хорошего друга или коллегу.

Отрицательные эмоции переживания могут возникнуть и во время работы. Чтобы выяснить это, надо задать себе следующие вопросы.

• Какие эмоции вы обычно переживаете во время работы: положительные или отрицательные?

• Беспокоитесь ли вы о чем-либо, когда работаете? Если да, то о чем конкретно?

Неверие в свой успех как возможная причина снижения работоспособности или наличие отрицательных ожиданий (ожиданий неудачи), связанных с выполняемой работой, конструируется по ряду признаков. Прежде всего, по вашим ответам на следующие вопросы.

• Успешно ли идет ваша работа?

• Верите ли вы в то, что в конечном счете добьетесь успеха?

Если вы даете на эти вопросы положительные ответы, то это позволяет сделать вывод о том, что ваши ожидания также являются положительными. В случае отрицательных ответов на данные вопросы можно сделать вывод прямо противоположного характера: ваши ожидания являются отрицательными.

Неуверенность в себе как причина снижения работоспособности может быть также установлена по вашим ответам на соответствующие вопросы.

• Всегда ли вы чувствуете себя достаточно уверенно, когда занимаетесь работой?

• Верите ли вы в то, что в. этой работе сможете добиться успеха?

Если на эти вопросы вы ответили «да», то гипотезу о неуверенности как черте вашего характера следует, вероятно, отклонить. Если же ваши ответы на них будут «нет», то такая гипотеза окажется вполне вероятной.

В случае, если причина снижения работоспособности имеет чисто физиологический характер (неблагоприятное состояние организма), то вам все же следует прислушаться к рекомендациям психологического свойства, так как определенное влияние на физическое состояние человека оказывают психологические факторы.

Прежде всего, здесь надо иметь в виду то, что положительные эмоции повышают, а отрицательные эмоции понижают работоспособность человека. Следовательно, необходимо стремиться к тому, чтобы работа вызывала у человека преимущественно положительные эмоции и по мере возможности исключала отрицательные эмоциональные переживания. Следует также помнить о том, что состояние усталости легче 'предупредить, чем устранить.

По этой причине для поддержания работоспособности на достаточно высоком уровне важно заботиться о создании оптимального режима работы. Такой режим заключается в том, чтобы не допускать возникновения выраженного состояния физической усталости, делая в работе частые, небольшие перерывы на отдых, рассчитанные на достаточно быстрое восстановление сил.

Еще одно важное правило на этот счет гласит: люди обычно больше устают не от работы, которая ими уже выполнена, а от той работы, которую они должны были выполнить, но по тем или иным причинам не успели сделать в срок. Следовательно, планируя свою работу на день или намечая выполнить определенный объем работы за какое-то время, необходимо включить в него <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: