Методика воспитательной работы – раздел теории воспитания и следующей особенности организации воспитательного процесса в различных образовательных учреждениях, разрабатывающий рекомендации по созданию системы воспитательной работы и ее эффективности при использовании тех или иных методов и технологий в воспитательном процессе.
Методика воспитательной науки связана с науками:
1) философия (антологические (бытие – как?) и гносеологические (познание – при помощи чего?) основы воспитания);
2) социология (социальные проблемы развития личности);
3) этнография (раскрывает закономерности воспитания у разных народов мира);
4) невропатология, психопатология, анатомия и физиология (закономерности и особенности функционирования организма);
5) общая психология, специальная психология (закономерности и особенности развития психики ребенка с интеллектуальной недостаточностью);
6) общая дидактика и теория воспитания, специальная педагогика (особенности организации воспитательного процесса с учащимися с интеллектуальной недостаточностью).
Вспомогательная школа состоит из двух отделений; нормативный документ – Положение о вспомогательной школе-интернате.
Воспитание как объект педагогической науки:
В современном мире воспитание имеет четырех аспектную трактовку:
1) воспитание – социокультурное явление;
2) воспитание – педагогический процесс;
3) воспитание – педагогическая деятельность;
4) воспитание – создание условий.
Воспитание осуществляется в процессе педагогического действия (педагогическое действие – педагогически оправданный, спланированный или импровизированный поступок педагога, ведущий к преобразованию ситуации или личности ребенка).
|
Требования педагогических действий:
1) целенаправленность;
2) конкретность, полиформность;
3) адекватность ситуации и личности воспитанника;
4) динамичность;
5) продуктивность;
6) соответствие системе личностных отношений.
Структура условий, организующих воспитательный процесс, включает влияния микросреды, макросреды, характеристик личности педагога и воспитанников, а также коррекция-компенсация, реабилитация, адаптация.
Закономерность – объективно и постоянно существующие связи между явлениями.
Закономерности:
1) воспитание детерминировано культурой общества;
2) воспитание и обучение – суть двух взаимосвязанных процессов с ведущей ролью – воспитание. Причины: сроки, качества;
3) эффективность воспитания зависит от активности человека, включение его в самовоспитание;
4) эффективность и результаты воспитания зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвовавших в воспитательном процессе (цели, содержание, методы, средства, адекватные как для педагога, так и для ребенка).
Идеи воспитания:
1) реализм целей (реальные возможности ребенка);
2) совместная деятельность взрослых и детей (взаимодействие, ведущее к воспитыванию лучших образов духовной культуры, ценностных норм, законов жизни и формированию активной позиции ребенка);
3) самоопределение (формирование предполагаемой личности с твердыми убеждениями);
4) личностная направленность воспитания (в центре не программа, не мероприятие, не формы, не методы, а сам ребенок);
5) добровольность;
|
6) коллективная направленность (Макаренко) (но коллектив не должен подавлять личность, а обязан поддерживать ее духовные, нравственные силы).
Парадигмы воспитания
Парадигма – система принципов, идей, подходов, в контексте которых разрабатываются теории:
- социоцентрическая (императивная). Цель – социализация личности с позиции максимальной общественной полезности. Отношение – субъект-объектное (субъект – педагог – активный; объект – ребенок – пассивный). ВОЗДЕЙСТВИЕ!
- антропоцентрическая (гуманистическая, экзистенциальная). Цель – воспитание ребенка как уникального и неповторимого субъекта социального мира. Отношение – субъект-субъектное. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ!
Предмет – это то, что мы можем взять в руки и манипулировать им.
Объект – это то, чем манипулировать нельзя.
Явления – продукт процесса (природные, социальные, научные опыты (таяние льда)).
Воспитание – планомерное и целенаправленное воздействие на создание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающие необходимые условия для развития, подготовки общественной жизни и производственному труду (Петровский); процесс совместной жизнедеятельности взрослых и детей, помощь ребенку в реализации его возможностей, где воспитывающий взрослый является посредником между ребенком и окружающим миром (Фром).
Дополнение. 3 конспекта занятий:
1) конспект воспитательного занятия;
2) конспект-прогулка;
3) конспект-самоподготовка.