Прежде, чем рассказать о жизни ханты и манси, нужно уточнить, что




Современные манси - в подавляющем большинстве городские жители или жители сел, утратившие многие черты своей национальной культуры, только 36,7% манси считают родным мансийский язык. Мы хотим рассказать именно о тех представителях этих коренных народностей севера, которые сохранили традиционный образ жизни.

 

Хозяйство и культура.

 

Большая часть населения ведет типично таежный образ жизни. Это полуоседлые охотники и рыболовы, занимающиеся, кроме того, оленеводством на севере и скотоводством на юге.

У жителей бассейна Оби основным занятием является рыболовство. Рыбу добывают не только для личных нужд, но и на продажу. Рыба является основным продуктом питания, едят рыбу сырую (свежепойманную и мороженую (у нас известна строганина), сушеную, вяленую, вареную и т.д. Из внутренностей вытапливают рыбий жир, который употребляют с рыбой и ягодами. Рыбья кожа использовалась (сейчас редко) для пошива штанов, рубах.

В верховье Оби основным занятием является охота. Для пропитания добывается, в основном лось и олень, боровая и водоплавающая птица. Медведя промышляют очень редко, так как он – священное животное. Важное значение имел и имеет пушной промысел, на первом месте стоит добыча белки.

Важно отметить, какими экономными и бережливыми хозяевами являются ханты и манси. Из-за суровых климатических условий они не занимаются земледелием, а живут, как было выше сказано, только рыболовством, охотой и немного оленеводством. Но берут они от матушки-природы только самое необходимое и ничего лишнего. Мясо, кровь и внутренности животных и рыбы используются в пищу, кожа и меха – на одежду, кости и рога – для изготовления инструмента, предметов быта и украшений, - ничего не пропадает зря.

Традиционно домашними животными у хантов и манси являются олени и собаки, служащие транспортным средством.

Для передвижения по снегу используются сани – нарты и лыжи. Для передвижения по воде – лодки-долбленки (обласки) и большие дощатые каюки.

 

 

Семья

Суровые условия жизни, в которых живут ханты и манси, сказываются и на воспитании детей в семье.Со стороны может показаться, что родители очень суровы к своим детям. На самом деле, они так же сильно любят своего ребенка, но стараются приучить его к самостоятельной жизни, выживанию в условиях Севера.Ребенок в семье ханты или манси – не обуза, как часто бывает в современных городских семьях, а помощник отца и матери.

Такая концепция воспитания отражалась и в играх, и в раннем привлечении детей к труду. Игрушками служили в основном миниатюрные копии вещевого набора взрослых: у девочек — игольни-чек, коробочка со швейными принадлежностями, люлечка, у мальчиков — лодочка, лучок со стрелами, фигурки оленей. Детские куклы имели одну особенность — у них не было глаз, носа, рта. Фигурки с чертами лица — это уже изображение духа, который требовал заботы и почестей, а если не получал их, то мог принести владельцу вред. Поэтому старики неодобрительно относились к покупным куклам. Игры детей были нередко уроками труда.

Девочка в два-три года уже умела собрать из бисера браслетик, а мальчик — набросить аркан на любой предмет, напоминающий ему оленя. В шесть лет ребенок мог получить в самостоятельное управление оленью упряжку, набрать за сезон десятки килограммов ягод. С 12 лет девочка умела самостоятельно вести домашнее хозяйство, а мальчик ходил один на охоту.

Все это рушится, когда ребенок попадает в школу-интернат и его главной работой становится посещение уроков. Он сразу лишается возможности проявлять себя как самостоятельная творческая личность, его только учат, причем словесно. Дома же он учился больше сам — путем подражания, следования примеру отца или матери. Те относились к нему уважительно, как к равному, а в школе между ним и взрослыми проводится резкая грань. Дети леса и тундры острее, чем поселковые и городские, воспринимают социальное неравенство, ибо им почти не приходилось слышать в семье о зависимости от «начальства». И школьно-интернатская форма означает для них обезличивание. Покрой и узоры домашней одежды — это своего рода удостоверение личности; по ним можно судить о том, с какой реки или какого рода человек. Все это, к сожалению, мало учитывается теми, кто решает судьбы детей народов Севера.

Жилища.

 

У хантов и манси удивительно много типов жилищ. Одни из них являются временными, разборными, другие – постоянными.

Временные жилища используются чаще всего летом – во время кочевых сезонов – это шалаши и чумы. Берестяной чум используется на летней рыбалке, удобен и при выпасе оленей. Буквально за считанные минуты устанавливаются шесты, которые жестко связываются в каркас. Конструкция эта покрывается оленьими шкурами, сшитыми в два слоя мехом наружу. Внутри сооружается очаг, на земляной пол укладываются циновки, шкуры… И уже распряжены и пущены в стадо олени, топится железная печь…

Постоянным зимним, а иногда и летним жилищем служит срубный дом из нетолстых бревен или толстых плах. Строится такой дом без потолка, с очень пологой двухскатной крышей, покрытой по деревянным планкам полосами выделенной бересты, сшитой в большие полотнища. Поверх бересты кладут ряд тонких жердей - накатник; высота сруба равняется 2-3 метрам, длина 5-9 метрам и ширина 4-5 метров. Крыша по фасаду немного

выдается вперед, образовывая сени.

Рассказывая о жилищах, нужно отметить еще один тип временного жилья. Обычное дело, если охотника застала ночь в тайге или тундре.

Г.Новицкий писал, что остяк «в лютыя зимы время... в снегу или расселинах ледоватых утворяет себе жилье...» Как это делается? При ночевке в пути, особенно если охотник плохо одет, он делает снежную нору согым. Снег на стоянке сбрасывается в одну кучу, и в ней с боку выкапывается проход. Внутренние стены нужно быстро закрепить, для чего их вначале немного подтаивают с помощью костра и бересты. Спальные места, т. е. просто землю, покрывают еловыми ветками. Ветки пихты мягче, но их не то что стелить - даже рубить нельзя; считалось, что это дерево злого духа.

Дом в представлениях хантов не ограничивается рамками жилой постройки, а включает весь обжитой участок леса, тундры или берега реки

Рядом с постройками обычно стоит глинобитная печь, в которой готовят хлеб и летом, и зимой. В теплые зимние дни, не говоря уже о лете, на улице готовят пищу, так как ханты любят прохладу в доме. Женщины летом на свежем воздухе обрабатывают шкуры, шьют одежду, готовят пищу впрок, а зимой много времени отнимает заготовка дров. Мужчины почти все виды труда исполняют вне жилища, а в нем только отдыхают. В поселках современного типа плотная застройка не оставляет простора ни для дела, ни для души. В этих условиях ограниченность жилой площади создает тесноту и скученность, что нередко приводит к обострению отношений.

Одежда

Обе рукавицы из кожи филина он вертит в одной руке, вертит в другой руке:
как шов шился - не видно, как работа работалась - не видно...
Из героического сказания

Что умела делать хантыйская женщина? Обработать шкуру животного - будь то олень, птица или рыба, сделать из шкуры замшу. Изготовить нитки из сухожилий, крапивы или овечьей шерсти. Из крапивных нитей соткать полотно, а из шерстяных сплести пояс либо носки. Из самодельных и покупных материалов сшить покрытие для жилища, полные комплекты одежды для всех членов семьи и различную мягкую утварь. Заготовить и обработать бересту, сшить из нее покрытие к жилищу и различную посуду. Обработать траву для стелек в обувь и сплести из нее циновки. Приготовить составы для смягчения шкур, окраски различных материалов и их склеивания. Выполнить причудливые узоры из меха, ровдуги, бересты, ткани, бисера, пуговиц, металла. Все работы выполнялись вручную, с применением простых и удобных инструментов.

 

До сих пор в тундре ничего не может заменить традиционную – сшитую из выделанных оленьих шкур – одежду, имеющую практическую, но и почти всегда художественную ценность. Строгая зимняя одежда отделывалась раньше орнаментом, яркими суконными вставками, бисером, нередко украшалась отливками из олова, отличалась искусным сочетанием оттенков меха.

Для одежды хантов характерна универсальность многих её видов. Единый принцип кроя для разных сезонов, сходство мужской, женской и детской одежды. Праздничная одежда отличается от повседневной не покроем, а лишь внешним оформлением: яркой расцветкой ткани или белым цветом оленьих шкур. Специальной одежды для свадеб или погребения не существовало: в первом случае использовали только новую, а во втором - любую.

Шубы. Зимней мужской и женской одеждой угров являются шубы. Этот распашной тип одежды есть в коротком и длинном варианте. Меховые шубы северные угры украшают узорами, выполненными мозаикой из меха двух цветов и полосками цветного сукна, вшитыми в швы вдоль по узору и его контуру. Узорные полосы располагаются вдоль основных швов одежды. Подол и полы отворачиваются мехом иного тона, чем основной цвет шубы.

 

  Малица - одежда глухого покроя из снятой под осень оленьей шкуры мехом вовнутрь. В зависимости от роста человека малица подставляется по краю подола полосами оленьей шкуры мехом вовнутрь. Внизу по подолу пришивается широкая опушка – конти из меха оленя или собаки. Подол сзади длиннее чем спереди. Рукава с ластовицами, обшлагами обшиваются тканью или выполненными из меха другого цвета, делается слегка суживающимися к концам.
   

Лузан - туникообразная охотничья накидка глухого покроя, с незашитыми боками и расширенной линией плеча. Лузан шьется с затягивающимся капюшоном, выкроенным как у парки. С внутренней стороны сзади и спереди пришиваются большие карманы. Лузан служит для предохранения от осадков и переноски небольших грузов.

 

 

Средства передвижения

Лодки

Жизнь хантов и манси так тесно связана с водой, что их трудно представить без легкой долбленой лодки, называемой облас или обласок (русское название). Обычно облас изготавливается из осины, но если его перетаскивают по суше то используют кедр, т.к он легче и не намокает в воде. Размеры варьируются в зависимости от назначения. Большой семейный облас - длиной около 6 м, шириной - 0,7 м, глубиной - 0,35 м, вместительностью семь - восемь человек с грузом. Сургутские ханты делают облас из одного ствола и обычно без набоев. Форма обласа сохраняется благодаря распоркам между бортами. Общая форма обласа - длинная и узкая. корма немного ниже чем нос, в вершине носовой части отверстие для веревки. На Югане при охоте на уток и сборов камыша обласки соединяют двумя жердями, прикрепленными к распоркам у носа и кормы.

В том, что на воде хант чувствует себя как на суше, заключен известный парадокс, потому что в прошлом ни один хант не умел плавать. Этот парадокс, впрочем, объясняют сами ханты:

- Зимой на лыжах, летом в обласке. Когда же плавать?

 

 

 

Лыжи

 

 

   

Зимой для передвижения используют скользящие лыжи. Ходить учатся с 6-7 лет. Основу лыжи делают из древесины сосны, кедра или ели. Лыжи из одной деревянной части называют - голицами, а где скользящая часть обклеивается мехом из камусов оленя или лося - подволоками. В старину подволоки отделывались мехом выдры, необрезанный нос животного натягивали на носок лыжи.

Нарты

Основной транспорт зимой - нарты - ручные (собачьи), либо оленьи, дополняемые на ограниченной территории конными нартами и санями. Мы не будем описывать принцип изготовления, удивительно, что делались они без единого гвоздя и полностью из дерева.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: