Тема: Принципы воспитательной работы




Принцип – система наиболее существенных и устойчивых требований, которые характеризуют и особенности коррекционно-воспитательного процесса и управляют внеклассной деятельностью детей с особенностями психофизического развития.

Система принципов:

1. Принцип гуманной ориентации воспитания: предполагает рассмотрение ребенка главной ценностью (работая с ребенком, учитываются его особенности) в системе человеческих отношений, главной нормой которой является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому ребенку и обеспечение ему свободы (Конституция РБ).

Условия реализации:

1. Добровольное включение ребенка в ту или иную деятельность.

2. Вера каждого ребенка в возможность выбора средств для достижения поставленной цели.

3. Оптимистические стратегии в определении воспитательных задач.

4. Предупреждение негативных последствий в процессе педагогического взаимодействия.

5. Готовность детей к социальной самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности.

6. Учет интереса учащихся, их индивидуальных особенностей и предпочтений.

Отражение в следующих правилах:

1. Опора на активную позицию учащихся, их самостоятельность и инициативность.

2. Педагог должен призывать к добру, но и быть добрым.

3. В общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему.

4. Педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении актуальных проблем.

5. Поэтапно решать воспитательные задачи, воспитатель должен постоянно искать варианты решений, которые принесут большую пользу каждому ребенку.

6. Защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности.

7. В классе педагог должен формировать гуманитарное отношение, не допускающее унижения достоинств детей.

2. Принцип социальной адекватности воспитанников: требует соответственного содержания и средств воспитания в рамках конкретной социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс.

Задачи: ориентироваться на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у учащихся прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.

Условия:

1. Взаимосвязь воспитательных задач и задач социального развития демократического общества.

2. Координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка.

3. Обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям.

4. Ориентация педагогического процесса на реальные возможности социума.

5. Учет разнообразных факторов окружающей социальной среды:

- региональные;

- национальные;

- тип населенного пункта;

- особенности умственной отсталости.

6. Коррекция воспринимаемой разнообразной информации от средств массовой информации.

Правила:

1. Воспитательный процесс строится с учетом реализации социальных отношений (экономики, политики, общества).

2. Школа не должна ограничивать воспитание ребенка своими средствами (реальные факторы социума).

3. Педагог должен корректировать негативное влияние на ребенка окружающей средой.

4. Все участники взаимодействуют.

3. Принцип индивидуализации воспитания учащихся: предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ребенка. Выделение социальных задач, соотносящих с особенностями детей, включает их в различные виды деятельности, раскрытие принципов в этих видах деятельности, создающих возможности для самораскрытия и для самоактуализма.

Виды деятельности:

- учебная;

- игровая;

- трудовая;

- общение;

- творческая;

- спортивно-оздоровительная.

Условия:

- можитории изменений индивидуальных особенностей деятельности;

- определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;

- выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;

- учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер;

- предоставляет возможности самостоятельных выборов, способов участия во вне учебной деятельности в сфере выбора дополнительного образования.

Правила:

1. Работа, которая проводится с группой учеников, должна ориентироваться на развитие каждого из них.

2. Успех воспитания взаимодействия с одним ребенком не должен влиять на характер взаимодействия с остальными детьми.

3. Осуществляя выбор воспитательных средств необходимо пользоваться информацией об индивидуальных качествах ребенка.

4. На основании взаимодействия с учетом воспитатель ищет способы коррекции поведения ребенка.

5. Постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия определяет совокупность средств, используемых воспитателем.

4. Принцип социального закаливания детей включает воспитанников в систему, которая требует волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлекторная позиция.

Условия:

- включение детей в решение различных проблем социальных отношений (реальные и имитирующие ситуации = социальные проблемы);

- диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;

- стимулирование самопознания, определение своей позиции и способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях.

Правила:

1. Проблемы отношений детей нужно решать вместе с детьми, а не за них.

2. Ребенок не всегда должен легко добиваться успехов в своих отношениях с окружающими. Трудный путь к успеху – залог успешной жизни.

3. Не только радость, но и переживания воспитывают человека.

4. Волевых усилий для преодоления трудностей не будет завтра, если их нет сегодня.

5. Нельзя предусмотреть все трудности, но нужно быть готовым к их преодолению.

5. Принцип создания воспитывающей среды: создает в школах такое отношения, которые формировали бы социальность ребенка. На первое место выдвигается идеал о единстве коллектива школьников. В каждом классе должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое, эмоциональное). Создается воспитательная среда, которая предполагает взаимную ответственность участников в процессе (сопереживание, взаимопомощь, вместе преодолевать трудности).

Доминирование творческого начала, где творчество рассматривается как универсальный критерий отношений в коллективе.

Условия:

1. Выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей воспитателя и воспитанника.

2. Определение вида деятельности является значимой для всех членов коллектива.

3. Развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности, создание разнообразных детских объединений (например, по интересам).

4. Формирование позитивного отношения к творчеству (воспитательная среда должна быть эвристичной).

5. Неповторимость учебного заведения (школа = «собственное лицо»).

6. Наличие отношений «ответственной зависимости» (Макаренко А.С.).

Правила:

1. Школа – дом, воспитанник должен ощущать сопричастность к успехам и недугам коллектива.

2. Педагог и учащиеся – члены одного коллектива, помогающие друг другу.

3. Образовательная цель школы – цель каждого педагога и учащегося.

4. Необходимо реально доверять детям, а не играть с ними в доверие.

5. Каждый член коллектива должен быть творцом отношений и новых дел.

6. Равнодушный педагог = равнодушные дети.

Тема: Методы воспитания

Метод (от греческого – путь) – способ реализации целей воспитания.

Ряд ученых под методами воспитания понимают главные средства, обеспечивающие решение задач каждого из компонента воспитательного процесса.

Традиционно метод рассматривается как способ влияния на сущностные сферы человека, с целью выработки качеств, заданных содержанием воспитания.

Метод воспитания в рамках субъект-субъектных отношений понимается как способы взаимодействия педагогов и учащихся, в результате чего происходит изменение уровня развития качеств личности воспитанников.

Классификация методов – выстроенная по определенному признаку система методов.

Классификация помогает обнаружить общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое, и, тем самым, способствует осознанному выбору и эффективному использованию.

Опираясь на классификацию, можно ясно представить систему методов и лучше понять их назначение, характерные признаки.

Для классификации нужны:

- основания;

- признаки для ранжирования.

Основания:

- по способу влияния:

1) методы прямого педагогического влияния;

2) методы косвенного педагогического влияния;

- результаты:

1) методы, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;

2) методы, создающие привычки, определяющие тип поведения.

Общие методы воспитания:

- убеждение;

- положительный пример;

- упражнение;

- одобрение;

- осуждение;

- требование;

- контроль, самоконтроль, самооценка;

- переключение;

- и так далее.

Классификация по Ю.К. Бабанскому:

Основа – концепция деятельности (Леонтьев, Давидов, Эльконин). Она предполагает:

1) осознание процесса деятельности;

2) организация процесса деятельности;

3) стимулирование процесса деятельности;

4) контроль и анализ результатов.

Первая группа методов – Методы формирования сознания:

- беседа;

- рассказ;

- лекция;

- убеждение;

- дискуссия;

- диспут;

- пример;

- и так далее.

Вторая группа методов – Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения:

- упражнение;

- поручение;

- требование;

- создание воспитывающих ситуаций;

- и так далее.

Третья группа методов – Методы стимулирования поведения:

- поощрение;

- наказание;

- соревнование;

- игра.

Четвертая группа методов – Методы контроля самоконтроля и самооценки:

- наблюдение;

- анализ результатов деятельности;

- опросы, проекты;

- рефлексия (саморефлексия);

- сравнение.

Классификация (Болдарев, Гончаров, Королев и другие):

По характеру воздействия на учащегося:

1) убеждение;

2) упражнение;

3) поощрение и наказание.

Классификация (Ильина, Огородников) предложили систему общих методов воспитания, трактующих характер воспитания более обобщенно:

1) методы убеждения (беседа);

2) методы организации деятельности;

3) методы стимулирования поведения школьников.

Классификация (Марьенко) по принципу воздействия:

1) объяснительно-репродуктивные методы (беседа);

2) проблемно-ситуативные методы (диспут);

3) методы приучения и упражнения (упражнение);

4) методы стимулирования (поощрение, наказание);

5) методы торможения (наказание, требование);

6) методы руководства (поручение, совет и другие);

7) самовоспитание (сравнение).

Классификация по Сластенину и Щукиной:

Методы сгруппированы на основе направленности (то есть, какой интегративной характеристики, включающая в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов содержания):

1) методы формирования сознания (рассказ, лекция, объяснение, этическая беседа, разъяснение, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, дискуссия, положительный пример и так далее);

2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации и так далее);

3) методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, наказание, соревнование, игра и так далее);

4) методы контроля и самоконтроля.

Махмутов: бинарные методы в обучении предполагают выделение парных методов в паре обучения. В воспитании бинарные методы построены по шкале «воспитание-самовоспитание»:

Классификация бинарных методов воспитания на основе сущностных сфер:

Сущностная сфера психики Бинарные методы
  Методы воспитания Методы самовоспитания
Интеллектуальная сфера убеждение самоубеждение
Мотивационная сфера стимулирование мотивация
Эмоциональная сфера внушение самовнушение
Волевая сфера требование упражнение
Сфера саморегуляции Коррекция поведения Самокоррекция
Предметно-практическая сфера Воспитывающая ситуация социальные пробы
Экзистенциальная сфера Метод дилем рефлексия

Психологические методы воспитания:

1. Метод невербального воздействия.

2. Метод эмоционального воздействия (возмущение, сопереживание и другие).

3. Метод рационального воздействия (внушение).

Ложные методы:

- физическое наказание;

- уговаривание, увещевание и упрашивание;

- назидание, морализирование, нотация;

- захваливание детей, задабривание и задаривание;

- ворчание педагога, разнос, мелочная придирка, упреки, запугивание;

- бесконечные «проработки» ученика с привлечением других школьников, родителей и так далее;

- манерничанье педагога перед детьми, заорганизовывание жизни детей, муштра.

Приемы воспитания – конкретны операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого; часть метода.

Классификация В.А. Караковской. За основание избирает средства воспитания и предлагает такую систему методов воспитания:

- методы воспитания словом;

- методы воспитания делом;

- методы воспитания ситуацией;

- методы воспитания игрой;

- методы воспитания общением;

-методы воспитания отношением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: