Курсовая и выпускная квалификационная работа




Лекция 2. Научный стиль

Конструктивный принцип научного стиля – единство отвлеченно-обобщенности и подчеркнутой логичности (как текстовой реализации процесса познания и доказательства истины посредством понятийно-логической формы мышления).

Сфера функционирования – научная. Направлена на выработку и теоретическое осмысление наиболее объективных знаний о действительности, которая получает свою фиксацию в различных научных произведениях (большая часть знаний выступает в письменной форме: письменная форма – основной вид функционирования научной речи).

Функции – гносеологическая и информативно-коммуникативная (т. е. функции фиксации и передачи научной информации).

Основные жанры – научные произведения, в которых воплощаются объективные знания о мире. Письменная форма: диссертации, монографии, научные статьи, рецензии, тезисы научных докладов и сообщений, учебные пособия. Устная форма: научные доклады, сообщения, лекции, научные беседы, дискуссии.

В зависимости от адресата и степени его подготовленности выделяют собственно-научный, научно-учебный,научно-технический и научно-популярный подстили научного стиля.

К стилевым чертам стиля относятсяотвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, сухость, строгость, некатегоричность.

Языковыми особенностями научного стиля являются насыщенность терминами, научной фразеологией; преобладание абстрактной лексики; частотность употребления сложных (чаще сложноподчинённых) конструкций. Поскольку общепризнанной отличительной чертой научной речи является ее понятийная точность, соблюдение терминологических норм является одним из самых жестких требований, предъявляемых к текстам научных произведений. К ведущим особенностям термина относятся, как известно, следующие: системность, наличие дефиниции (определения), тенденция к однозначности термина в пределах своего терминологического поля, отсутствие экспрессии, стилистическая нейтральность [Языкознание, 1998, с. 508].

Научный текст – форма представления научного знания. Знание как результат познавательной деятельности ученого включает в себя информацию о том, «что уже получено», «как получено» и «какова степень достоверности» этой информации. Единство аспектов содержания научного знания закрепляется терминологически как эпистемическая ситуация.

«Эпистемическая ситуация – это совокупность взаимосвязанных признаков познавательной деятельности в единстве составляющих ее онтологического, методологического, аксиологического, рефлексивного и коммуникативно-прагматического компонентов, оказывающих закономерное влияние на формирование научного текста и определяющих его специфику» [Котюрова, 2008, с. 47 – 48].

Онтологический компонент связан с предметным содержанием знания, т. е. научным осмыслением явлений реального мира (природы, человека и общества), получающим выражение в системе исходных, основных и уточняющих понятий.

Методологический компонент характеризует познавательную деятельность со стороны способов получения, развития и обоснования научного знания.

Аксиологический компонент соотносится с оценочной природой познания, субъект которого (ученый) является не только мыслящим, но и оценивающим. При этом оценке подвергается как предшествующее (старое), так и новое знание, получаемое лично автором. Наиболее важными, социально значимыми характеристиками знания являются степень его достоверности, новизна и актуальность, т. е. универсальные формы оценки научной информации.

Рефлексивный компонент связан с личностным характером познавательной деятельности, в которой исследователь проявляет индивидуальный стиль мышления, эмоциональные реакции на то или иное научное явление, а также активно утверждает свою личностную позицию в науке.

Коммуникативно-прагматический компонент соотносится со сложным и многогранным процессом перестройки всех экстралингвистических факторов познавательной деятельности в собственно лингвистические, т.е. текстовые [Котюрова, 2008].

Цель научного текста – изменение взглядов адресата на предмет исследования или же изменение объема известной ему информации.

Рассмотрим некоторые жанры письменной и устной коммуникации, актуальные для студенческой научной жизни.

Тезисы – «краткая запись содержания научного исследования в виде основных, сжато сформулированных положений» [Баженова, Котюрова, 2003, с. 60]. «Тезисы предполагают определенную и строго нормативную композиционно-смысловую структуру, состоящую из 3: 1) преамбулы (содержащей ввод в проблематику, обоснование ее актуальности, представление предмета исследования), 2) основного тезисного изложения (3 – 6 тезисов, составляющих предметно-логическое единство), 3) заключительного тезиса (итога изложенному)» [Там же, с. 61].

В тезисах недопустимы эмоционально-экспрессивные метафоры, перифразы, инверсии, эллипсисы, восклицания и иные иностилевые включения.

 

Курсовая и выпускная квалификационная работа

Работа должна быть написана научным языком с использованием специальной терминологии. Ее текст должен отвечать следующим требованиям:

четкость структуры (как правило, это введение, теоретическая и практическая части, заключение, список использованной литературы);

логичность и последовательность;

точность и достоверность приведенных сведений;

ясность и лаконичность изложенных материалов;

соответствие изложения материала нормам современного русского литературного языка.

В работе должно соблюдаться требование единства стиля. Следует избегать канцеляризмов или эмоциональности публицистического стиля, применения оборотов разговорной речи, выразительных средств художественной литературы.

Существенным недостатком стиля изложения считается использование сложных наименований для описания тривиальных вещей. Не рекомендуется употребление усложненных синтаксических конструкций, слишком длинных сложноподчиненных предложений.

Следует избегать повторений общеизвестных положений, содержащихся в учебниках и учебных пособиях, не существенной для данного исследования информации, категоричных оценок и суждений. Критика должна носить конструктивный характер и побуждать к дальнейшему научному поиску и разрешению обнаруженных противоречий.

Необходимо внимательно выбирать терминологию. Определения ключевых терминов нужно давать со ссылкой не на толковые, а на отраслевые научные словари. Следует избегать злоупотребления иностранными словами, если они не являются общеупотребительными или не обладают узким терминологическим значением. Во избежание частых повторений одного и того же слова рекомендуется пользоваться контекстуальными синонимами.

Текст работы должен быть безличным. Абсолютно недопустимо употребление местоимения первого лица единственного числа. Рекомендуется использовать форму страдательного залога или безличный оборот, например: «Вряд ли можно согласиться…», «Можно с уверенностью утверждать, что…», «Представляется, что…», «Проведенный анализ помогает утвердиться в мысли о том, что…». Возможно использование конструкций с формами глаголов и местоимений первого лица множественного числа: «На наш взгляд, …», «Под данным термином мы будем понимать…»

Научный способ изложения материала традиционно предполагает следующие виды изложения: определение, описание, повествование, рассуждение, как правило, доминирующим видом изложения является рассуждение при фрагментарной отсылке к другим видам. В целом в работе сохраняется формально-логический способ изложения материала, что является наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи. Конкретный характер научного стиля изложения полностью исключает использование индивидуальных особенностей речи, эмоциональности и изобразительности, привносящих в текст разнообразные оттенки публицистичности.

Рассмотрим жанр устной научной коммуникации – научную дискуссию как средство совместного поиска решения к.-л. проблемы путем выдвижения, противопоставления и критического обсуждения различных точек зрения.

Дискуссия состоит из трех частей:

1. Начало

В дискуссии изначально должен присутствовать субъективно-оценочный компонент, причем обязательно положительного характера, например:

Достоинства проделанной работы отмечены в отзывах. Мне эта тема тоже очень интересна. Я думаю, что проделана большая и полезная работа, которую, конечно, никто не подвергнет сомнению. Но некоторые положения работы мне, по крайней мере, представляются неубедительными.

Юрий Федорович всегда выступает так заинтересованно, так захватывающе, что невозможно не вступить в дискуссию. Я бы хотела сказать следующее.

2. Объективно-содержательная часть.

Так получилось, что мы присоединяемся к мнению тех ученых, позиция которых докладчиком не разделяется

Идеологическая направленность работы, проявившая себя в доминировании модуса долженствования, вероятности прогнозируемых событий, имеющих, с точки зрения докладчика, негативный характер, затемняют научную значимость представленных в работе результатов.

Хотя автор приводит статистические данные, однако, по нашему мнению, интерпретировать их можно по-другому.

3. Концовка

В заключение следует повторить, что высказанные замечания не снижают общей высокой оценки доклада…

Как видим, в разных сферах научного общения действуют свои нормы: языковые, этические и коммуникативные.

Тест

Добавить страницу в мои закладки

Тест

5/5 points (graded)

1. Основными стилевыми чертами научного стиля являются:

отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, сухость, строгость, категоричность;

отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, сухость, строгость, некатегоричность;

отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, образность, строгость, некатегоричность.

верно

2. К какому подстилю научного стиля можно отнести курсовую квалификационную работу:

к собственно-научному;

к научно-учебному;

к научно-популярному;

к научно-техническому.

верно

3. Какой компонент эпистемической ситуации соотносится с оценочной природой познания:

онтологический;

методологический;

аксиологический;

рефлексивный;

коммуникативно-прагматический.

верно

4. Конструктивым принципом научного стиля является:

реализация эстетической функции посредством художественно-образной речевой конкретизации;

связь с повседневной жизнью людей;

регулятивный;

единство отвлеченно-обобщенности и подчеркнутой логичности;

соединение экспрессии и стандарта как выражение двух основных функций: информативной и воздействующей.

верно

5. Исключите лишнее. К ведущим особенностям термина относится:

системность;

наличие дефиниции (определения);

многозначность;

отсутствие экспрессии;

стилистическая нейтральность.

верно

Отправить

Вы использовали 2 из 3 попытокВ некоторых задачах доступны следующие действия: сохранение, сброс, показ подсказки или ответа. Соответствующие кнопки расположены рядом с кнопкой «Отправить».

СохранитьСохранить Ответ

Верно (5/5 баллов)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: