Детско -юношеский центр «Фортуна» города Тюмени
Песнь о суровой и нежной земле.
Часть I
Рассказ о происхождении народов
Ханты и манси, истории их развития,
Материальной культуре.
(для слушателей 12 – 16 лет, с целью расширения
Их краеведческого кругозора и воспитания уважительного отношения
К коренным малочисленным народам Севера Тюменской области)
Составители:
Назарова Н.А.
Тюмень, 2020г.
Предисловие.
Тюмень так далеко находится от тех мест, где живут коренные народы Севера ханты и манси, что некоторые тюменцы не только не знают и не интересуются жизнью и культурой этих народов, а даже и самих представителей этих малочисленных народов видели, может быть, всего один-два раза в жизни. Зачем нам о них нужно что-то знать? У нас своих проблем хватает.
А называется такое наше отношение – историческая неблагодарность.
Издревле земли, где стоят теперь сибирские русские города, в том числе и Тюмень, принадлежали обским уграм (так сейчас называют племена, родоначальники современных ханты, манси, ненцев, селькупов). Сначала монголо-татары, потом русские стали вытеснять их на Север, занимая самые удобные и пригодные для жизни территории. Угры уходили на Север, в более суровые условия жизни, меняли свой уклад жизни и занятия. Но к несчастью северных народов, их и на Севере не оставили в покое. Сначала пушнина и рыба, потом нефть и газ – русские шли и идут все дальше и дальше. Как выжить коренному северянину, как сохранить свою культуру?
А культура их – очень самобытна, богата и интересна, но, в тоже время очень ранима, как и природа Севера, долгое время в нашей стране не придавали значения тому, как влияет на самобытную жизнь и культуру народов Севера вмешательство «большого русского брата». А влияние – не всегда положительное, если еще сто лет назад народы севера жили в гармонии со своей суровой, но очень хрупкой природой, были любящими и уважающими ее детьми, то потом русские принесли северным народам новую культуру, принесли всевозможные «Блага цивилизации», которые иногда неуместные в условиях северной природы и даже губительны для нее. Под натиском цивилизации народы севера теряют свою самобытность, свой уклад жизни, свою культуру, «растворяются» среди русскоязычного населения. Хорошо, что в последнее время стали создаваться программы по сохранению самобытности коренных народов Севера, созданы заповедники, где ханты, манси, ненцы могут сохранить свой традиционный уклад жизни.
|
Мы приготовили наш рассказ для того, чтобы внести свой маленький вклад в общегосударственное дело по сохранению коренных народов Севера.
У русскоязычных подростков и молодежи часто создается превратное, основанное на анекдотах, отношение к ханты и манси, как о людях малокультурных, глупых и т.д. Своим рассказом мы хотим воспитать в подростках более уважительное отношение к Коренным народам Севера. Ведь, все-таки, мы, русскоязычные, когда-то пришли на их землю и должны уважительно относится к ним, как к хозяевам этой удивительной земли.
Немного истории.
Ханты и манси – два близкородственных народа, живущих в Северо-Западной Сибири. Эти названия произошли от самоназваний народов хантэ, кантах и маньси. Раньше русские называли хантов – остяками, а манси – вогулами.
|
Очень давно, в русских летописях XI- XV вв. эти народности еще называли обские угры, обские – указывает на основное место проживания по берегам реки Оби, а угры – от слова «Югра, Югория» - так называлась у русских территория на Полярном Урале и в Западной Сибири.
Так как вплоть до 1930 года эти народности не имели своей письменности, то нет и письменных источников, рассказывающих об истории и культуре. Только по русским летописям мы можем сказать, что остяки (ханты) жили по средней и нижней Оби и на притоках Казыме, Куновате, Сыне, Северной Сосьве, по Иртышу, в верховьях Туры и на р.Чусовой. Вогулы (манси) проживали по Чусовой, Тагилу, Нейве, Кокою, Печере, средней и нижней Сосьве и Лозьве, Ляле и Конде.
После разгрома Сибирского
Ханства в конце XVI в. Западная часть Сибири была присоединена к Московскому государству, и татары стали уходить с угорских земель. Были сооружены русские остроги, а позднее – города Березов, Обдорск, Тюмень, Сургут, Нарым и др.
Заселение этих земель русскими привело к тому, что численность русского населения стала больше, чем коренного. Угры стали постепенно переселятся на северо-восток. В настоящее время ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской области, А также очень небольшая часть – в Томской, Свердловской и Пермской областях. Территория проживания хантов и манси представляет собой, в основном, обширную низменность, прорезанную многочисленными реками. Большую часть территории покрывают громадные болота. Климат суровый, резко-континентальный. Леса главным образом хвойные, богаты зверьем и птицей, реки – рыбой.
|
Состав Тюменской области
Численность населения Тюменской области в 2000 году составляла 3,1 миллиона человек. Из них русские – 2,2 миллиона. А народы Севера составляли всего 51,6 тысяч человек.
Чтобы понять, как мало осталось представителей коренных народов Севера, можете представить, что на 1 ханта приходится 110 русских, а на одного манси – 315 русских.
Численный состав народов Из них – малочисленные
Тюменской области: народы Севера:
В области проживают треть малочисленных народов Севера России, в том числе 23 тысячи ненцев, 20 тысяч ханты, 7 тысяч манси и 1600 селькупов. Их доля в общей численности населения составляет в Ханты-Мансийском автономном округе - 1,5%, в Ямало-Ненецком автономном округе -6.