ИЗО как средство коррекции отклонений в развитии




Лекция 2. Содержание коррекционно-образовательных программ

План лекции

1. Анализ программ обучения изобразительной деятельности (ИЗО).

2. ИЗО как средство коррекции отклонений в развитии.

3. ИЗО как средство педагогического изучения детей.

4. ИЗО как средство диагностики интеллектуального развития ребенка.

Список основных терминов: образовательная программа, изобразительное искусство, художественный труд, аналитико-синтетическая деятельность, графическая подготовленность.

Анализ программ обучения изобразительной деятельности

К настоящему времени разработано значительное число образовательных программ обучения изобразительному искусству в школе. Среди них получили распространение программы Б.Н. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, В.С. Кузина. Их основные характеристики отражает представленная ниже таблица.

Таблица 1. Анализ программ обучения изобразительной деятельности

  Изобразительное искусство и художественный труд автор Б.М. Неменский. «Изобразительное искусство», автор В.С. Кузин и др. «Изобразительное искусство», автор Т.Я. Шпикалова и др.
Цели Формирование художественной культуры учеников как неотъемлемой части духовной культуры, созданной многими поколениями. Развитие у учащихся изобразительных способностей, творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления, эстетических чувств и восприятия прекрасного. Развитие личности на базе высших гуманистических ценностей средствами отечественного и мирового искусства.
Содержание и средства Является целостной системой введения в художественную культуру, включающую изучение основных видов пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных (традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство) и синтетических (кино, театр и т.д.). Использование на уроках игровой драматургии по изучаемой теме, взаимосвязь с музыкой, литературой, трудом и историей. Введение коллективных заданий с целью накопления опыта творческого общения в программе. В содержание курса включены: рисование с натуры, по памяти и по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы окружающей жизни, беседы об изобразительном искусстве. Основная роль отводится рисованию с натуры. Содержание построено на основе непреходящих ценностных понятий: человек, народ, дом, семья, история, искусство, культура. Является комплексным подходом в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Структурированные в блоки, разделы и тематическое планирование содержания курсов, призваны обеспечить освоение учениками основ художественного изображения, народного и декоративно-прикладного искусства и художественной проектной деятельности.
Особенности Искусство не просто изучается, а проживается учащимися на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым учеником как собственный чувственный опыт. Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя. Осуществление программы обучения доступно специалистам различного уровня профессиональной подготовки. Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Для реализации данной программы, учителю желательно иметь специализацию декоративно-прикладного направления.

Данные программы значительно отличаются соотношением практического обучения художественной деятельности и знакомства учащихся с различными теоретическими основами изобразительного искусства (направлений, видов, стилей и т.д.).

ИЗО как средство коррекции отклонений в развитии

Являясь тесно связанной с важнейшими функциями (речь, мышление, зрение, двигательная координация) изобразительная деятельность не просто способствует формированию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Отмечается важная роль художественной деятельности, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей.

Рисование и ручной труд несет важную коррекционную ценность, для развития ребёнка в целом и его познавательной деятельности в частности. В процессе организованных занятий, дети начинают лучше осуществлять сравнение, легче устанавливать схожесть и различие предметов, связь между целым предметом и его частями.

ИЗО деятельность требует от детей проявления многосторонних качеств и умений. Чтобы нарисовать любой предмет, его нужно внимательно рассмотреть: определить его строение, форму, цвет, основные детали, положение в пространстве. Необходимость передать в рисунке соответствие изображаемому объекту, заставляет детей отмечать в нем такие особенности и свойства, которые, обычно, пассивном наблюдении не становятся объектом внимания детей.

Рисование способствует формированию у детей аналитико-синтетической функции мышления. Овладение умением рисовать требует реализации сенсорного воспитания, а также само способствует такому воспитанию. Это достигается при помощи тщательного изучения детьми цвета, величины и структуры предметов. В этом процессе участвуют зрительные, двигательные и осязательные анализаторы. В процессе обучения нечеткое, аморфное, слабо-дифференцированное восприятие детей постепенно становятся четкими, конкретными и полными.

У детей формируются разнообразные представления, которые являются основой для освоения знаний, получаемых в процессе обучения в школе. Формирование у учащихся восприятия, воображения и других психических функций невозможно без активного участия мышления. В процессе изобразительной деятельности учащимся необходимо осуществлять различные интеллектуальные операции: осмысливать структуру воспринимаемого объекта, определять последовательность реализации изображения, сравнивать объект и рисунок, соотносить части изображения между собой и т.д. Операции анализа и синтеза, сравнения, планирования, обеспечивают правильное выполнение заданий. Однако во время рисования умственные операции совершаются не автоматически и самопроизвольно. Для активного развития мышления учащихся и исправления его особенностей нужны специальные условия.

Для овладения изобразительной деятельностью, необходимы специальные графические умения: владения рукой, умение подчинять движения контролю глаз и руки, правильно использовать карандаш, кисть, краски и т.д.

Благодаря занятиям изобразительной деятельностью, происходят значительные изменения и в поведении учащихся. Дети становятся более собранными, сдержанными, аккуратными и внимательными. Деятельность учеников приобретает осознанность, мотивированность и целенаправленный характер. У учащихся воспитывается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Таким образом, изобразительная деятельность как организующее средство, положительно влияет и на эмоционально-волевую сферу учащихся. Однако имеющиеся у детей нарушения затрудняют развитию этих процессов.

У многих учащихся младших классов школы V вида отмечаются незначительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти рук. Однако в процессе занятий изобразительной деятельностью указанные недостатки сглаживаются. Этому способствуют специальные упражнения, предусматривающие выработку координированной и согласованной деятельности анализаторов. Данные упражнения развивают глазомер учащихся, обучают руку сознательным и точным движениям, придают ей твердость и гибкость. Зрительные, осязательные, кинестетические ощущения и восприятие позволяют осуществить контроль за направлением и качеством движений. На базе этого, создаются благоприятные условия для развития навыков рисования и письма.

Благодаря занятиям изобразительной деятельности, у учеников школы V вида развиваются мышление, воображение, восприятие, зрительная память, наблюдательность, целенаправленность. У них уточняются многие представления, которые являются основой для усвоения знаний, получаемых в процессе школьного обучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: