Тема: Предмет и задачи курса «Методика воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью»




Методика воспитательной работы – раздел теории воспитания и следующей особенности организации воспитательного процесса в различных образовательных учреждениях, разрабатывающий рекомендации по созданию системы воспитательной работы и ее эффективности при использовании тех или иных методов и технологий в воспитательном процессе.

Методика воспитательной науки связана с науками:

1) философия (антологические (бытие – как?) и гносеологические (познание – при помощи чего?) основы воспитания);

2) социология (социальные проблемы развития личности);

3) этнография (раскрывает закономерности воспитания у разных народов мира);

4) невропатология, психопатология, анатомия и физиология (закономерности и особенности функционирования организма);

5) общая психология, специальная психология (закономерности и особенности развития психики ребенка с интеллектуальной недостаточностью);

6) общая дидактика и теория воспитания, специальная педагогика (особенности организации воспитательного процесса с учащимися с интеллектуальной недостаточностью).

Вспомогательная школа состоит из двух отделений; нормативный документ – Положение о вспомогательной школе-интернате.

Воспитание как объект педагогической науки:

В современном мире воспитание имеет четырех аспектную трактовку:

1) воспитание – социокультурное явление;

2) воспитание – педагогический процесс;

3) воспитание – педагогическая деятельность;

4) воспитание – создание условий.

Воспитание осуществляется в процессе педагогического действия (педагогическое действие – педагогически оправданный, спланированный или импровизированный поступок педагога, ведущий к преобразованию ситуации или личности ребенка).

Требования педагогических действий:

1) целенаправленность;

2) конкретность, полиформность;

3) адекватность ситуации и личности воспитанника;

4) динамичность;

5) продуктивность;

6) соответствие системе личностных отношений.

Структура условий, организующих воспитательный процесс, включает влияния микросреды, макросреды, характеристик личности педагога и воспитанников, а также коррекция-компенсация, реабилитация, адаптация.

Закономерность – объективно и постоянно существующие связи между явлениями.

Закономерности:

1) воспитание детерминировано культурой общества;

2) воспитание и обучение – суть двух взаимосвязанных процессов с ведущей ролью – воспитание. Причины: сроки, качества;

3) эффективность воспитания зависит от активности человека, включение его в самовоспитание;

4) эффективность и результаты воспитания зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвовавших в воспитательном процессе (цели, содержание, методы, средства, адекватные как для педагога, так и для ребенка).

Идеи воспитания:

1) реализм целей (реальные возможности ребенка);

2) совместная деятельность взрослых и детей (взаимодействие, ведущее к воспитыванию лучших образов духовной культуры, ценностных норм, законов жизни и формированию активной позиции ребенка);

3) самоопределение (формирование предполагаемой личности с твердыми убеждениями);

4) личностная направленность воспитания (в центре не программа, не мероприятие, не формы, не методы, а сам ребенок);

5) добровольность;

6) коллективная направленность (Макаренко) (но коллектив не должен подавлять личность, а обязан поддерживать ее духовные, нравственные силы).

Парадигмы воспитания

Парадигма – система принципов, идей, подходов, в контексте которых разрабатываются теории:

- социоцентрическая (императивная). Цель – социализация личности с позиции максимальной общественной полезности. Отношение – субъект-объектное (субъект – педагог – активный; объект – ребенок – пассивный). ВОЗДЕЙСТВИЕ!

- антропоцентрическая (гуманистическая, экзистенциальная). Цель – воспитание ребенка как уникального и неповторимого субъекта социального мира. Отношение – субъект-субъектное. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ!

Предмет – это то, что мы можем взять в руки и манипулировать им.

Объект – это то, чем манипулировать нельзя.

Явления – продукт процесса (природные, социальные, научные опыты (таяние льда)).

Воспитание – планомерное и целенаправленное воздействие на создание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающие необходимые условия для развития, подготовки общественной жизни и производственному труду (Петровский); процесс совместной жизнедеятельности взрослых и детей, помощь ребенку в реализации его возможностей, где воспитывающий взрослый является посредником между ребенком и окружающим миром (Фром).

Дополнение. 3 конспекта занятий:

1) конспект воспитательного занятия;

2) конспект-прогулка;

3) конспект-самоподготовка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: