НА ОЛЕНЯХ КАК НА ВЕЗДЕХОДЕ




Олень на Севере - не просто животное, он заслуживает того, чтобы рассказать о нем поподробнее. Олень – это пища, транспорт, жилье, одежда, обувь жителя Севера.

По обширной и ровной болотистой тундре едет кто-то на пяти запряженных оленях. Нарта его новая, сделана из чистой кремлевой лиственницы. Семисаженный хорей с копьем сделан из бивней мамонта...
Из героического сказания

«Олени - наши друзья» - так говорят ханты. Олень ханту жизненно необходим. Утилизация оленьих туш, как и рыбы, у них практически безотходна. Необработанные шкуры оленя - это подстилки на спальные места и нарты, а из обработанных шьется одежда и утварь. Шкура, снятая целиком с головы олененка, идет на капюшон детской одежды, а со лба взрослого оленя - на подошвы обуви и сумки; уши - это напалечники для рукавиц. Из туловищной части шкуры выкраивается стан мужской и женской одежды. Из камусов - шкур с ног оленя или лося - шьют полотнища для подклейки лыж, а также обувь и рукавицы или же обтягивают шаманскую колотушку. Оленья «щетка» - кусочек шкуры с крепким ворсом на копыте - вшивается в подошву обуви. Обработанная оленья кожа (замша) служит для многих бытовых поделок и для обтягивания шаманского бубна. Шерсть оленя - подтирочное средство для детей. Длинный подшейный волос используется для расшивания по коже. Из сухожилий изготовляются нити и струны для музыкальных инструментов. Олень - это целый набор пищевых продуктов, а жир, печень и содержимое желудка идут на обработку шкур. Рога и крупные кости - материал для топора и ножа, различных рукояток, наконечников стрел и хореев. Из них же делали ножевидные пластины для чистки рыбы, скребки для шкур, проколки и иглы, игольницы и крепилки для ниток, блоки к оленьим нартам и пряжки для упряжи и мужских поясов, чесалки для спины и ухочистки, пистонницы и пороховницы, губной музыкальный инструмент и многое другое.

Впрочем, все это можно получить, убив и дикого оленя. А домашний имеет еще одну важную функцию - тягловой силы, транспортного средства. Он везет нарты по глубокому снегу и по летней тундре, переходит топкие болота и горные реки. Такому вездеходу не нужны ни дороги, ни фары - его глаза видят в темноте. Его «мотору» не нужно покупать горючее, и он не заглохнет в критическую минуту, не оставит хозяина замерзать в пургу. Олень имеет огромное преимущество перед другими домашними животными, находясь круглый год на подножном корму. Летом его пища - листья, молодые побеги, трава и грибы, а зимой он разрывает снег копытами и добывает мох ягель.

 

В ЛЕСУ КАК ДОМА

Ханты и лес неразделимы. Стоит только посмотреть на их одежду, обувь, пищу и жилище, как снова придется повторить: ханты и лес неразделимы. Чтобы прочувствовать значение леса, давайте мысленно повторим вслед за хантом все его действия и операции, которые обеспечивали жизнь ему, семье, детям, всему обществу. Обратиться для этого можно к любому ханту, потому что за многие сотни лет были выработаны оптимальные варианты, предполагающие экономию сил и времени, но вместе с тем максимальную надежность всего, что делается руками. Все - разное. Любой Хант-охотник из тысячи ловушек найдет свою и отличит от многих других не только свои лыжи, но даже их след.

Все это потому, что предметы, сделанные человеком для себя, очеловечены. Он их сделал так, чтобы они нравились. Если вещь нравится человеку, значит, между ними имеется незримая нить, которая прочно их связывает

 

Занятия

Охота.

Охотничий промысел разделяется на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной, который с давних времен получил товарное значение. Основную роль играет пушной промысел, на первом месте которого стоит белка, а в отдаленном прошлом - соболь, который являлся основной единицей при уплате ясака. В верховьях Конды был значителен промысел бобра, шкура и "струя" которого очень ценилась.  

 

Ружья у обских угров появляются в ХVIII в. В начале ХХ в. кремневые ружья вытесняются ружьями центрального боя. При охоте на крупного зверя применялись копья. Соболя промышляли всю зиму ружьём, капканами и сетями - обметами. На белку ходили с собаками, которые выслеживали зверьков. Ещё до ХХ в. на промысле белки и бобра использовали лук со стрелами, которые имели тупой наконечник, не портивший шкурки.  

 

Добывали белок также плашками и черканами. На россомах настораживали капканы. Юганские ханты добывали множество северного зайца и на ярмарку привозили шкурки возами. Промышляли зайца самострелами, капканами и пастями. На лисицу ходят с ружьём, или изредка устраивают гон на оленьих нартах. Иногда добывают лисят из нор подкопом, выкармливают рыбой, а по осени забивают. В августе - сентябре начинается охота на лося.    

Рыболовство.

Широкое расселение на территории с разным географическим ландшафтом и различные культурные влияния соседних народов обусловили пеструю картину их хозяйства. В зависимости от местных условий на первый план выступало рыболовство, охота или оленеводство. У хантов и манси обитавших по Оби и в низовьях её притоков (Казым, Сосьва, Вах, Юган и др.) основное занятие - рыболовство. Жители верховьев рек занимаются, главным образом, охотой, а рыболовство имеют подсобное значение. Приемы и орудия рыбного лова различны у разных групп обских угров. Ханты с низовьев рек выезжают на Обь для сезонной ловли. В период лова живут в летних жилищах добывая рыбу и заготовляя её впрок. Перед ледоставом возвращаются на зимнее место жительство. Запасы рыбы далеко превосходят нужды личного потребления, и большая часть рыбы уходит на продажу. По мелким протокам, в верховьях рек ханты ставят различного рода плетёные ловушки, заграждения из кольев - запоры и сети. Из сетевых снастей распространены различные мешкообразные плетеные сети - колыдан - примитивный трал или драга, сырп - вид бредня и сежа. Сети плели из конопляных веревок, в старину из крапивы, окрашивая их настоем черемухи, отчего они принимали коричневый цвет и были мало заметны в воде. Кроме сетей применяют уды с железными и костяными крючками и остроги. В период икрометания рыбу (главным образом щуку) били из лука.

 

Вместо послесловия.

Среди проблем этнокультурного возрождения народов нашего региона наиболее остро стоят вопросы сохранения экономических и социальных основ выживания малочисленных народов Севера, среда обитания которых в результате активного промыслового освоения северных территорий нефтегазовым комплексом резко сокращается.

Учитывая это, администрация области осуществляет меры по защите территорий традиционно землепользования. В местах проживания малочисленных народов Севера создаются родовые общины, утвержден их статус, определивший рамки поведения любой хозяйственной деятельности, не связанной с традиционными видами хозяйствования народностей Севера.

Отдавая приоритет идеологии национальной политики, базирующейся на национально-культурной автономии, администрация области сохраняет целостность области, обеспечивает право каждого народа на свой образ жизни, язык, культуру, обычаи, вероисповедание, опору на свои исторически сложившие институты самоорганизации.

Расширяется сеть национальных школ и увеличивается число учащихся изучающих родной язык. В настоящее время в области работает 198 национальных школ в том числе: мансийских и хантыйских -68.В Тюменском Госуниверситете, Тобольском пединституте и педучилище, педагогических колледжах автономных округов созданы отделения по подготовке учителей национальных школ.

Совместно с областным управлением статистики, проведено обследование условий жизни малочисленных народов крайнего Севера. Регулярно проводятся национальные фольклорные фестивали, выставки прикладного народного творчества и ремесел, фольклорные экспедиции, соревнования по национальным видам спорта. Совместно с областным музеем изобразительных искусств издан альбом "Искусство народов Севера", в ряде городов области проведены выставки работ ненецкого и хантыйского художников Леонида Лара и Геннадия Райшева.

 

Источники информации:

- Мифы, предания, сказки хантов и манси. Перевод с хантыйского, мансийского, ненецкого языков. Сост., предисл. и примеч. Н.В.Лукиной. –М.:

Наука, 1990.

 

- Токарев А.С. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1976.

 

- Творчество народов Тюменской области. – М.: Советский спорт, 1999.

 

- Надточий Ю.С. Тобольский музей-заповедник. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1988.

 

Интернет- сайты:

- Бауло А.В. Обские угры: атрибутика и миф (металл в религиозно-обрядовой практике XVIII - XX вв.)

- В. М. Кулемзин, Н. В.Лукина. Знакомьтесь: ХАНТЫ.

- Мировоззрение обских угров.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: