Состав Тюменской области




Детско -юношеский центр «Фортуна» города Тюмени

Песнь о суровой и нежной земле.

Часть I

Рассказ о происхождении народов

Ханты и манси, истории их развития,

Материальной культуре.

(для слушателей 12 – 16 лет, с целью расширения

Их краеведческого кругозора и воспитания уважительного отношения

К коренным малочисленным народам Севера Тюменской области)

Составители:

Назарова Н.А.

Тюмень, 2020г.

 

 

Предисловие.

 

Тюмень так далеко находится от тех мест, где живут коренные народы Севера ханты и манси, что некоторые тюменцы не только не знают и не интересуются жизнью и культурой этих народов, а даже и самих представителей этих малочисленных народов видели, может быть, всего один-два раза в жизни. Зачем нам о них нужно что-то знать? У нас своих проблем хватает.

А называется такое наше отношение – историческая неблагодарность.

Издревле земли, где стоят теперь сибирские русские города, в том числе и Тюмень, принадлежали обским уграм (так сейчас называют племена, родоначальники современных ханты, манси, ненцев, селькупов). Сначала монголо-татары, потом русские стали вытеснять их на Север, занимая самые удобные и пригодные для жизни территории. Угры уходили на Север, в более суровые условия жизни, меняли свой уклад жизни и занятия. Но к несчастью северных народов, их и на Севере не оставили в покое. Сначала пушнина и рыба, потом нефть и газ – русские шли и идут все дальше и дальше. Как выжить коренному северянину, как сохранить свою культуру?

А культура их – очень самобытна, богата и интересна, но, в тоже время очень ранима, как и природа Севера, долгое время в нашей стране не придавали значения тому, как влияет на самобытную жизнь и культуру народов Севера вмешательство «большого русского брата». А влияние – не всегда положительное, если еще сто лет назад народы севера жили в гармонии со своей суровой, но очень хрупкой природой, были любящими и уважающими ее детьми, то потом русские принесли северным народам новую культуру, принесли всевозможные «Блага цивилизации», которые иногда неуместные в условиях северной природы и даже губительны для нее. Под натиском цивилизации народы севера теряют свою самобытность, свой уклад жизни, свою культуру, «растворяются» среди русскоязычного населения. Хорошо, что в последнее время стали создаваться программы по сохранению самобытности коренных народов Севера, созданы заповедники, где ханты, манси, ненцы могут сохранить свой традиционный уклад жизни.

 

Мы приготовили наш рассказ для того, чтобы внести свой маленький вклад в общегосударственное дело по сохранению коренных народов Севера.

У русскоязычных подростков и молодежи часто создается превратное, основанное на анекдотах, отношение к ханты и манси, как о людях малокультурных, глупых и т.д. Своим рассказом мы хотим воспитать в подростках более уважительное отношение к Коренным народам Севера. Ведь, все-таки, мы, русскоязычные, когда-то пришли на их землю и должны уважительно относится к ним, как к хозяевам этой удивительной земли.

 

 

Немного истории.

Ханты и манси – два близкородственных народа, живущих в Северо-Западной Сибири. Эти названия произошли от самоназваний народов хантэ, кантах и маньси. Раньше русские называли хантов – остяками, а манси – вогулами.

Очень давно, в русских летописях XI- XV вв. эти народности еще называли обские угры, обские – указывает на основное место проживания по берегам реки Оби, а угры – от слова «Югра, Югория» - так называлась у русских территория на Полярном Урале и в Западной Сибири.

Так как вплоть до 1930 года эти народности не имели своей письменности, то нет и письменных источников, рассказывающих об истории и культуре. Только по русским летописям мы можем сказать, что остяки (ханты) жили по средней и нижней Оби и на притоках Казыме, Куновате, Сыне, Северной Сосьве, по Иртышу, в верховьях Туры и на р.Чусовой. Вогулы (манси) проживали по Чусовой, Тагилу, Нейве, Кокою, Печере, средней и нижней Сосьве и Лозьве, Ляле и Конде.

 

После разгрома Сибирского

Ханства в конце XVI в. Западная часть Сибири была присоединена к Московскому государству, и татары стали уходить с угорских земель. Были сооружены русские остроги, а позднее – города Березов, Обдорск, Тюмень, Сургут, Нарым и др.

Заселение этих земель русскими привело к тому, что численность русского населения стала больше, чем коренного. Угры стали постепенно переселятся на северо-восток. В настоящее время ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской области, А также очень небольшая часть – в Томской, Свердловской и Пермской областях. Территория проживания хантов и манси представляет собой, в основном, обширную низменность, прорезанную многочисленными реками. Большую часть территории покрывают громадные болота. Климат суровый, резко-континентальный. Леса главным образом хвойные, богаты зверьем и птицей, реки – рыбой.

Состав Тюменской области

Численность населения Тюменской области в 2000 году составляла 3,1 миллиона человек. Из них русские – 2,2 миллиона. А народы Севера составляли всего 51,6 тысяч человек.

Чтобы понять, как мало осталось представителей коренных народов Севера, можете представить, что на 1 ханта приходится 110 русских, а на одного манси – 315 русских.

 

Численный состав народов Из них – малочисленные

Тюменской области: народы Севера:

 

 

В области проживают треть малочисленных народов Севера России, в том числе 23 тысячи ненцев, 20 тысяч ханты, 7 тысяч манси и 1600 селькупов. Их доля в общей численности населения составляет в Ханты-Мансийском автономном округе - 1,5%, в Ямало-Ненецком автономном округе -6.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: