Лекция 3. Морфологические нормы глаголов




Глагол это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (а также что делает? что сделает? что делал? что сделал? и другие).

Раньше слово глагол употреблялось совсем в другом значении. Давайте вспомним известные строки из стихотворения А. С. Пушкина "Пророк":

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Александр Сергеевич употребил лексему глагол в значении слово, речь для создания торжественного, поэтического стиля. Однако в современном русском языке в таком значении теперь это слово используется редко. Все хорошо знают глагол прежде всего как часть речи.

Могущество глагола трудно переоценить. Не зря его образно называют режиссёром предложения. Действительно, даже в изолированном виде он дает возможность выразить любой оттенок действия или состояния: Светает. Вечереет. Рассвело. Холодает.

Русский язык богат глаголами. Как вы помните, глагол имеет три времени настоящее, прошедшее и будущее. А вот в древнерусском языке было несколько форм прошедшего времени, среди них и давнопрошедшее. Сейчас эта форма утратилась, однако остатки её в языке всё же сохранились. Одним из них является сказочный зачин "жил-был" и "жили-были". В разговорной речи сейчас можно встретить и сочетание прошедшего времени с неизменяемым словом было. Например, я хотел было пойти в театр, но не пошёл. В таких случаях мы имеем в виду, что действие началось, но прервалось и осталось незаконченным. Эти примеры ещё раз подтверждают, что грамматика языка меняется, но медленно и постепенно.

Глаголы изменяются по лицам и числам, то есть имеют спряжение. Спрягаются глаголы в настоящем и будущем времени.

Например, в единственном числе форма первого лица – я несу

Второго лица – ты несёшь

Третьего лица – он (она, оно) несёт

Во множественном лице форма первого лица – мы несём

Второго лица – вы несёте

Третьего лица – они несут

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

Например, от глагола бежать в м. р., ед. чл. образуем форму (что делал?) бежал

в ж. р., ед. чл. (что делала?) бежала

в ср. р. ед. чл. (что делало?) бежало

И, наконец, во мн. чл. (что делали?) бежали

Глагол также имеет две особые формы причастие и деепричастие, которые некоторыми учёными рассматриваются как самостоятельные части речи.

Причастие в русском языке получило своё название потому, что указывает на свою причастность как к прилагательным, так и к глаголам. Достоинство причастий, по меткому замечанию М. В. Ломоносова, состоит в том, что они совмещают в себе силу имени и глагола.

В грамматике русского языка под причастиемпонимают форму глагола, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? что сделавший? Ярким морфемным признаком причастий являются суффиксы -ущ (-ющ), -ащ (-ящ), -вш, -нн, -ем, им-, -енн, которые можно найти, например, в таких словах, как несущий, играющий, читавший, прочитанный, решаемый, хранимый и распиленный.

Причастия могут быть действительными и страдательными.

Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действием самого предмета: например, летящий самолёт – это самолёт, который сам летит; прыгающий мальчик – мальчик, который сам прыгает.

Страдательные причастия обозначают признак, который создаётся у одного предмета под действием другого предмета: выученный учеником стих – это стих, который выучил ученик, исправленные кем-то ошибки – это ошибки, которые кто-то исправил. Страдательные причастия, в отличие от действительных, могут иметь полную и краткую форму: решаемый вопрос и вопрос решаем.

Термин деепричастие образован от двух слов: дее - (от деяти) в значении делать и причастие. Понятие было введено Мелетием Смотрицким, автором церковнославянской грамматики, ещё в XVII веке.

В русском языке под деепричастием понимают неизменяемую форму глагола, которая обозначает добавочное действие и имеет признаки глагола и наречия. Отвечает на вопросы что делая? что сделав? Образуется деепричастие в русском языке посредством суффиксов -а (кричать – крича), -я (бежать – бегая) и -в (пробежать – пробежав).

Суффиксы -вши и -ши на данный момент считаются в русском языке устаревшими (например, извлёкши, принёсши). Суффикс -вши сохраняется в формах, образованных от возвратных глаголов: умыться – умывшись, проговориться –проговорившись.

Роль деепричастия в речи заключается в том, что оно не только поясняет глагол, но и как бы дорисовывает его, обозначая добавочное действие. Стоит обратить внимание на то, что деепричастие не имеет самостоятельного времени. Оно может быть лишь совершенного и несовершенного вида. От чего же зависит вид причастия?

Сравним два предложения:

1. Пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая

2. Закончив дело, гуляй смело.

В первом предложении действие, выраженное глаголом, совпадает с добавочным действием, выраженным деепричастием: пятак упал и в то же время звенел и подпрыгивал. Поэтому мы употребили деепричастие несовершенного вида.

Во втором предложении добавочное действие, выраженное деепричастием, предшествует основному действию, выраженному глаголом: то есть сначала нужно закончить дело, а потом гулять смело. Поэтому здесь употреблено деепричастие совершенного вида.

Давайте рассмотрим ошибки, допускаемые при употреблении глаголов в речи, и подумаем, как их можно избежать.

Во-первых, требуют разграничения в речи глаголы надеть – одеть. Подобные слова в языке называются паронимами. Они близки по звучанию, но различаются по значению. Эти два слова имеют существенное различие в значении и употреблении: глагол одеть значит "покрыть одеждой кого-нибудь" и употребляется преимущественно в сочетании с одушевленными существительными. Например, одеть ребёнка.

Глагол надеть имеет два значения: первое нанизать (надеть кольцо на палку); второе покрыть себя или часть своего тела какой-нибудь одеждой (надеть калоши). Следовательно, слово надеть сочетается только с неодушевленными существительными. Кроме того, эти два глагола соотносятся с разными словами, обозначающими противоположные действия: одеть – раздеть, надеть – снять.

Во-вторых, особое внимание при употреблении в речи требуется обратить на форму глаголов на -ся, которые часто употребляют в страдательном значении: дом строится, книга издаётся, назначается новый директор. Однако нельзя придавать глаголам на -ся страдательное значение, если при этом получается двусмысленность, то есть если глагол с -ся можно воспринять как возвратный. Рассмотрим предложения: Сведения собираются к вечеру. Скот отправляется на бойню. Их следует исправить. Конечно, смысл первого предложения ясен, но создается ненужная двусмысленность, нужно сказать: Сведения собирают к вечеру. Во втором предложении получается, что скот сам отправляет себя на бойню. Нужно сказать: Скот отправляют на бойню.

В-третьих, в русском языке выделяется целая группа глаголов, которые называются недостаточными. Чем же они отличаются от других?

Давайте попробуем образовать форму 1-го лица единственного числа настоящего времени от следующих глаголов: дерзить, дудеть, затмить, очутиться, победить, соседить, убедить, чудить, шкодить. Такие глаголы образовали бы непривычные нашему слуху формы " побежу", "убедю "... Если необходимо употребить данные глаголы в 1-ом лице, то обычно используют описательные формы: одержу победу, надеюсь убедить и т.п.

Есть в русском языке и противоположный пример избыточные (или изобилующие) глаголы. Эти глаголы имеют две формы настоящего времени, например, полоскает и полощет, мурлыкает и мурлычет, махает и машет. Запомните: формы без чередования (по сравнению с инфинитивом) характерны для разговорной речи, а формы с чередованием присущи литературному языку.

Итак, употребление глаголов в речи может вызвать определенные затруднения в русском языке. Чтобы предотвратить ошибки при их использовании, необходимо обращаться к словарям и справочникам, например, к Грамматическому словарю русского языка.

Тест

Добавить страницу в мои закладки

Тест

5/5 points (graded)

1. Основная роль глаголов в речи:

называть состояние или действие предмета;

называть количество предметов;

называть признак предмета;

указывать на предметы, признаки, количество.

верно

2. Раньше слово глагол употреблялось в значении:

действие;

слово, речь;

делать что-либо;

состояние.

верно

3. Лингвисты образно называют глагол:

актёром предложения;

помощником предложения;

суфлёром предложения;

режиссёром предложения.

верно

4. Под спряжением понимают изменение глагола:

по родам и падежам;

по временам;

по лицам и числам;

по родам, числам и падежам.

верно

5. В каком ряду допущена ошибка, связанная с употреблением паронимичных глаголов:

надеть обувь;

одеть ребёнка;

надеть кольцо;

одеть фартук.

верно

Отправить

Вы использовали 1 из 3 попытокВ некоторых задачах доступны следующие действия: сохранение, сброс, показ подсказки или ответа. Соответствующие кнопки расположены рядом с кнопкой «Отправить».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: