Составление библиографии.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ

 

По курсу (дисциплине) Право федерального компонента цикла общеобразовательных дисциплин учебного плана для всех специальностей.

На базе основного общего образования базового уровня.

Разработал: преподаватель Афанасьев Д.В.

ЦК общеобразовательных и социально-гуманитарных дисциплин

 

 

Рекомендации рассмотрены и утверждены предметно- цикловой комиссией

кафедры______________________________________________

 

«_____» ___________________2010 г. Протокол №_______

 

Председатель предметно-цикловой комиссии_______________________

Иркутск 2010 г.

Цели и задачи реферата.

Слово “реферат” происходит от латинского «refero», что означает “пересказывать, воспроизводить, докладывать, сообщать”. Под рефератом понимается краткое изложение, обзор материала по какой-то проблеме, сокращенное содержание книги. Рефератом также называют краткий доклад с обзором существующих готовых материалов по какой-либо проблеме, однако при этом все равно, как правило, автор готовит письменные план и конспект того сообщения, которое он делает на семинаре или конференции.

Референтом называют человека, который готовит обобщение большого объема информации, с целью сэкономить время на ее осмысление и подготовку решения. Рефераты могут различаться по форме и содержанию, но общее у них то, что они содержат краткое, обобщенное изложение информации по интересующей проблеме.

Цель реферата - показать, как осмыслена эта проблема. Реализация этой цели осуществляется путем последовательного решения ряда задач:

— изучение литературы по намеченному вопросу;

— изучение информации, имеющейся в литературе или в ресурсах Интернета;

— сбор и обобщение материала;

— составление плана реферата;

— написание реферата;

— оформление реферата.

Реферирование предполагает, главным образом, изложение чужих точек зрения, сделанных другими учеными выводов, однако не возбраняется высказывать и свою точку зрения по освещаемому вопросу хотя бы в гипотетической форме как предположение, которое может быть исследовано, доказано и аргументировано впоследствии. Более того, реферат преследует цель выработки своего отношения к изучаемой проблеме. В реферате дается осмысление и обобщение определенного объема информации, накопленной учеными и изложенной в литературе.

Приступая к написанию реферата, студенту необходимо:

1. Выбрать тему и согласовать её с преподавателем.

2. Разработать план реферата и тщательно изучить относящиеся к данной теме источники и литературу.

3. Конспектировать надо только то, что имеет непосредственное от-

ношение к избранной теме.

После систематизации материала составляется подробный план реферата, и только после этого можно приступить к литературному оформлению работы.

 

Составление библиографии.

Прежде чем приступить к непосредственному сбору материала, нужно составить список литературы, где освещен вопрос, по которому должен быть подготовлен реферат. В программе курса «Право» есть краткий список рекомендуемой литературы. Можно начать с него, затем подойти к преподавателю и посоветоваться с ним о том, какой литературой лучше воспользоваться и где ее найти. В каждой библиотеке есть алфавитный библиографический и систематический предметный каталоги, где можно подобрать нужную литературу, если уметь ими пользоваться. За советом можно также обратиться в справочно-библиографический отдел библиотеки.

Для начала поиска библиографической информации можно также воспользоваться энциклопедиями, энциклопедическими словарями, где в конце статей, как правило, дается список дополнительной литературы.

Сбор материала.

Материал для реферата собирают из той литературы, которая порекомендована преподавателем или найдена самим автором в процессе составления библиографии. При этом изучать эту литературу можно по-разному. Одни монографии и статьи нужно читать, штудировать внимательно, конспектируя (если книга является собственностью автора, можно делать подчеркивания карандашом, в библиотечных книгах это запрещено). Другие же только просматривать в поисках любопытных деталей и фактов и делать выписки. В процессе изучения литературы используют методы конспектирования и выписок. Конспект - это краткое выражение основного содержания статьи или книги, главного смысла, пересказанного своими словами или в виде цитат. Метод конспектирования применяют в том случае, если по теме реферата имеется одна или две монографии, которые нужно изучить полностью, от начала до конца. Метод выписок используется в случае, если литературы по теме реферата много. Тогда отбирают самые фундаментальные работы для обстоятельного изучения и конспектирования, остальные же просматривают, делая выписки в тех случаях, когда обнаруживают необходимые для раскрытия содержания темы мысли, идеи, высказывания.

Выписки делать нужно со ссылками на статью или монографию, откуда взята цитата. Например: Свасьян К. А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу // Шпенглер

О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1993.

Выписки делают на отдельных листках, сверху крупными буквами, можно цветным фломастером, указывают ключевое слово, к которому относится выписка.

Выписки, относящиеся к выбранной теме, можно складывать в отдельный конверт, папку, а при работе на компьютере - в отдельный файл. Туда же помещают записанные собственные мысли и соображения, которые приходят в голову в связи с чтением литературы. Если время терпит, то можно накапливать материалы достаточно долго, складывая в папку даже те выписки, которые относятся к теме косвенно, но когда срок сдачи реферата приближается, приходится ускорять работу по сбору материала и его систематизации, обобщению и составлению плана реферата.

Осмысление и систематизация материала.

Когда накоплен достаточный материал в виде цитат, размышлений, таблиц, схем и иллюстраций, можно приступать к его осмыслению и систематизации..

Как осмысливается материал?

Сначала необходимо уяснить, что значит - осмысление, что такое - смысл?

М. М. Бахтин на этот вопрос ответил так: смысл - это то, что отвечает на какой-то вопрос. Если нечто ни на какой вопрос не отвечает, то оно лишено смысла. Таким образом, осмысление - это поиски ответов на вопросы, нас интересующие. Следовательно, у автора реферата должен быть свой интерес к рассматриваемой теме, отражающий его потребности. Тогда возникнут вопросы, и в ответ на них появится смысл. Исходя из поставленных задач, в ходе осмысления материала отыскиваются ответы на вопросы: “что? где? когда? почему? зачем и для какой цели?” Ответы должны быть обоснованными, то есть, представлены аргументы, доказывающие справедливость выводов. Ответы должны быть непротиворечивыми.

Нередко осмысление понимают как описание и объяснение фактов, как это было “на самом деле”. Но этого недостаточно, для истории нужно обнаружить перспективы, отдаленные последствия описываемых феноменов и процессов.

 

Составление плана реферата.

План реферата отражает в концентрированном виде его суть. Это схематическое выражение того, что хочет сказать автор. План должен быть лаконичным, чтобы можно было, взглянув на него, легко понять, что стоит за ним, что будет раскрыто в тексте.

План может составляться разными путями:

— первый путь - взять за исходную точку избранную тему и, исходя из нее, сформулировать цель и задачи, они дадут названия разделов и параграфов реферата;

— второй путь - исходить из собранного материала, логика которого подскажет структуру изложения;

— третий - смешанный, сочетающий тот и другой подходы.

Обычная структура плана включает в себя:

1) Введение, в котором содержатся обоснование темы и ее значимости, объяснение причин, почему выбрана именно данная тема, чем обусловлен интерес к ней. Затем дается обзор литературы по выбранной теме.

Хорошо бы предложить классификацию существующих точек зрения на проблему, если она достаточно хорошо изучена. Если же она изучена плохо, не привлекала к себе внимание ученых, то это нужно отметить. Во введении должна быть четко сформулирована цель, которую автор ставит перед собой, и с помощью каких задач она будет реализоваться.

2) Основная часть реферата обычно состоит из теоретического осмысления проблемы и изложения фактического материала, который аргументировано, подтверждает изложенную в первом разделе основной части теорию. Основная часть должна соотноситься с поставленными задачами.

3) Заключение содержит результаты осмысления проблемы, выводы, к которым приходит автор реферата. Выводы должны прямо соответствовать поставленным задачам. Если же такого соответствия нет, то необходимо вернуться к введению и переформулировать

задачи, чтобы добиться этого соответствия. Иногда приходится менять название реферата, но в этом случае необходимо согласовывать его (новое название) с преподавателем.

Написание реферата.

Когда материал собран, осмыслен, составлен план, - можно приступать к изложению.

На титульном листе помещается название университета, колледжа, специальность, номер группы, фамилия, имя и отчество автора, тема реферата, фамилия и инициалы преподавателя, место и год написания реферата.

Содержание - это вторая страница реферата. В содержании отражается структура работы: введение; главы, которые могут включать в себя разделы; заключение (содержит авторские выводы); список источников и литературы (библиография).

Реферат должен быть написан грамотным русским языком с соблюдением стилистических норм, соответственно и устное выступление должно отвечать этим требованиям. Местоимение “я” в реферате, как и в научной речи, употреблять не принято, лучше его избегать и свое мнение выражать обезличенно. Вместо “я думаю”, “я считаю” следует употреблять выражения: “думается, что...”, “есть основания предполагать, что...”, “логично предположить, что...”. Впечатление устной речи очень портят “слова-паразиты”: “вот”, “значит”, “так сказать”, “как говорится”, “вообще”. Нежелательно использование слов из уличных арго или жаргонов, которые требуют “переводчика”. Точно так же и в письменном реферате недопустимо использование таких слов и выражений из несоответствующего стиля.

В реферате по курсу «Право» могут быть иллюстрации, как в тексте, так и на дополнительных листах после основного текста.

 

 

Требования к оформлению реферата.

Реферат должен быть выполнен на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм) через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным. Гарнитура шрифта основного текста — «Times New Roman» или аналогичная, кегль (размер) от 12 до 14 пунктов. Размеры полей (не менее): правое — 10 мм, верхнее, нижнее и левое — 20 мм. Формат абзаца: полное выравнивание («по ширине»), отступ — 8–12 мм, одинаковый по всему тексту.

Заголовки разделов и подразделов следует печатать на отдельной строке с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Выравнивание по центру или по левому краю. Отбивка: перед заголовком — 12 пунктов, после — 6 пунктов.

 

Нумерация

 

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту (титульный лист включают в общую нумерацию). Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. На титульном листе номер не проставляют.

 

Титульный лист

 

В верхней части титульного листа пишется, в какой организации выполняется работа, далее буквами увеличенного кегля указывается тип («Реферат») и тема работы, ниже в правой половине листа — информация, кто выполнил и кто проверяет работу. В центре нижней части титульного листа пишется город и год выполнения.

Содержание - это вторая страница реферата. В содержании отражается структура работы: введение; главы, которые могут включать в себя разделы; заключение (содержит авторские выводы); список источников и литературы (библиография).

Реферат должен быть написан грамотным русским языком с соблюдением стилистических норм, соответственно и устное выступление должно отвечать этим требованиям. Местоимение “я” в реферате, как и в научной речи, употреблять не принято, лучше его избегать и свое мнение выражать обезличенно. Вместо “я думаю”, “я считаю” следует употреблять выражения: “думается, что...”, “есть основания предполагать, что...”, “логично предположить, что...”. Впечатление устной речи очень портят “слова-паразиты”: “вот”, “значит”, “так сказать”, “как говорится”, “вообще”. Нежелательно использование слов из уличных арго или жаргонов, которые требуют “переводчика”. Точно так же и в письменном реферате недопустимо использование таких слов и выражений из несоответствующего стиля.

В реферате по курсу «Право» могут быть иллюстрации, как в тексте, так и на дополнительных листах после основного текста.

 

 

Библиография

 

Библиографические ссылки в тексте реферата оформляются в виде номера источника в квадратных скобках. Например:

«Переход России к рыночной экономике, повышение эффективности ее функционирования, создание необходимой инфраструктуры невозможно обеспечить без использования и дальнейшего развития кредитных отношений [2,С.66-70].»

Библиографическое описание (в списке источников) состоит из следующих элементов:

Ø основного заглавия;

Ø обозначения материала, заключенного в квадратные скобки;

Ø сведений, относящихся к заглавию, отделенных двоеточием;

Ø сведений об ответственности, отделенных наклонной чертой;

Ø при ссылке на статью из сборника или периодического издания — сведений о документе, в котором помещена составная часть, отделенных двумя наклонными чертами с пробелами до и после них;

Ø места издания, отделенного точкой и тире;

Ø имени издателя, отделенного двоеточием;

Ø даты издания, отделенной запятой.

 

(Примечание. Список элементов библиографической записи сокращен).

 

Примеры:

 

Книга, имеющая не более трех авторов:


1. Максимов, Н. В. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем [Текст]: учеб. для вузов / Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — М.: Инфра, 2005.


Книга с четырьмя и более авторами, сборник и т. п.:


2. Мировая художественная культура [Текст]: в 2-х т. / Б. А. Эренгросс [и др.]. — М.: Высшая школа, 2005. — Т. 2.

 

Статья из сборника:


Цивилизация Запада в 20 веке [Текст] / Н. В. Шишова [и др.] // История и культурология: учеб. пособие для студентов. — М, 2000. — Гл. 13. — С. 347-366.

 

Статья из журнала:


Мартышин, О. В. Нравственные основы теории государства и права [Текст] / О. В. Мартышин // Государство и право. — 2005. — № 7. — С. 5-12.

 

Электронное издание:


Сидыганов, Владимир Устинович. Модель Москвы [Электронныи ресурс]: электронная карта Москвы и Подмосковья / Сидыганов В. У., Толмачев С. Ю., Цыганков Ю. Э. — Версия 2.0. — М.: Formoza, 1998.

 

Интернет-ресурс:


Бычкова, Л. С. Конструктивизм / Л. С. Бычкова // Культурология 20 век. — (http//www.philosophy.ru/edu/ref/enc/k.html).

 

Оценка реферата.

Оценка реферата осуществляется по следующим критериям:

— составил ли студент логически обоснованный план(содержание), соответствующий сформулированной цели и поставленным задачам;

— удалось ли автору собрать необходимый материал и осмыслить его правильно;

— умеет ли автор анализировать материал;

— отвечает ли реферат требованиям объективности, корректности, грамотности, логичности, аргументированности, доказательности, четкости изложения; достаточно ли обоснованы выводы, соответствуют ли они поставленным задачам;

— насколько самостоятельно выполнена работа;

— правильно ли оформлены реферат в целом, список литературы.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

ИРКУТСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

РЕФЕРАТ

по предмету «ИСТОРИЯ»

на тему:

 

 

Выполнил(а): студент(ка)

группы

Иванов В.В.

Проверил(а): ФИО

 

ИРКУТСК



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: