ИЗО как средство диагностики интеллектуального развития ребенка




Изучение детей в целях выявления интеллектуальных является важнейшей проблемой дефектологии. В связи с этим многие дефектологи и психологи осуществляют поиск научно обоснованных методов диагностики. К ним относится и изобразительная деятельность, в частности рисование. При помощи рисунка можно определить особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Рисунок без труда поддается всестороннему анализу и это обстоятельство давно привлекало многих специалистов, пытавшихся установить корреляцию между рисунком и состоянием интеллекта. Некоторые современные зарубежные специалисты используют в целях диагностики умственной отсталости метод тестов. Среди этих тестов немало графических. Наибольшее распространение получил тест «Нарисуй человека», предложенный Ф. Гудинаф. Его суть заключается в том, что ребенку предлагается графическое задание (нарисовать фигуру человека), а затем проводится количественный подсчет элементов рисунка. На основе данного анализа изображения и математической обработки полученных данных, выявляется коэффициент интеллектуальной одаренности, который и служит решающим критерием при оценке умственных способностей ребенка.

Простота, доступность и удобство статистической обработки данных, полученных данным методом, не позволяют, однако, говорить о его объективности и научной достоверности. Использование графических тестов раскрывает особенностей личности обследуемого, а лишь отражает уровень его изобразительных навыков или констатирует недоразвитие некоторых психических функций.

Анализ детских рисунков с целью выявления умственной отсталости осуществлялся советскими учеными уже в 20-е годы. Так, А.М. Шуберт указывала на приблизительный характер результатов тестовых испытаний и предостерегала исследователей от увлечения этим методом, так как он может привести к грубым ошибкам и нанести вред испытуемому. Позднее, рисование как метод диагностики и показатель уровня развития интеллектуальных способностей детей, использовали А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, Е.Н. Правдина-Винарская и др.На необходимость использования детских рисунков для психолого-педагогического изучения личности ребенка указывают Л.В. Занков, Н.П. Сакулина, В.Я. Василевская, О.В. Правдина, А.А. Венгер, Т.Н. Головина, С.Д. Забрамная.

По мнению исследователей, рисунки выполненные умственно отсталыми детьми, носят специфический характер. Резкое различие наблюдается в рисунках аномальных детей, относящихся к разным клиническим группам. Советский ученый в области изобразительного творчества детей Н.П. Сакулина пишет: «Чем глубже задержка умственного развития, тем позже и с большим трудом осваивают дети предметное рисование. Среди детей глубоко умственно отсталых в возрасте 8 – 10 лет встречаются и такие, которые не в состоянии нарисовать ничего отчетливого».

Рисование является лучшим способом налаживания отношений с малоконтактными, молчаливыми или замкнутыми детьми. В связи с этим, работники медико-педагогических комиссий и диагностических групп нередко начинают проводить обследование, предложив ребенку выполнить какой-либо рисунок: по выбору («Нарисуй, что хочешь, что умеешь, что любишь»); по замыслу («Что подарим маме»); на заданную тему («Нарисуем картинку к сказке «Колобок»); по тексту-описанию («Два дома рядом – большой и маленький. У большого дома – два окна и дверь, у маленького – одно окно и дверь» и др.); по непосредственному наблюдению («Игрушка-грузовик» и др.).

Каждое из этих заданий направлено на развитие различных сторон деятельности ребенка. С их помощью можно установить запас имеющихся знаний о предметах и явлениях, степень подготовленности руки к выполнению графических действий, умение передавать в рисунке изображение знакомых предметов и узнавать их. Предлагаемые задания помогают выявить уровень зрительной и зрительно-моторной памяти, способности воспринимать и анализировать строение, величину,форму, цвет предмета.

Однако об уровне сенсорного и интеллектуального развития ребенка нельзя судить по одному рисунку. В некоторых ситуациях, например в работах по выбору, когда ребенок воспроизводит картинку-штамп (единственное, что может нарисовать), изображение может оказаться более или менее удовлетворительным, однако в других случаях в рисунке нельзя узнать ничего определенного.

Значительные различия отмечаются в рисунках нормотипичных и умственно отсталых детей, выполненных по непосредственному наблюдению. Несмотря на то, что у детей имеется реальная возможность всесторонне рассмотреть предмет, умственно отсталые ученики воспроизводят в рисунке, как правило, только основные части, опуская многие детали и характерные особенности. Во многих рисунках отмечается незавершенность, фрагментарность изображения. В рисунках поступающих в 1 класс нормотипичных детей также много неточностей, особенно в передаче пропорций, однако в целом рисунок характеризуется законченностью, относительной полнотой, детализацией.

Предлагая графическое задание, необходимо проследить, как ребенок его принимает, адекватно ли действует, обучается ли. Если он отказывается рисовать, можно предположить, что имеется некоторое снижение уровня развития или нарушение змоционально-волевой сферы. В большинстве случаев, дети со сниженным интеллектом готовы приступить к работе независимо от степени ее трудности. Поэтому гораздо важнее установить, действует ли ребенок в соответствии с заданием.

Об отставании в интеллектуальном развитии или наличии каких-либо других нарушений могут свидетельствовать бедность замысла, неумение выразить графически даже самый простой сюжет, изображение объектов, не относящихся к предложенной теме или противоречащих ей, неадекватная передача окраски деталей объекта, грубое нарушение в рисунке пространственных признаков и отношений, различные нелепости, наконец, отсутствие предметных изображений. Отсутствие обучаемости, неумение воспроизвести простейший изобразительный элемент по подражанию, неадекватность действий после показа могут быть обусловлены снижением интеллекта.

Установить на основе рисунка точный уровень познавательных возможностей детей удается не всегда, так как диапазон «графической умелости» разнообразен и у разных людей проявляется по-разному. Вместе с тем наблюдения за испытуемым во время рисования, беседа с ним по поводу изображенного и сам рисунок являются ценным материалом, который необходимо рационально использовать при выявлении особенностей ребенка.

Следует особенно подчеркнуть, что в ряде случаев рисунки не могут служить истинным показателем снижения интеллекта. Иногда в силу некоторых причин рисунок не отражает реальные умственные способности ребенка. Поэтому графическое изображение предметов и явлений окружающего мира не может выступать в качестве единственного критерия оценки интеллектуального развития.

Изучение рисунков с целью установления диагноза должно проводиться в комплексе с анализом всех остальных данных психолого-педагогического обследования. При этом результаты наблюдения за процессом рисования существенно дополняет сведения, полученные о ребенке специалистами с помощью других методов, что позволяет составить полную и объективную характеристику, сделать правильные выводы и дать соответствующие рекомендации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: