ИЗО как средство педагогического изучения детей




Основным методом диагностики детей в процессе их обучения и воспитания является наблюдение. Систематически используя этот метод, можно получить важные сведения о разных сторонах развития и деятельности ребенка. Благоприятные условия для уточнения этих данных представляют уроки изобразительной деятельности. Наблюдения за учащимися в процессе рисования позволяют выявить у них характеристики, которые на других уроках могут оказаться незамеченными.

В процессе изобразительной деятельности дети изучают и воспринимают особенности реальных предметов, осознают их форму, строение, цвет и многие другие свойства. В процессе занятий рисования учитель получает возможность приобрести материал, раскрывающий особенности мышления, змоционально-волевой сферы и личности учащихся. Деятельность учеников, направленная на определение и запоминание того, что в дальнейшем должно быть отражено на рисунке, способствует росту их речевой активности.

Диагностика детей в процессе изобразительной деятельности и анализ результатов этой деятельности, дают возможность значительно дополнить данные, полученные педагогом в процессе других занятий. Наиболее заметно индивидуальные особенности учащихся проявляются при выполнении конкретных графических заданий.

Изучению подвергаются основные черты деятельности учащихся (активность, устойчивость, продуктивность, сознательность, направленность, мотивация). Отмечается, целенаправленно ли действует школьник в процессе выполнения заданий, на что конкретно направлено его внимание, по назначению ли используются учебные принадлежности, отмечаются ли случаи их неадекватного использования.

Наблюдения за учащимися в процессе изобразительной деятельности позволяют сделать следующие выводы: могут ли дети правильно организовывать собственную деятельность, поступают ли в соответствии с установками педагога или «соскальзывают» на более простой вид работы. Часто встречаются случаи, когда ребенок отказывается от выполнения задания.

Также, необходимо выявить отношение учащегося к изобразительной деятельности: проявляет ли ребенок интерес к рисованию, в чем это выражается, насколько продолжителен этот интерес и на что он направлен. Важно отметить, замечает ли ученик неточности в своих графических действиях, устраняет ли допущенные ошибки и каким способом (привносит в рисунок изменения, прорисовывая линии, использует резинку, начинает рисунок заново).

На занятиях изобразительной детальностью возможно определить состояние моторики учащегося, его ведущую руку, степень координированности реализовываемых действий и их качество.

Во время изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для обнаружения способностей детей различать величину, форму, цвет и пространственные соотношения объектов. С помощью графических заданий возможно установить, насколько самостоятельно ученик различает геометрические фигуры различных форм, находит ли фигуры одинаковой формы, но различной величины и окраски, соотносит ли объект изображения с различными геометрическими формами (тарелка – круг, салфетка – квадрат, рамка – прямоугольник и т.п.).

На занятиях выясняется, может ли учащийся, пользуясь одной устной инструкцией (без показа и без образца), изобразить предметы разной величины, может ли он сравнить по величине два-три предмета и передавать величинные соотношения в рисунке. Также проверяется способность учащихся различать и называть основные цвета, осуществлять подбор предметов по цвету. Необходимо установить, знает ли ученик промежуточные цвета. Важно также отметить, соответствует ли расцветка изображенных предметов их реальному цвету и соблюдает ли ученик цветовую последовательность в рисунках декоративного характера.

Педагогическая диагностика учеников включает многостороннюю проверку их графической подготовленности, т.е. проверку того, как учащийся владеет карандашом при проведений вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, как воспроизводит замкнутые линии. Выявляется, умеет ли ребенок регулировать производимые во время рисования движения, может ли он ослабить или усилить нажим на карандаш, изменить амплитуду движений, ускорить или замедлить их темп. Определяется также способность учащегося выполнять карандашом ритмические движения, менять их направление, прекращать движение там, где это нужно.

Наблюдения за учащимися во время изобразительной деятельности позволяют выявить их речевую активность, умение передавать в речи свой прежний опыт и сопровождать рисование речью (оречевление выполняемых действий).

Важным моментом является выявление того, как учащийся использует помощь педагога в учебном процессе. Выделяют следующие формы помощи: привлечение внимания ребенка к объекту или способу изображения («Раскрась лучше»; «Смотри, как делаю я»); наводящие вопросы, относящиеся к форме, строению или расположению объекта; рекомендации, как лучше продолжить рисунок; прямой показ отдельного приема изображения; демонстрирование действия и просьба самостоятельно повторить это действие; длительное обучение тому, как надо выполнять задание. Оказывая помощь, важно определить, в какой мере ребенок ее принимает и использует (исправляет ошибки или автоматически продолжает воспроизведение изображения).

Учет особенностей учащегося (ответное действие на предложение нарисовать что-либо, отношение к возникающим трудностям, эмоциональная реакция на неудачу и т.п.) позволяет оказать меры педагогического воздействия прямого или опосредствованного характера на эмоциональную сферу ребенка с целью ее развития и коррекции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: